СюжетыОбщество

Неизвестные страницы болгарского ГУЛАГа

Как в Болгарии борются с мифами о социалистическом прошлом

Рисунок Петра Бойчева из коллекции выставки «Пробивая стену»
Рисунок Петра Бойчева из коллекции выставки «Пробивая стену»

Скромные графические портреты и портретные зарисовки врачей и адвокатов, бизнесменов и священников, бывших министров, политиков и депутатов, военных и полицейских, выполненные порой на клочках пожелтевшей от времени бумаге, собрались вместе на передвижной выставке «Пробивая стену», которая вот уже около двух лет путешествует по областным центрам Болгарии. А еще всех героев экспозиции объединил концентрационный лагерь «Белене», устроенный коммунистической властью для «врагов народа» на пограничном с Румынией дунайском острове Персин, и создатель портретной галереи, юрист и художник Петр Байчев — сам узник этого лагеря.

Выставку при поддержке общественных фондов «Софийска платформа» и America for Bulgaria организовал сын художника Веселин Байчев. «Люди, особенно, молодежь, — считает он, — должны знать правду о прошлом своей страны, пускай, эта правда не всегда приятная».

И в самом деле — история болгарского ГУЛАГа даже спустя почти 27 лет после крушения коммунистического режима, пока еще остается не известной широкой публике. Поэтому, наверное, более 40% болгарских граждан и сейчас продолжают ностальгировать по эпохе социализма, а бессменного в течение 35-ти лет лидера Болгарии Тодора Живкова считают лучшим руководителем в истории страны и несут цветы на его могилу.

Болгарская коммунистическая партия (БКП) развернула террор в стране сразу же после прихода к власти в сентябре 1944 года по прямому указанию легендарного Георгия Димитрова и при полном одобрении Москвы. В октябре были созданы так называемые «народные трибуналы», через которые всего за полгода прошли около 11 тысяч человек — генералы и офицеры, промышленники и коммерсанты, судьи и чиновники, писатели и журналисты, из них 2138 человек приговорили к смертной казни. Только в ночь с 1 на 2 февраля 1945 года «народная власть» расстреляла 147 высших представителей свергнутого царского режима.

Но до сих пор отсутствует достоверная статистика о количестве погибших в ходе коммунистических чисток «неблагонадежных элементов», поскольку действия центральной власти сопровождались инициативой на местах, когда практически без следствия и суда жертвами ревностных борцов за коммунистические идеи становились мэры городов, сотрудники местных администраций, учителя и священники. После 1989 года на территории Болгарии неоднократно находили неизвестные братские могилы с десятками неопознанных человеческих трупов.

Тогда же, в 1945 году, коммунисты приступили к созданию концентрационных лагерей, лукаво назвав их общежитиями по трудовому воспитанию (ТВО). Всего в социалистической Болгарии, по данным Ассоциации бывших политзаключенных, действовало около 90 ТВО, наиболее зловещими из них по условиям содержания были лагеря «Кучан», прозванный заключенными «Ласка смерти», «Бобов-Дол», «Богданов-Дол», и, конечно, лагерь «Белене» на острове Персин.

Первых заключенных сюда — в край обитания заповедных птиц, отделенный от материка быстрыми протоками Дуная — завезли в 1949 году. Они строили дамбы, осушали болотистую местность, возделывали сельскохозяйственные поля и занимались разведением свиней. Тех, кто по возрасту физически не мог работать по 14-16 часов или сознательно отказывался исполнять каторжный труд, помещали в карцер — сырое помещение типа землянки. Многие, не выдержав таких условий и издевательств охраны, умирали. Их трупы хранились по нескольку дней в лагере, пока не набиралось необходимое количество для вывоза на материк, чтобы «не гонять порожние грузовики».

В конце 1952 года число узников в «Белене» достигало 7 тысяч человек. Их главная вина состояла только в том, что они до прихода коммунистов к власти либо занимались политической деятельностью, либо служили при царском режиме в армии и разных государственных ведомствах, как, например, Петр Байчев, занимавший в военное время пост судьи военно-полевого суда.

Коммунистические власти Болгарии несколько раз формально закрывали лагерь «Белене», но фактически он действовал беспрерывно вплоть до 1989 года. Бывших царских генералов, политиков и чиновников сменили диссиденты и инакомыслящие, критиковавшие социалистические порядки, а также этнические турки, отвергавшие проводимую БКП политику насильственную ассимиляцию вплоть до перемены турецких имен и фамилий.

За истекшую более чем четверть века власти новой Болгарии, изначально заявившие о своей приверженности демократическим ценностям, не проявили в отличие от Польши, Чехии, Венгрии и ряда других бывших соцстран Восточной Европы настоятельного стремления однозначно осудить преступления коммунистического режима против своего народа.

Проведение люстрации в отношении руководящих функционеров и активистов БКП, а также сотрудников госбезопасности было заблокировано в начале 90-х годов конституционным судом республики.

Только в 2006 году накануне вступления Болгарии в Евросоюз парламент страны принял закон об открытии архивов спецслужб, который, однако, не предусматривал каких-либо мер наказания или порицания их кадровым сотрудникам и агентам.

И хотя с 2011 году по предложению экс-президентов Болгарии Желю Желева и Петра Стоянова 1-ое февраля теперь официально отмечается как День памяти жертв коммунистического режима, массовое общественное сознание еще не готово к тому, чтобы активно обсуждать неприглядные факты из практики тоталитарной социалистической системы. Тем не менее, есть в болгарском обществе те, кто хорошо понимает, что без уроков прошлого будущее построить трудно.

Лично нынешний президент Болгарии Росен Плевнелиев активно выступает за тщательное изучение периода с 1944 по 1989 года, когда у власти находились коммунисты. Так, он, посещая в мае этого года остров Персин, заявил, что «пришло время раскопать прах прошлого и узнать истину о тоталитарном режиме».

К слову, передвижная выставка портретных рисунков Петра Байчева проходит под патронажем главы республики.

В начале июня в Софии по инициативе общественного фонда «Истина и память» состоялась дискуссия «Знание и ценности», в которой приняли участие известные болгарские историки, депутаты парламента и общественные деятели. Все выступающие подчеркивали необходимость того, чтобы информация о преступных деяниях коммунистического режима была включена в школьные учебники по отечественной истории.

Участники дискуссии обсудили примерный перечень значимых фактов и процессов, знания о которых необходимо в обязательном порядке довести до подрастающего поколения. В списке оказались история создания «народных трибуналов» и репрессии в отношении видных представителей национальной элиты, массовые расстрелы, принудительные чистки госаппарата и, конечно же, отправка многих тысяч людей в концентрационные лагеря. Также историки настаивают на том, что молодежь со школьной скамейки необходимо информировать о таких «достижениях» социализма, как принудительная коллективизация, дефицитная экономика, тотальная цензура, пропагандистское восхваление социалистического образа жизни, запрет на выезд за границу.

Однако от дискуссии до реальных дел — путь неблизкий. А пока Веселин Байчев колесит с выставкой лагерных работ своего отца по стране, рассказывая жесткую правду и развенчивая мифы о «славном социалистическом рае». В этом непростом начинании ему помогают дочь-студентка и ее подруги-сверстницы, а, значит, уже возникла связь времен и память сохранится.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow