Сюжеты

Строго до 35

Пятая Московская международная биеннале молодого искусства может стать главным арт-событием лета

Инсталляция Фарида Расулова. vk.com/biennaleyongart

Культура

Актуальное искусство теперь под подозрением. Последние новости из столичного арт-мира противоречивы: авангардный Государственный центр современного искусства (ГЦСИ) слили с правоверным Музейно-выставочным центром РОСИЗО, но зато суд освободил акциониста Петра Павленского. Иосиф Бакштейн, отец-основатель и бессменный комиссар Московской международной биеннале, подал в отставку, однако дело его живет, и Москва полнится слухами о новых кандидатах на его место. На этом жестком информационном фоне, состоящем из отставок, проверок, слияний и поглощений, открытие Пятой Московской международной биеннале молодого искусства (участниками его, впрочем, как и руководству не может быть более 35 лет) выглядит едва ли не чудом. Реликтом докрымской эпохи модернизации, важной частью которой были именно актуальные художественные тренды.

Тем более что нынешний смотр молодого искусства обещает быть самым широкоформатным за всю историю своего существования. В программе заявлено 59 выставок. В основном проекте «Глубоко внутри», открывающемся 1 июля на территории Трехгорной мануфактуры,  участвуют 93 художника  и арт-группы из 36 стран. Его куратором выступил Надим Самман, относительно юный, но уже весьма известный в интернациональном арт-сообществе. Днем раньше запускаются «Гиперсвязи» и «Время обоснованных сомнений», два международных «стратегических проекта». Их покажут  в залах главных организаторов  нынешней биеннале — в ГЦСИ и в Московском музее современного искусства (ММОМА). Ну а выставки специальных проектов, одна за другой, начинают работать в Мультимедиа Арт Музее, Центре современного искусства «Винзавод», Центре дизайна Artplay и на менее масштабных площадках, а также в других городах — Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ижевске — и Московской области. Это не считая еще 40 выставок параллельной программы, плюс диспуты, лекции и концерты.

Независимый куратор Екатерина Кибовская  (учредители биеннале  — Минкульт РФ и департамент культуры Москвы),  впервые ставшая комиссаром молодежки, объясняет, что «начинающие» художники отличаются от устоявшихся мастеров энергией и драйвом. «Своим напором они похожи на драйверов, заныривающих на максимально доступную глубину, или же на разведчиков, исследующих совершенно новые территории. Современное искусство выполняет функцию магического хрустального шара, вглядываясь в который можно различить важные для общества символы и знаки. Имеющий глаза, да увидит…»

Кибовская говорит, что с особыми сложностями в работе над биеннале не сталкивалась. Ни одно предложение оргкомитета не было оспорено или отложено. «Очень важно находиться с властью в режиме диалога, объяснять чиновникам необходимость актуального искусства. Мы все привыкли к монологам, но так дела не сделаешь, а я люблю все наглядно объяснять и показывать… За год, пока мы готовили наши выставки, ситуация в обществе резко поменялась, и мне кажется, что главный проект «Глубоко внутри», на участие в котором было принято 2044 заявки, стал из-за этого еще более своевременным и точным…»

Заявки на участие в главной выставке принимали на сайте. Ее мог подать любой желающий. Надим Самман предельно внимательно рассматривал каждую. Начиная формировать проект, организаторы привезли в Россию более полусотни молодых художников, чтобы здесь, встраиваясь в местный контекст, они создавали произведения, завязанные на местные реалии. Так, уже достаточно известный берлинский художник Юлиус фон Бисмарк попросил отправить его в деревню, в лес и оказался в Тверской области. «Самое сильное впечатление, — делится Екатерина Кибовская, — у меня осталось от дисциплинированности и трудоспособности молодых ребят. Сегодня художник — это не богемный соня, но трудоголик, проверяющий практикой свои художественные стратегии. Они же все еще только ищут место под солнцем, поэтому им важно не ошибиться. Важно понять, что ты все делаешь правильно…»

 Правильность стратегии, избранной оргкомитетом, оценят зрители. Будет ли биеннальное пространство острым, критическим, политизированным или же с независимым видом направится в сторону «искусства для искусства», станет понятно уже в самые ближайшие дни.

Дмитрий Бавильский, The Art Newspaper Russia, — специально для «Новой газеты»

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera