Сюжеты

Театр как «единица услуги»

2018-й станет годом сцены — предложила коллегия Министерства культуры

Культура

Марина Токареваобозреватель

 

Впервые за много лет Министерство культуры посвятило очередную коллегию одному-единственному вопросу: «Развитию театрального дела».

Что ж, самое время: театр — сегодня площадка острых споров, дискуссий, а иногда и взаимного отрицания поколений, традиций, направлений, персон. Тут кипит варево мнений, возникают скандалы и триумфы.

Коллегия проходила в Петербурге, в новом здании «Мариинки-2». И первым выступающим был хозяин — Валерий Гергиев. Один из самых высокооплачиваемых дирижеров мира посвятил свою речь грядущему: Мариинский театр вкладывается в будущих зрителей и в будущих артистов сейчас: концертами, возможностями, уроками. Новая грандиозная затея Гергиева — создание во Владивостоке школы оперного и балетного искусства — выглядит сверхдорогостоящей: полеты труппы, оркестра и педагогов для набора и обучения грядущих звезд Приморья встанут бюджету в миллионы рублей, и здесь — одна из тактических задач гергиевского гостеприимства. Чтобы не «работать на перевозчика», нужен долгосрочный контракт с «Аэрофлотом», государственная льгота. «Коммерция и искусство встречаются, но они не должны быть мужем и женой», — резюмировал Гергиев, — и в качестве аванса получил от министра культуры подарок: свой бюст. Пока в гипсе.

А основным докладчиком на коллегии был заместитель Мединского Александр Журавский, ответственный за развитие театрального дела в стране. Ключевые глаголы этой части заседания были «выросло» или «растет». Выросло на 9 процентов число новых спектаклей (165,3 тысячи в 2015-м), на 10 процентов число зрителей государственных театров (36 миллионов), внебюджетные доходы федеральных театров за три минувших года (с 3 миллиардов в 2012 году до 5,3 миллиарда в 2015-м). Вырос объем гастролей. Лидеры отрасли: Большой, Мариинский. И — Вахтанговский: в прошлом году он обеспечил 515 миллионов внебюджетных поступлений, практически на каждый бюджетный рубль зарабатывая два.

Удалось отменить секвестр президентских грантов, а внебюджетные доходы «федералов» достигли трети внебюджетных доходов всех театров страны. Хотя «федералы» — абсолютное меньшинство, 4 процента российских театров. Что ж, если взирать на процесс только взглядом министерства, жить в театральной России становится лучше и веселей.

Тем более жестким диссонансом прозвучало выступление Александра Калягина, прочитанное с трибуны одним из его замов. Похоже, глава СТД России этой речью открыл свою грядущую предвыборную кампанию. И начал, цитируя сигналы бедствия из регионов, которые получает СТД:

«Проблемам театров не уделяется никакого внимания со стороны руководства края. Несмотря на многочисленные приглашения, губернатор ни разу не присутствовал ни на одном спектакле».

«Театральная ситуация в республике не изменилась. Бюджетное финансирование уменьшается. Субсидии на новые постановки не выделяются».

Геннадий Смирнов, оглашавший речь, в этом месте потряс пухлой стопкой бумаг, но продолжил странно: «…я не называю регионы, откуда получены эти сообщения. Ведь ситуация почти повсеместно похожая».

Но как исправить ситуацию без конкретного адреса?

По мнению Калягина, вот как: «Механизмом практической реализации поручений мог бы стать долгосрочный комплексный план развития театрального искусства в регионах России… План этот, я убежден, должен содержать не только меры и мероприятия, механизмы их реализации и конкретных исполнителей, но и целевые показатели реализации этих мер, ожидаемые результаты от их реализации, источники и объемы финансирования запланированных мероприятий, как это прямо записано поручении, которое предлагается снять с контроля как исполненное»…

Еще одним диссонансом безмятежному тону коллегии прозвучало незапланированное выступление главного редактора Петербургского театрального журнала Марины Дмитревской. ПТЖ выходит больше 20 лет, по оценке главреда, он «лучший в России», а обещанный министерством грант в этом году не выделен. Цена вопроса — 1 200 000 рублей. И если оценивать ПТЖ с точки зрения развития театрального дела, деньги, само собой, надо дать. К тому же и у СТД теперь появилась возможность помочь изданию: пора, наконец, забыть о критике в свой адрес — во имя интересов того самого дела.

Одним из нервных узлов коллегии стали вопросы театрального образования: Георгий Исаакян, глава Театра Наталии Сац, говорил о катастрофическом сокращении сроков образования вокалистов, о дефиците профессиональных критиков. Борис Любимов, ректор Щепкинского училища, — о демографической яме в образовании театроведов. Григорий Заславский, и.о. ректора ГИТИСа, — о необходимости новых образовательных стандартов.

Самое повторяемое слово коллегии было — деньги. «Диверсификация бюджета», «единица услуги», «госзадание» — и это все о театре. «Нормативный подход» лукав своей внешней объективностью. Вводя пресловутую систему показателей, Министерство культуры пытается ответить на ключевой вопрос: что такое хороший и плохой театр? Кого надо питать, а кого пора сбросить с плеч как бездарного нахлебника? Но в том-то и дело, что складывая посещаемость, доходность, эффективность, система не учитывает главное в театральном деле — его художественный класс. Который вовсе не впрямую связан с «показателями».

По нынешним критериям одинаково успешными могут выглядеть, скажем, Театр имени Вахтангова во главе с Римасом Туминасом, который уверенно ведет через волны рынка его директор Кирилл Крок, и популярный Театр Сатиры во главе с Александром Ширвиндтом, который не менее уверенно ведет его директор Мамед Агаев. Но только жизнь первого есть череда событий художественных, а жизнь второго полностью описана столетней давности формулой Немировича-Данченко «Мы спустились до этого чудовища публики!». Служить искусству — или служить рынку, работать на потребу, обслуживать инстинкты толпы — вот это ни в каких показателях, предлагаемых Министерством культуры, сегодня не учтено.

Скажем, посещаемость МХТ имени Чехова — 99 процентов. А вокруг чего этот театр выстраивает творческую стратегию, какого качества спектакли являются событиями — уже десятилетие открытый вопрос. И надо ли без тонкого разбора давать так называемые «сертификаты Табакова» — то есть государственные деньги, в первую очередь тем, у кого под завязку заполнены театральные залы? Или стоит сначала оценить, почему и ради чего это происходит?

Между тем по всей России работают во славу театра люди, для которых главное — художественность. Именно им, от Алексея Песегова из Минусинска до Льва Додина из Петербурга, государство должно помогать — ради превращения толпы в народ.

Стратегия поддержки качества — важнейшее в долговременной политике театрального дела. Театром управлять не надо, надо поддерживать в нем лучшее. Поддержка, скажем, остро нужна одному из лучших частных театров России, СТИ Сергея Женовача. Ведь если эпоха правления Мединского будет отмечена его исчезновением с театральной карты страны СТИ, она прочно окрасится в траурные тона.

Впрочем, Министерство культуры пока не сдается под давлением ведомства Антона Силуанова, которое каждый год пытается урезать бюджет на культуру: за три года госзадание на поддержку федеральных театров выросло на 62 процента, в этом году — 13,6 миллиарда рублей.

А если иметь в виду, что Елена Ямпольская, страстная поклонница Сталина, говорят, будущий глава думского Комитета по культуре 7-го созыва, уже подбирает себе штат, иные публичные экзерсисы Мединского покажутся райскими трелями. Министерству в нынешних раскладах самое время выучить роль не жесткого управленца с дубиной в одной руке и кошельком в другой, а прозорливого, умного мецената, действующего в интересах нации. Пока в стране окончательно не наступило время деятельниц на последнюю букву алфавита. Дальше — некуда. Или, как сказал Горацио над трупами главных героев «Гамлета»: «Дальше — тишина».

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Теги:
театр
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera