Сюжеты

Уголовное дело авторской сборки

Руководство Российского авторского общества подозревают в мошенничестве на 500 миллионов — уже не в первый раз

Сергей Федотов (слева). Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 70 от 1 июля 2016
ЧитатьЧитать номер
 

28 июня Таганский суд Москвы арестовал генерального директора Российского авторского общества Сергея Федотова. Следователи обвиняют его в мошенничестве с недвижимостью, принадлежавшей РАО, на 500 миллионов рублей. Претензии к обществу есть как у противников автор­ского права, так и у правообладателей, а непрозрачность работы РАО привлекала внимание налоговиков.

Расследование в отношении Россий­ского авторского общества началось в прошлом году. Федотова обвиняют в хищении имущества РАО: в 2007—2011 гг. общество приобрело четыре объекта недвижимо­сти в Москве площадью 2 тыс. кв.м, затем они были переданы дочерней компании РАО «Сервисно-эксплуатационная компания» (ЗАО «СЭК»), а затем — четырем дочерним фирмам СЭК. Генеральный директор СЭК — член совета директоров РАО Светлана Темешова. В прошлом году компания получила 2,5 млн рублей чистой прибыли. Открытая информация есть только об одной дочерней компании СЭК — ЗАО «Медиа Менеджмент» с уставным капиталом 119 млн рублей. Ее основной вид деятельности — управление недвижимостью, а генеральный директор — Михаил Черешнев, он же руководит звукозаписывающей компанией ЗАО «Музофон».

Расследование вели оперативники Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России совместно с сотрудниками ФСБ. Ущерб от вывода имущества они оценивают в 500 млн рублей, по данным РБК. Иван Ким, советник генерального директора РАО по связям с общественностью, сообщил «Новой», что три из четырех помещений уже проданы, деньги получили «внучки» РАО. Он утверждает, что руководство РАО все делало законно.

«Это помещения в бизнес-центре Baker Plaza на Бутырском Валу и отдель­но стоящее здание на Шелепихинской набережной, — объясняет Ким. — Они покупались РАО, но так как РАО не может вести коммерческую деятельность по уставу, они были переданы в СЭК, чтобы она занималась коммерческой деятельностью, сдавала их в аренду. Затем они поступили дочерним обществам СЭК — их уже СЭК создавала, и каждой организации передавала в уставной капитал по одному помещению. Потом три помещения были проданы: был кризис 2012 года, просел рынок недвижимости, они не сдавались, и содержать их было нерентабельно. СЭК занималась обслуживанием и эксплуатацией зданий. Дочерние компании СЭК — я, наверное, не смогу вам ответить, с какой целью они создавались, но не с целью выведения имущества. Мы уверены в невиновности нашего генерального директора».

Иван Ким признает, что иных доходов, кроме авторских отчислений, у РАО нет, поэтому недвижимость, по-видимому, приобреталась на них — возможно, это такие же нераспределенные авторские вознаграждения, как те, за которые на РАО подала в суд налоговая инспекция в 2012 году. Тогда Московский арбитражный суд постановил взыскать с общества 555 млн рублей: РАО не включило в свои доходы авторские вознаграждения, за которыми не обратились авторы, и не заплатило с них налог на прибыль. Дело в том, что чтобы получить вознаграждение, например, за исполнение своей песни в эфире, автор должен сам обратиться в РАО и заключить с ним договор, а делают это далеко не все, объясняет Николай Воронов, заместитель председателя «Пиратской партии». Но к тем, кто использует чужие произведения, РАО приходит само.

«Пиратская партия» внимательно наблюдала за деятельностью РАО. С 2009 по 2012 год они собрали 12 млрд рублей, а потратили около 10 — куда делись еще два миллиарда? — говорит Воронов. — Авторы могут не знать, что РАО собирает деньги за их произведения, они не обращаются в РАО, у них нет договора, и деньги оседают в самом обществе, никак не распределяются. В прошлом году были слухи, что арестовывали счета РАО, сами они это опровергали. А сейчас, видимо, нашли способ поймать генерального директора».

Согласно отчетам самого РАО, в 2014 году оно собрало более 4,5 млн авторских сборов, более трети которых — за использование музыки и песен. При этом авторам выплатили около 3,4 млн. В 2013 году собрали 4,4 млн отчислений, распределили 3,5 млн рублей. На расходы самого РАО по сбору денег ушло 856 тысяч, в 2013 году — около миллиона рублей.

У правообладателей, которые регулярно сотрудничают с РАО, тоже есть к нему претензии. Андрей Лукинов, директор «Продюсерского центра Игоря Матвиенко», говорит, что вызывало вопросы качество сбора денег и назначения величины сбора: «Не все концерты РАО «видело», был непонятен алгоритм начисления вознаграждения», — говорит Лукинов.

Впрочем, продюсер считает, что проблема здесь — в отсутствии общей согласованной практики: «После сбора денег и получения отчета от пользователей, детализирующего, что именно использовалось, деньги распределяются пропорционально отчету. Грубо говоря, радиостанция заплатила за период 100 рублей, в этот период использовалось 100 произведений, одно произведение «стоит» 1 рубль. РАО удерживает свой процент на компенсацию работы по сбору, распределению и выплате и выплачивает правообладателю причитающееся ему вознаграждение. Если отчетов об используемых произведений нет (заплатила за озвучку какая-нибудь «шаурма»), то используется так называемое рейтинговое, или статистическое, распределение: вознаграждение распределяется на определенное количество топовых произведений. По такому способу распределения больше всего претензий не только к РАО, но и к ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности), и РСП (Российский союз правообладателей), поскольку нормативных документов по критериям такого распределения не существует, организации их самостоятельно определяют».

Всероссийская организация интеллектуальной собственности взимает плату за использование фонограмм в пользу исполнителей и студий звукозаписи. Российский союз правообладателей во главе с Никитой Михалковым (президент Совета РСП) собирает своеобразный акциз с продаж чистых дисков, получивший название «налог с болванок», — в качестве сборов за индивидуальное, не коммерческое, прослушивание песен и просмотр фильмов. РАО, ВОИС и РСП связаны между собой: Сергей Федотов до декабря 2015 года был гендиректором РСП, а его бывший заместитель Андрей Кричевский сейчас руководит и РСП, и ВОИС. В 2015 году была попытка объединить все три организации, но пока они функционируют отдельно.

Анна Байдакова,
«Новая газета»

Чем прославилось РАО

В 2009 году Российское авторское общество отсудило 457 тысяч рублей у ООО «Юг-Арт», организовавшего гастроли британской группы Deep Purple в Ростове-на-Дону, — фактически за исполнение группой собственных песен.

В том же году РАО выдвинуло претензии к Российской футбольной премьер-лиге за использование «Футбольного марша» Матвея Блантера — произведение традиционно звучит в начале матчей. При этом наследница композитора Татьяна Бродская публично заявила, что не имеет на музыку деда, написанную в 1938 году, никаких претензий.

В 2010 году РАО судилось с кинотеатром «Каро» в Каменске-Уральском за права на использование оригинальных саундтреков во время показов фильмов «Аватар», «Шерлок Холмс», «Книга Илая» и «Черная молния». В итоге областная прокуратура признала действия РАО незаконными.

В 2011 году общество предъявило претензии к Московской, Екатеринбургской и Нижнетагильской филармониям за исполнение классической музыки.

«Артисты получают с барского стола унизительные роялти»

Большинство участников рынка недовольны работой организации, которая защищает их имущественные права

Проблемы у РАО начались еще в прошлом году, тогда же было возбуждено уголовное дело. Потом обыски, выемка документов и, наконец, арест. Адвокат Денис Балуев просил об освобождении своего подзащитного под залог в 5 миллионов рублей. Но Федотов сел, и просидит в СИЗО до 17 августа, пока идет следствие. Так решил Таганский суд.

В центр скандала он попадал множество раз.

Федотов — автор знаменитой идеи налога на интернет. Так он собирался бороться с пиратством.

Федотов — владелец замка в Шотландии ценой 1 млн фунтов стерлингов (81 млн рублей).

Федотов — партнер Никиты Михал­кова по Российскому союзу правообладателей. Из информации об этом партнерстве в народе мгновенно родилась версия: копают под Михалкова. Тем временем сам Михалков готов ходатай­ствовать за смягчение меры пресечения Федотову.

Все это очень серьезно. Изначально структура у Федотова некоммерческая, но если ты собираешь несколько миллиардов в год, нужно быть готовым ко всему.

Но это, в конце концов, проблемы Сергея Федотова. А что все это значит для системы сбора и распределения отчислений за автор­ские права в России? «Новая» со­брала мнения экспертов и участников рынка.

Михаил Федотов, юрист, председатель СПЧ

— Я шокирован тем, что происходит вокруг Российского авторского общества, тем более что оно создавалось при моем непосредственном участии — но это было давно, в 1993 году, когда был принят новый российский Закон об авторских и смежных правах. Я к тому времени возглавлял Российское агентство интеллектуальной собственности при президенте РФ — РАИС, которое, в свою очередь, было правопреемником Всесоюзного агентства по авторским правам — ВААП.

Идея создания РАО состояла в переходе от государственного управления в сфере авторских прав к коллективному управлению в этой сфере при участии прежде всего самих авторов. Кроме того, Российская Федерация в то время присоединилась к Бернской конвенции, которую СССР игнорировал, и вообще хотелось все сделать как-то честнее и прозрачней.

При создании РАО мы исходили из того, что главный его орган — это Авторский совет, который я возглавлял до середины 1995 года, в него входили в том числе Пахмутова, Добронравов, Горин, хореограф Владимир Васильев и другие. А роль генерального директора РАО мыслилась тогда как работа наемного менеджера, не более того.

Если сильно все упростить, это работа чисто юридическая и бухгалтерская — надо собирать со всех плательщиков (концертных залов, радиостанций, театров и т. д.) так называемые рапортички, аккумулировать перечисленное ими авторское вознаграждение, а потом распределить эти деньги между авторами и другими правообладателями пропорционально частоте использования их произведений.

Разумеется, это проще сказать, чем сделать. Платить в 90‑е годы никто авторам не хотел, и первой радиостанцией, заключившей с РАО нормальный договор, стала «Европа+». Потом постепенно стали подтягиваться и другие.

В то время денег было мало, зарплаты были совсем скромные, хотя работа сложная, там масса всяких нюансов, не говоря уже про огромный объем. Когда я впервые зашел в отдел сбора и распределения, то показалось, что попал в мультфильм «Белоснежка и 7 гномов» — десятки гномов ковали на арифмометрах и примитивных компьютерах материальное благополучие многих тысяч белоснежек — композиторов, поэтов‑песенников, авторов цирковых реприз и т. д.

Помню, однажды, году в 1994‑м, кто-то из членов Авторского совета предложил нанять ОПГ для выбивания авторского вознаграждения. Свою идею он мотивировал тем, что РАО не может сладить с плательщиками, используя только силу Закона об авторском праве и смежных правах. Я тогда отрезал, что РАО создано творческой интеллигенцией России, и я не могу себе представить ситуацию, когда мы примем услуги криминалитета. И пока я возглавлял Авторский совет, о такой модели организации сбора больше не вспоминали.

Я исполнял обязанности председателя Авторского совета РАО на общественных началах, но в сентябре 1995 года добровольно их сложил, так как сложно было этим заниматься из Парижа, где я работал тогда постпредом России при ЮНЕСКО. С тех пор я в работе РАО непосредственно не участвовал.

Насколько я знаю, сегодня все легальные исполнительские площадки, теле- и радиостанции исправно платят свои отчисления, и ручейки сливаются в довольно полноводные реки, особенно после того, как РАО объединилось с детищем Никиты Михалкова и стало аккумулировать также отчисления за так называемые «чистые носители» и аппаратуру с функцией копирования.

Вообще-то весь этот дебет-кредит должен быть на сайте РАО, и если там были злоупотребления, я не понимаю, куда смотрели авторы и Авторский совет.

Я могу, конечно, про себя гадать, что там происходило, но мне это сегодня не очень интересно — у меня полно других важных дел. Что интересно с позиций Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, так это то, что Министерство юстиции, насколько я знаю, никогда не предъявляло требований к РАО зарегистрироваться в качестве «иностранного агента». Между тем РАО — некоммерческая организация, она получает в том числе деньги от ино­странных авторских обществ и вовсю лоббирует законы, которые призваны увеличивать сборы в пользу правообладателей. Так что формально эта НКО легко может попасть в минюстовский реестр, если министерство будет подходить к РАО с теми же формальными критериями, как к «Женщинам Дона», «Голосу» или многочисленным экологическим организациям. Что же касается недавних обысков и арестов в РАО, то гадать не буду: пусть следствие и суд разбираются в том, кто там что у кого похитил. Но в чем я уверен, так это в том, что сами авторы к случившемуся непричастны.

Игорь Тонких, промоутер, генеральный директор сети клубов ГЛАВCLUB

— Скандал давно всеми прошляплен. Надо было шуметь раньше, когда из гос­конторы, в отношении которой указом президента было отменено антимонопольное законодательство, РАО стало «как бы общественным», но с совершенно мутной системой управления (читай — частной)… А теперь-то что?

Полагаю, что РАО даже мухлевать с цифрами не нужно. Во‑первых, огромное количество авторов за вознаграждением не обращается. Во‑вторых, большую часть (даже личных) расходов всегда можно отнести на управленческие издержки.

Соня Соколова, владелец и издатель портала «Звуки.Ру»

— Деятельность РАО полезна только самому РАО. Точнее, узкой группе лиц, связанных между собой коммерческими интересами. В руководстве РАО, РСП (Российский союз правообладателей) Никиты Михалкова и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности) одни и те же люди — Сергей Федотов, Андрей Кричевский, Максим Дмитриев.

Непрозрачность деятельности российских ОКУПов (организации коллективного управления правами) вызывает массу вопросов, как и колоссальная разница между объемом собираемых и выплачиваемых средств. В частности, у РАО в 2012 и 2013 годах эта разница превосходила миллиард рублей. В итоге артисты получают с барского стола унизительные роялти, а могли бы реально зарабатывать.

Алексей Аляев, генеральный директор рекорд-лейбла «Союз-Мьюзик»

— Основная претензия к РАО — кто-то недополучил денег. О,кей, проверяйте, проводите аудит, назначайте наблюдателей. Но система-то правильная! Лично у меня к ней претензий нет, потому что я знаю, что иначе независимые музыканты, которых я представляю, просто ничего не получат. Если бы мне сказали еще в 2007‑м, что я смогу собрать деньги за каталог великого британского лейбла независимой музыки Beggars Banquet, я бы ни за что не поверил. А сейчас платят.

Еще лет семь назад в этой сфере был полный хаос, только года с 2011‑го система стала функционировать. Сделан большой шаг вперед. Система «одного окна» очист­ки прав — абсолютно правильная. Мне как человеку, издавшему больше четырех тысяч альбомов, это удобно. Раньше, когда некая организация приходила на радиостанцию и предлагала: «А давайте мы будем собирать авторские» — ей отвечали: «Вас штук пятнадцать на рынке, вы между собой договоритесь сначала». Все это сильно напоминало рэкет. В итоге многие радиостанции и рестораны не платили вообще. Сейчас все ругаются, что РАО ведет себя как монополист, а альтернатива какая? По крайней мере, станции, даже региональные, — платят, система работает. Сломай ее — будет хаос, начало 90‑х.

Ян Шенкман, Леонид Никитинский,
«Новая»

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera