СюжетыОбщество

Главное: успеть разгрузиться в Москве

Как работают прибалтийские автоперевозчики в режиме санкций

Этот материал вышел в номере № 72 от 6 июля 2016
Читать
Главное: успеть разгрузиться в Москве
Фото: РИА Новости

Еще в апреле латвийские и литовские перевозчики получили неприятную новость: при пересечении российской границы фурам грузоподъемностью до 12 тонн придется платить пошлину. Вообще-то плата за проезд — нормальная практика в международных перевозках, Россия и до этого взимала пошлины с 15 европейских стран. Но они, в отличие от соседских Литвы и Латвии, гораздо меньше завязаны на российский рынок. Впрочем, главные проблемы не от пошлин, а от российского продовольственного эмбарго.

Председатель латвийской ассоциации автоперевозчиков Валдис Трезиньшрассказал «Новой газете», что введение пошлины не сильно сказывается на объеме перевозок: ведь около 90% товаров в Россию доставляется большегрузами (более 12 тонн), а к ним новый таможенный налог не относится — они куда сильнее пострадали от системы «Платон». А вот российское эмбарго резко обрубило торговые отношения в главной для латвийского экспорта отрасли: пищевой промышленности. Так, уже в первой половине 2015 года показатели экспорта из Латвии в Россию упали на 35% по сравнению с объемами экспорта в первой половине 2014 года.

Схожая ситуация и в Литве. «Почти все товары транспортируются в Россию крупными машинами, грузоподъемностью 40 тонн, — сообщил «Новой» представитель ассоциации автоперевозчиков Литвы Витаутас Кляйнаускас. — Они и так платят пошлины».

Кляйнаускас отметил, что Рос­сия — одно из приоритетных направлений для литовских перевозчиков. Но цифры удручают: показатели экспорта в Россию снижаются. Так, в 2014 году Литва экспортировала в Россию товаров на 5080,9 млн евро (20,9% от всего объема литовского экспорта). В 2015 году, когда вовсю заработали санкции и эмбарго, этот показатель снизился до 3137,7 млн евро (13,7%).

Дальнобойщики переживают: владельцам компаний нужно минимизировать убытки, и в конечном счете это происходит за счет их зарплат.

Об этом мне рассказал литовский дальнобойщик Евгений (имя изменено по просьбе героя). Евгений на международных перевозках собаку съел: провел за рулем фуры 22 года, изъездил вдоль и поперек Западную и Восточную Европу и всю Россию. Последние 2 года не водит — ушел на покой. Сначала тренировал других водителей, теперь работает механиком в компании приятеля.

Мы собирались поговорить о влиянии таможенных пошлин на международные перевозки, но разговор получился о другом. Почти на каждый вопрос он начинал отвечать фразой: «Ох, зря вы меня об этом спросили — я же могу часами на эту тему говорить». Признался сразу: «Я — фанатик своей профессии». Сказал, что дорога съела почти всю жизнь, шутил, что из личного помнит лишь рождение дочери и ее свадьбу.

Про современных водителей

«С того времени, когда я начинал свою трудовую деятельность водителем-международником, стандарты значительно изменились, как и представление о профессии. Сейчас люди идут работать в нее сугубо из-за денег, не понимая всей сложности и ответственности своего выбора.

Раньше принадлежать к профессии «Дальнобойщик» было очень почетно. Дальнобойщиком мог стать не каждый водитель, кадры отбирались очень тщательно, учитывался стаж вождения и профессионализм.

В настоящее время «водителем-международником» может стать каждый, кто раскошелится на «корочки» с необходимой категорией. Это вчерашние торговцы с рынка, таксисты, трактористы, алкоголики, да и бог весть кто еще».

Про зарплату

«Сейчас зарплата у водителей в Литве сильно уменьшилась. С введением евро цены на все подскочили, а расценки за километры остались прежними, удержать уровень заработка стало сложно. Россию прикрыли политиканы, многие остались без работы.

Конкуренция перебила все расценки на перевозку грузов, фрахты сильно упали, большие фирмы задушили маленькие, я сам ощутил это на своей шкуре, водители остались без работы».

Про российские дороги

«Сейчас везде ездить опасно, даже в Вильнюсе. Литва, кстати, согласно европейской статистике, лидирует по числу дорожно-транспортных происшествий, вместе с Румынией. В России дороги, конечно, похуже. Но для водителя качество дороги, хоть и важно, но не на первом месте. Для водителя это рабочий инструмент, а не вопрос комфорта. Конечно, ямы и ухабины раздражают — снижают скорость. Это плохо, потому что теряется время, которое у нас и так ограничено. Ну и груз может от этого повредиться.

Но главное, от чего все остальное зависит, — дисциплина водителя».

Про белорусские креветки и корейские яблоки

«Например, вы хотите получить партию помидоров. Вы обращаетесь к посреднику, который занимается овощами и участвует в аукционах: все фрукты и овощи покупаются с аукционов, которые проводятся каждый день. Этот посредник звонит вам и говорит, что есть партия помидоров из Голландии такого-то сорта и калибра, называет цену и примерный срок доставки. Если вы согласны, то переводите фирме аванс, она начинает оформлять заказ.

Они покупают в пункте А помидоры у голландцев, машина загружает овощи и приезжает по указанному адресу за оформлением документов. Голландцы по договоренности упаковывают товар, но не маркируют. Затем машину направляют в пункт Б для того, чтобы поставить эту маркировку.

Это может быть в Польше, в Латвии или у нас в Литве. Машина приезжает в какую-нибудь деревушку — обычно это где-то в глуши, подальше от глаз. Всё полностью разгружают, на каждую упаковку наклеивают этикетку с надписью: «Южная Корея» или «Аргентина».

Цены могут быть разные. Как правило, одна машина — это около 21,5 тонны. Она будет стоить примерно 600 евро».

Как пройти таможню

«Белорусская таможня, как правило, вообще не зацикливается на таких вещах — им выгодно пропускать. И потом, в документах все всегда оформлено красиво. На российской могут возникнуть проблемы, но как правило, это показательные выступления — кто-то попадает иногда под раздачу.

Вообще все зависит от границы и смены. В Белоруссии брали 500 российских рублей, чтобы не проверять машину. Российские берут побольше — тысяч 5.

Когда вводится усиленный контроль — например, сразу после объявления санкций, — есть способы объезда.

Машины спокойно проходят белорусскую таможню, едут примерно до Орши, а там, в условном месте, их встречают ребята, которые занимаются нелегальной переправкой. Собираются пять-шесть машин, ребята забирают документы, везут на границу, там у них свое окошко, им ставят отметку, что контроль пройден. Возвращаются, забирают машины и провозят в Россию огородами. В России их встречает полиция — в нерабочее время и не на государственных машинах. Там тоже все схвачено. С дополнительным конвоем машины проводят до Москвы. На рынок машина приезжает с литовскими номерами: ее нужно быстренько разгрузить, она тут же уезжает. Главное — доехать до Москвы и успеть разгрузиться.

В Литве некоторые компании сейчас раскошелились и перешли на российскую регистрацию: стоят несколько машин с российскими номерами, название компании написано немного по-другому. Из Европы перевозят продукты на одних машинах, в Россию везут на других — с российскими номерами. К таким на границе сразу вопросов меньше».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow