СюжетыПолитика

«И почему же вы отпустили машину с террористами?»

Этот материал вышел в номере № 74 от 11 июля 2016
Читать
Французская парламентская комиссия по расследованию терактов, совершенных в Париже в январе и ноябре 2015 года, представила свой доклад. Депутаты выявили очень серьезные просчеты в работе французских разведок, которые не координируют свои действия. Теперь планируется реформа всей французской разведсистемы. 

Что обнаружили депутаты

Комиссия из тридцати депутатов, которую возглавил Жорж Фенек от оппозиционной правой партии «Республиканцы», готовила доклад почти полгода и за это время опросила четырех министров (внутренних дел, обороны, юстиции и госсекретаря, отвечающего за помощь жертвам терактов), а также префекта парижской полиции, прокурора Парижа и глав всех французских разведок. Во Франции сейчас 6 спецслужб. Кроме того, внутри различных министерств существует еще 6 различных разведывательных подразделений.

Именно упущения в работе разведслужб, а также почти

полное отсутствие координации между ними является, судя по выводам комиссии, одной из причин терактов, в ходе которых в Париже и пригородах погибли 147 человек.

Ошибки признали и сами разведчики.

Из доклада парламентской комиссии следует, что почти все террористы, готовившие теракты, были в той или иной мере известны властям.

Амеди Кулибали (в январе 2015-го убивший сотрудницу полиции и захвативший на следующий день заложников в магазине Hyper Cacher) отсидел в тюрьме за попытку помощи террористам, совершившим взрывы в Париже в 1995 году. Выйдя из тюрьмы, Кулибали «остался без надзора со стороны французских разведок», рассказал депутат Себастьен Пьетразанта, представлявший доклад парламенту.

Саида Куаши, одного из двух братьев, расстрелявших редакцию Charlie Hebdo, французская внутренняя разведка (DGSI)* «вела» в течение долгого времени, но наблюдение сняли за 6 месяцев до теракта, рассказал BFMTV глава парламентской комиссии Жорж Фенек.

Салах Абдеслам, один из главных организаторов терактов 13 ноября, сумел покинуть территорию Франции, хотя машину, на которой он ехал вместе с сообщниками, утром 14 ноября останавливала французская жандармерия. Через час после того, как террористов отпустили, бельгийские спецслужбы передали французам ориентировку на Абдеслама.

Наконец, предполагаемого главного организатора терактов 13 ноября 2015 года, Абдельхамида Абауда, «должны были задержать в Греции в январе 2015-го, но бельгийцы вовремя не предупредили греков о том, что он состоял в террористической ячейке Вервье» (готовившей теракты в Брюсселе). Могли быть задержаны греческими властями при пересечении европейской границы и будущие террористы, взорвавшие себя затем на «Стад де Франс».

Слабая координация между европейскими разведками — еще один вывод из доклада комиссии французского парламента.

Как рассказал Monde депутат Фенек, выявлены серьезные недостатки и в работе разведки, подчиняющейся министерству юстиции. Разведки, которая должна «вести» потенциальных террористов, сидящих в тюрьмах. Сам министр юстиции Жан-Жак Урвоас пожаловался, что тюремная разведсистема находится «в нерабочем состоянии». Между тем именно в тюрьмах, как отмечали эксперты, вербуют многих будущих террористов.

Ну и еще одно серьезное упущение, выявленное в ходе расследования, касается координации силовиков при отражении террористических атак. Депутат Фенек рассказал, что, когда сотрудники криминальной полиции (BAC) приехали к захваченному «Батаклану», у них с собой были только пистолеты. Когда полицейские обратились к находившимся уже на месте 8 военным (у которых были автоматы «Фамас»), те ответили, что не имеют приказа открывать стрельбу.

Кроме того, комиссия выявила, что министр внутренних дел не отдал 13 ноября приказ о задействовании т.н. ударной группы национальной полиции (FIPN). В результате одно из элитных подразделений, обученных отражать террористические атаки — GIGN, — вообще осталось незадействованным, а второе — RAID — играло при штурме только «вспомогательную роль».

Что со всем этим делать

Парламентская комиссия рекомендует объединить три элитных подразделения спецназа (жандармский GIGN и полицейские RAID и BRI).

Также рекомендовано создать общую базу данных, в которую будут включены только «потенциальные террористы», известные различным французским спецслужбам, полиции и жандармерии. До сих пор «потенциальные террористы» «терялись» в различных криминальных базах общей «емкостью» 400 тысяч человек.

Для предотвращения терактов депутаты предлагают реформировать запутанную систему французских разведок снизу доверху.

Во-первых, они предписывают создание в рамках МВД генеральной дирекции территориальной разведки (эдаких «участковых разведчиков», работающих «на земле»). Подобная служба существовала во Франции, но в 2008 году Николя Саркози ее упразднил. Дирекция будет образована путем слияния двух разведслужб — одной полицейской и одной, подчиняющейся жандармерии.

Эта же новая структура заберет часть полномочий у дирекции разведки префектуры полиции города Парижа (DRPP). Большая часть полномочий разведки парижской полиции перейдет к Главному управлению внутренней безопасности (DGSI), которое подчиняется министру внутренних дел. Сама DRPP будет расформирована.

Это позволит избегать ситуаций, когда подозреваемые, которых «вели» сотрудники DRPP, исчезали с «радаров» разведки, как только покидали парижский регион: дело в том, что обмен информацией между DRPP и DGSI шел очень туго.

В итоге после реформы в стране должны будут остаться две службы внутренней разведки вместо четырех: DGSI и предложенная депутатами генеральная дирекция территориальной разведки. Кроме того, должны быть созданы: единая служба координации всех антитеррористических подразделений МВД (подчиненная министру внутренних дел) и стоящее еще выше в иерархии Национальное антитеррористическое агентство (подчиненное премьер-министру). Депутаты также предлагают создать пост «национального директора разведки» под непосредственным руководством президента страны.

…Теперь остается дождаться наступления благословенных времен, когда эти меры (а также другие из 39, предложенных комиссией) будут воплощены и разведчики начнут слаженную и эффективную работу. Удастся ли этого добиться, неизвестно, но работа предстоит титаническая.

Как сообщала в январе нынешнего года газета Liberation, теракты продемонстрировали «системное бессилие французских спецслужб».

Через несколько дней после январских терактов представители службы финансового контроля Tracfin запросили у главного управления внешней безопасности минобороны (DGSE) и подчиняющейся МВД разведки DGSI список джихадистов «первого ряда». Ответ финансовые контролеры получили только от внешней разведки (DGSE), но вместо 20—30 имен им прислали список из более чем 1000 подозреваемых. В обширном списке фигурировали люди, родившиеся 30 февраля.

* Главное управление внутренней безопасности МВД.

P.S.

P.S. Бардак продолжился и после 13 ноября.  Газета Canard enchainе рассказывала, что 8.03.2016 полиция случайно задержала в районе Елисейских Полей некоего  Ларосси Аббалла. Полицейские «пробили» Аббаллу и обнаружили его имя в спецбазе. Они сразу позвонили по номеру телефона внутренней разведки DGSI. Но телефон так и не ответил, и полиция отпустила Ларосси Аббаллу. 13.06.2016 Аббалла «именем (запрещенной в РФ организации)  ИГИЛ» убил семью полицейских в их собственном доме в пригороде Парижа.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow