СюжетыПолитика

Краснознаменный военный округ

НАТО считает Белоруссию частью «российского оборонного пространства»

Этот материал вышел в номере № 75 от 13 июля 2016
Читать
Саммит НАТО в Варшаве был похож на масштабный рок-концерт: он проходил на самом большом стадионе города, на сцене — все мировые хедлайнеры. На «разогреве» — Украина, Грузия, Молдова, причем с успехом: НАТО в итоговой декларации принял решение об усилении их поддержки. И только одна страна — Белоруссия — вообще никак не упоминалась во время серьезных дебатов на саммите.

Согласитесь, это на первый взгляд кажется довольно странным: страна, находящаяся в том самом регионе, где идут боевые действия; страна, у границ которой будут размещены по крайней мере три из четырех натовских батальонов, — но при этом ее будто не существует на карте Европы.

Ни одного официального упоминания — притом что министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей изо всех сил демонстрировал полную готовность прибыть на саммит и занять свое место среди хедлайнеров: несколько месяцев перед саммитом он по всякому поводу говорил о необходимости диалога Белоруссии и НАТО, а накануне саммита не поленился съездить в Ригу — столицу одной из стран, где будет размещен дополнительный международный батальон, — и заявил, что НАТО вовсе не представляет угрозы. И тем не менее на саммите присутствовали представители не только Украины, Грузии и Молдовы, но и Армении, и Азербайджана.

Конечно, в самом саммите участвуют только представители стран—членов НАТО, но во время его проведения всегда проходят дополнительные мероприятия, двусторонние и многосторонние встречи. И представителей Белоруссии раньше туда приглашали. А на Варшавский саммит — не позвали ни в каком составе и качестве.

Причина, впрочем, была названа еще за два месяца до саммита — в Таллине, где представляли доклад трех натовских генералов, служивших и воевавших в Европе: бывшего главнокомандующего войсками НАТО в Европе Уэсли Кларка, бывшего заместителя главнокомандующего войсками НАТО в Европе Ричарда Ширеффа и бывшего начальника оперативного командования вооруженных сил в Европе Эгона Раммса. Доклад назывался «Закрыть балтийскую брешь НАТО» и был подготовлен как раз к саммиту. Боевые генералы популярно объясняли необходимость дополнительного международного контингента НАТО в странах Балтии и Польше. (Правда, они настаивали на четырех бригадах, а в итоге на саммите приняли решение о размещении только четырех батальонов.)

Во время презентации доклада в Таллине авторов спросили, почему в докладе говорится о России и Калининграде, но вообще не упоминается Белоруссия, находящаяся аккурат между Россией и государством—членом НАТО Польшей. Генеральский ответ был прост: «Белоруссия — часть оборонного пространства России».

То, чего не хотят видеть европейские чиновники, увлеченные «реал политик» и в очередной раз пытающиеся полюбить Лукашенко и подружиться с белорусским режимом, прекрасно видят военные. Белоруссия, с точки зрения чиновников и политиков ЕС, — это страна—участник «Восточного партнерства», сосед ЕС с тоталитарным режимом, но способный к диалогу и, значит, не безнадежный. И, конечно, это государство, соблюдающее военный нейтралитет. А с точки зрения военных, Белоруссия — это всего лишь краснознаменный Белорусский военный округ.

И дело тут вовсе не в ОДКБ, а в двусторонних военных отношениях. Единая система ПВО, общая военная группировка, отсутствие границы между Россией и Белоруссией.

Давайте будем честными: заявления Владимира Путина о скором размещении российской авиабазы на территории Белоруссии и скромные апарты Александра Лукашенко о том, что он никакой базы не допустит, — все это спектакль, предназначенный для тех же самых европейских политиков. Потому что военные, в отличие от штатских, прекрасно знают: не нужно никакой базы, никаких лишних затрат и передислоцирования российских войск. Если у России возникнет необходимость — все военные объекты Беларуси в ее распоряжении. Так что авиабаза — это страшилка, а не угроза. Угроза, с точки зрения НАТО, — в самом российско-белорусском военном союзе.

Именно об этом и говорили участники саммита — не на официальных встречах, а в кулуарах. Противоречия такого рода действительно неразрешимы. Невозможно, с одной стороны, состоять в «Восточном партнерстве» и провозглашать улучшение отношений с Европейским союзом, с другой — быть частью российского военного пространства.

Варшава

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow