СюжетыСпорт

Арены нет, а шоу уже началось

Скандал при строительстве стадиона «Зенит-Арена» на Крестовском острове достиг кульминации

Этот материал вышел в номере № 77 от 18 июля 2016
Читать
8 июля вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин отрапортовал, что стадион построен на 85%. Что само по себе событие: возведение «Зенит-Арены» началось в 2006 году, а должно было закончиться в 2009-м. Последний срок сдачи — декабрь 2016 года, открытие намечено на начало 2017 года. Сумма строительства за это время тоже «немного» подросла — с 6,9 до 40,7 млрд рублей.

Только-только успел отгреметь прошлый скандал вокруг расходования бюджетных средств на строительство стадиона, как не за горами — новый, громче прежнего. В мае 2016 года в рамках уголовного дела был задержан директор компании-подрядчика при строительстве аукциона СЭМ‑5 Василий Сливкин. Следствие полагает, что он может быть причастен к хищению 75 млн рублей при установке систем освещения и еще 289 млн рублей при поставке электрооборудования. Как раз на днях комитет по строительству объявил тендер на выполнение работ, которые из-за уголовного дела не смог завершить СЭМ‑5.

Тем временем объект рискует лишиться генподрядчика. В минувшую среду, 13 июля, более 100 рабочих долгостроя перекрыли входы и выходы со стадиона, потребовав погасить перед ними задолженность по зарплате. Конфликт генподрядчика с субподрядчиками закончился приездом ОМОНа и чиновников Смольного. Впрочем, до финала еще далеко: по последним данным, Смольный расторг контракт с генподрядчиком.

Сколько можно ждать?

По словам участников забастовки, их протест адресован генеральному подрядчику «Зенит-Арены» — компании «Инжтрансстрой-СПб», которая уже несколько месяцев не платит по счетам. Те, в свою очередь, обвиняют в невыплатах заказчика — городскую администрацию. В клубке подрядных страстей разбиралась «Новая газета».

Забастовка на стройплощадке началась в 6 вечера 13 июля. В это время больше 100 рабочих окружили автомобили представителей генподрядчика, не давая им покинуть территорию объекта. По их словам, на этот шаг они пошли после того, как субподрядные компании, сотрудниками которых они являются, получили очередной отказ от «Инжтрансстроя-СПб» принять выполненные работы.

— Все из разных городов: кто из Омска и Екатеринбурга, а кто из Армении и с Украины, — рассказал рабочий, попросивший не указывать его имени. — У всех семьи. Сколько можно ждать? Мы просим ведь только то, что мы заработали, ни больше ни меньше. Наша компания и так нас кормила несколько месяцев за свой счет.

Не получили ни рубля!

В забастовке участвовали рабочие компаний «ЭлПром» и «Леокам». Первая выиграла конкурс по комплексному благоустройству стадиона «Зенит-Арена», вторая — по строительству автомобильных подъездов и пешеходных зон, примыкающих к объекту.

По словам рабочих, два месяца субподрядчики рассчитывались с работниками за принятую работу из собственных средств. Потом деньги закончились, а работы генподрядчик принимать перестал. Начались невыплаты.

В комментарии «Новой» эту информацию подтвердил Евгений Ильин, заместитель генерального директора «Леокама». Он рассказал, что компания работает на объекте с апреля 2016 года и выполнила более 90% работ по контракту, предусматривавшему выделение 407 млн рублей на озеленение и благоустройство территории стадиона. Однако «Леокам» до сих пор не получил от генподрядчика ни рубля, уверяет Ильин. По его словам, платить «Инжтрансстрой-СПб» отказался, мотивировав тем, что работы не принимает заказчик — городская администрация.

«На акцию сотрудники компании вышли потому, что платить рабочим им больше нечем», — объясняет Ильин. Как сообщили «Новой» в руководстве компаний, «Леокаму» все же удалось выполнить обязательство перед сотрудниками — задолженностей перед рабочими нет, а «ЭлПром» этого сделать не смог. Зарплату за июнь ждут 139 человек. Часть денег выплачена, остаточная задолженность перед ними составляет 1 млн 300 тысяч рублей, которую компания надеется ликвидировать к 24 июля. На днях руководство «ЭлПрома» уведомило правоохранительные органы о вынужденной невыплате. Откуда брать деньги, в компаниях не знают: единственное, что пока предложил «Инжтрансстрой-СПб», — принять часть работ на сумму, не превышающую 15 млн рублей.

13 июля работники пытались получить ответ на денежный вопрос от генподрядчика прямо на стройплощадке, перекрыв выезд представителям «Инжтрансстроя», прибывшим на объект на иномарках.

Два часа подряд делегация генподрядчика, в состав которой входил куратор финансово-административного блока управляющей холдинговой компании «Трансстрой» Кирилл Поляков, тщетно пыталась выбраться со стройки, но рабочие в оранжевых спецовках настаивали на том, чтобы расставить точки над «и». Противостояние запечатлено на видео, которое сняли участники протеста.

Деньги не дает Смольный

«Мы с вами ничего не решим, — заявили представители «Инжтрансстроя» возмущенным рабочим. — Для того чтобы что-то решить, мне нужно встретиться с вице-губернатором Игорем Албиным».

По словам рабочих, вице-губернатор на стройплощадке с инспекцией был совсем недавно — примерно месяц назад, но тогда претензии по задолженностям рабочие озвучивать не стали.

«Игорь Албин спрашивал, всем ли платят, кормят ли, все ли в порядке с формой, — рассказал «Новой» один из рабочих. — Наше начальство сказало отвечать, что все хорошо: и кормят, и деньги дают. Но это было не так».

Другой собеседник «Новой» из числа рабочих говорит, что ему начальство правильных ответов не подсказывало. Как бы то ни было, 13 июля субподрядчики пошли на «Инжтрансстрой» в открытую — рабочие организовали забастовку. По информации «Новой газеты», на строительстве «Зенит-Арены» работает около 15 субподрядных компаний, и «Леокам» и «ЭлПром» — отнюдь не единственные, кто столкнулся с проблемой невыплат.

Когда представители «Инжтранс-строя-СПб» потеряли всякую надежду благополучно выбраться со стройплощадки, компания вызвала на стадион полицию и ОМОН. А вскоре к рабочим приехал и вице-губернатор. По итогам визита на стройплощадку Игорь Албин заявил, что «ситуацию спровоцировало бездействие генеральной подрядной организации», назвал инцидент исчерпанным и пообещал, что «люди обязательно получат заработанные деньги». По итогам забастовки проверку сообщений о задержке зарплат 14 июля начала городская прокуратура.

«Инжтрансстрой-СПб» разместил на официальном сайте, посвященном строительству «Зенит-Арены», обращение, в котором заявил, что в невыплатах денег рабочим виноват Смольный. То, что произошло на стройплощадке, «Инжтрасстрой-Спб» назвал «рейдерским захватом», обвинив компании «Леокам», «Элпром», «Управление строительства 620» в том, что те попытались сорвать строительство стадиона. В том же заявлении «Инжтрасстрой-СПб» заявляет о том, что к забастовке может быть причастен Смольный: «Силовые действия, имевшие место, могут быть расценены только как попытка срыва сроков завершения строительства, которые были инициированы с участием некоторых представителей администрации города».

Позже, 13 июля, «Инжтрансстрой-СПб» заявил о приостановке работ по контракту, потому что «заказчик в лице администрации города делает все, чтобы сорвать сроки завершения проекта». А именно, перечисляет «Инжтрансстрой-СПб», якобы не оплатил ранее выполненные работы на сумму 1 миллиард рублей и изменил на 30% в июне 2016 года проектные решения, что «может внести существенные корректировки в срок сдачи стадиона». К слову, эти заявления поспешили опровергнуть в ОАО «КБ высотных и подземных сооружений» — компании, которая выполнила контракт по корректировке проектной документации строящегося стадиона. «На текущий контракт «Трансстроя» корректировка сметы не повлияет», — заявил замдиректор КБ Владимир Павлов в комментарии порталу Горзаказ.Орг.

Расторгая — расторгай

В целом позиция «Инжтрансстрой-СПб» не отличается последовательностью: с одной стороны — компания заявила о «фактической приостановке выполнения контрактов из-за неисполнения заказчиком обязательств», а с другой стороны — указывает, что это отнюдь «не означает фактическую остановку работ по строительству стадиона».

Продолжает ли «Инжтрансстрой-СПб» строительство — такой вопрос «Новая» адресовала напрямую генподрядчику. Заодно мы попросили компанию назвать тех самых представителей администрации, которые «инициировали срыв сроков контракта». Отвечая на первый вопрос, пресс-секретарь «Инжтрансстрой-СПБ» Никита Павлов заверил: «Работы ведутся без остановки». А вот уточнять имена чиновников в «Инжтрансстрой-СПб» не стали.

По версии «Инжтрансстрой-СПб», цель забастовки — создать условия, чтобы Смольный мог расторгнуть контракт с генподрядчиком и свалить на него вину за срыв сроков строительства. «В последние две недели заказчиком активно муссируются идеи расторжения контрактов с генподрядчиком», — заявили в «Инжтрансстрое-СПб». По мнению генподрядчика, замена в условиях жесткого дедлайна по сдаче объекта попросту невозможна: «Инжтрансстрое-СПб» напомнил «о необходимости завершить строительство в течение 11 месяцев до старта Кубка конфедераций в июне 2017 года».

«Инжтрансстрой-СПб» обратился с открытым письмом к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой вмешаться в ситуацию. Начальник управления информации городской администрации Андрей Кибитов подтвердил, что письмо до градоначальника дошло, однако, по всей видимости, губернатору не показались достаточно убедительными доводы генподрядчика — 15 июля стало известно, что Смольный планирует расторгнуть контракты с генподрядчиком.

И это, несмотря на заявление министра спорта РФ и главы РФС Виталия Мутко, который выразил надежду, что ситуация вокруг строительства стадиона «Зенит-Арена» в Петербурге завершится миром.

«Стадион сейчас готов на 85–86%, — заявил Мутко в комментарии «Р-Спорт». — Вы же не будете менять сейчас генподрядчика. Поэтому они просто обречены договориться. Строительство находится под контролем правительства и президента. Это обязательство нашей страны. Куда они денутся? Если там будут люди недоговороспособные, это будет разговор из другой области».

14 июля конфликт в вялотекущем формате продолжился и на стройплощадке. По словам рабочих, на следующий день после стихийной забастовки служба безопасности попыталась не пустить рабочих компаний «ЭлПром» и «Леокам» на объект. Решение охраны едва не обернулось новым протестом. Вечером того же дня на объекте находился ОМОН.

Однако, похоже, прогноз министра не сработал — 15 июля генподрядчик получил уведомление от Смольного о расторжении контракта. Создан штаб по передаче объекта, который возглавил глава комитета по строительству Сергей Морозов. «Инжтрансстрой-СПб» отозвался на этот шаг заявлением, разосланным по редакциями городских СМИ.

— Складывается впечатление, что заказчик осознал, что уклонение от принятия решений по проекту создало реальную угрозу срыва строительства, и ищет способ «переложить вину» на генподрядчика, — сообщает «Инжтрансстрой-СПб». — Мы подвергаем сомнению, что в текущих условиях заказчик будет в силах найти на рынке другого достаточно профессионального генподрядчика для выполнения необходимого объема работ в условиях сжатых сроков и существующих сложностей с финансированием и документацией.

Конфликт продолжается: генподрядчик заявил, что намерен «использовать все правовые возможности для защиты нашей позиции» и готовит обращение в суд. А значит, «шоу вокруг «Зенит-Арены» будет продолжаться.

Вечером 15 июля «Инжтрансстрой-СПб» сообщил о том, что направил обращения первому заместителю председателя правительства РФ И. И. Шувалову и министру спорта, туризма и молодежной политики В. Л. Мутко «в связи со сложившейся ситуацией вокруг строительства стадиона».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow