СюжетыОбщество

«Ты не существуешь»

Международные правозащитные организации утверждают: пытки, похищения людей, и тайное содержание под стражей используют обе стороны вооруженного конфликта на востоке Украины

«Ты не существуешь»
Константин Бескоровайный свидетельствует о пытках
21 июля опубликован совместный доклад Amnesty International и Human Rights Watch о нарушениях прав людей в зоне вооруженного конфликта на востоке Украины. Правозащитники задокументировали рассказы граждан, подвергшихся произвольным, долгим задержаниям и принудительным исчезновениям, сопряженным с насилием, а также записали интервью с родственниками пострадавших, их адвокатами и другими источниками. Авторы доклада свидетельствуют: им известны девять случаев, когда подобные противоправные действия совершали представители украинской власти и девять аналогичных случаев, ответственность за которые лежит на боевиках «ДНР» — «ЛНР».

Amnesty International и Human Rights Watch посвятили отдельную главу проблемам, связанным с доступом для независимых наблюдателей к интересующим их объектам исследования. Временной отрезок, описанный в представленном документе — 2015-й год и первая половина текущего года.

Важный момент. Авторы доклада называют конфликт между сепаратистами (определение везде в тексте взято в кавычки) и украинскими силами «преимущественно немеждународным». Хотя тут же делают оговорку: «В связи с поддержкой “сепаратистов” Россией нередко возникает вопрос, не следует также считать этот конфликт международным. Масштабы и формы российской поддержки — это вопрос факта, выходящего за рамки доклада. Однако если будет установлено, что Россия осуществляет “общее руководство” всеми силами “сепаратистов” или их частью, то тогда с точки зрения международного права конфликт будет считаться международным или интернационализированным».

Свидетельства о пытках на территориях под контролем Украины

Более подробно расписана та часть материала, которая посвящена неправомерной деятельности украинской стороны. На основании полученных данных, авторы доклада рисуют схему: как правило, мирных жителей захватывали бойцы «так называемых добровольческих батальонов», которые со временем передавали их в СБУ. Дальше задержанных либо переводили в регулярную систему уголовного судопроизводства, либо обменивали на лиц, захваченных «сепаратистами», либо отпускали без суда.

Константин Безкоровайный

Один из примеров подобного рода сопровождает видеозапись. 59-летний Константин Безкоровайный, в прошлом активист компартии Украины, депутат местного совета, вспоминает, что случилось спустя четыре месяца после того, как украинская армия восстановила контроль над его родным городом Константиновка:

— Стук в двери: откройте, милиция! Глазок дверной закрыт. Не успел я открыть, как кувалдой вышибли дверь. Положили меня на пол, все люди были в масках, один был с автоматом и в бронежилете, а человека три начали обыск в квартире. Сами не представлялись, говорили только, что я террорист-сепаратист, выступал на митингах. После приказали одеться, и повели в микроавтобус с тонированными стеклами…

С этого дня Константин исчез. Жене, Ольге Шевченко, о Константине сказали что «его нет, и не было».

— Я попыталась попасть в обладминистрацию. Но мне сначала не удалось это сделать, потому что дежурный буквально не пускал. Практически гнал, как собаку.

В это время Константин сидел в неком помещении под стражей. Охрана, по его словам, часто повторяла: «Вас не существует, на вас даже бюджета нет».

— Недалеко — комната дежурного, я слышал, как постовой от ворот пришел и говорит: «Спрашивают Бескоровайного, хотят передачу передать». А он ответил, что здесь закрытый режимный объект и никого нет.

Константин жалуется: ему продиктовали текст, что он намеревался отравить местный водопровод и теперь дает согласие стать информатором СБУ, заставили зачитать заявление на камеру

Близкие не знали о местонахождении Константина в течение пятнадцати месяцев. Весь период мужчина находился без адвоката и подвергался издевательствам.

— Тот, который сел напротив меня на стол, по голове стучал, потом по ноге… — вспоминать Бескоровайному по-прежнему тяжело.— Угрожали, что расстреляют, или трубу засунут в одно место, или отвезут в тюрьму Коростеня ( город в Житомирской области, — О. М.) , где туберкулез и СПИД. У меня случился сердечный приступ. Вызвали врачей в масках…

Константин жалуется: ему продиктовали текст, что он намеревался отравить местный водопровод и теперь дает согласие стать информатором СБУ, заставили зачитать заявление на камеру.

Жена Ольга рассказала авторам доклада, что отправила в различные государственные инстанции не менее сотни писем, но получила «килограмм отписок». И только после обращения к Amnesty International и Human Righs Watch ситуация сдвинулась с точки, казавшейся мертвой. В январе 2016-го, как явствует из титров видеоролика, удалось установить местонахождение Бескоровайного, а окончательно освободили его 24 февраля. Супруги под видеозапись благодарят международных правозащитников, подчеркивая: они надеются, что все остальные «те, кого нет», получат свободу благодаря подобной деятельности. Заканчивается ролик, презентующий доклад, призывом подписать петицию к президенту Порошенко о запрете в Украине «секретных тюрем».

Amnesty International и Human Righs Watch утверждают: Константин Безкоровайный провел несколько месяцев в изоляторе СБУ Харькова. По просьбе правозащитников он и еще несколько интервьюируемых, независимо друг от друга, составили списки тех, кто, по их мнению, еще тайно удерживается в неволе. Имена всех 16 человек совпали.

Вадим

Следующая история 39-летнего Вадима, чья фамилия не разглашается. В апреле 2015-го его взяли на украинском блокпосту по подозрению в шпионаже в пользу сепаратистов. Более шести недель мужчина провел в плену, предположительно, у «Правого сектора» (организации, запрещенной в РФ), затем попал в другое неустановленное место — авторы доклада предполагают, что на базу СБУ. На допросах Вадима, по его словам, пытали электрошоком, тушили о него сигареты, ломали пальцы на руках. Вадим ухаживал за девушкой, чью сестру, разведчицу «ДНР», интересовали сведения об активности украинских войск, и накануне, в телефонном разговоре, он рассказал любимой о танках и БТРах, которые видел на шоссе… Вадима заставили записать видеообращение: прошу украинские власти привлечь к ответственности обеих сестер. И, как обещали, выпустили — из огня да в полымя, в «неофициальную тюрьму в центре Донецка», как указывают правозащитники. Все повторилось — побои, пытки. Теперь его считали агентом Украины…

«Подобное удержание в неволе может расцениваться как взятие в заложники, что считается военным преступлением», — резюмируют международные правозащитники. Они подозревают, что здания СБУ в Харькове, Краматорске, Изюме и Мариуполе превратились в «секретные тюрьмы». Напоминают, что в мае 2016-го делегация Подкомитета ООН по предупреждению пыток прервала визит в Украину в связи с отказом властей открыть ей доступ в ряд мест содержания под стражей, а в июне ситуация нашла отражение в опубликованном докладе ООН. Но председатель СБУ Василий Грицак в комментариях для прессы опроверг наличие незаконной практики задержания людей.

Свидетельства о пытках на территориях под контролем «ДНР»—«ЛНР»

Куда меньше информации об убийствах, пытках и незаконных задержаниях правозащитники смогли добыть на территориях, контролируемых «ДНР»— «ЛНР». Они выразили сожаление по этому поводу и констатировали, что мониторинг мест содержания под стражей «местное законодательство не предусматривает». Туда не допускают даже Международный комитет Красного Креста.

Игорь Козловский

63-летний религиовед Игорь Козловский много лет преподавал в Донецком университете и не скрывал проукраинские взгляды. Ученого произвольно задержали в Донецке 27 января, месяц он провел в полной изоляции, был обвинен в незаконном хранении оружия и шпионаже. В момент задержания работал над статьей о влиянии вооруженного конфликта на востоке страны на религиозные общины — с акцентом на преследование в «ДНР»-«ЛНР» тех, кто не считает себя прихожанином Украинской православной церкви (Московского патриархата).

Супруга Игоря Козловского не получала никаких объяснений от «МГБ ДНР», но смогла узнать от сокамерников ученого, что его «держали в подвальной камере в ужасных условиях, голый матрас на полу, в туалет выводят два раза в день, и нога медленно заживает». По словам Валентины Козловской, прежде муж не жаловался на здоровье, и травма ноги могла означать лишь избиения. По состоянию на конец июня, Козловский по-прежнему находится в донецком СИЗО. Супруга уволилась с работы, чтобы ухаживать за сыном-инвалидом.

Волонтеры «Ответственных граждан»

Следующий фрагмент доклада касается задержаний и высылки из Донецка членов группы «Ответственные граждане», занимавшихся координацией и распределением гуманитарной помощи от фонда Рината Ахметова. Активистов заподозрили в сотрудничестве с «западными спецслужбами», однако конкретных обвинений не предъявили.

31-летняя журналистка Мария Варфоломеева провела 14 месяцев в полной изоляции СИЗО «ЛНР». Все это время молодой женщине угрожали пыткой током и насилием, грубо обращались с ней. Марию схватили в январе прошлого года, когда она фотографировала жилой дом, который, возможно, боевики превратили в военный объект. В марте 2016-го журналистку освободили в рамках обмена пленными.

* * *

В заключение правозащитники дают рекомендации сторонам придерживаться политики «нулевой толерантности» в отношении насильственных исчезновений и пыток людей. А еще — призывают власти Российской Федерации «задействовать возможности влияния на де-факто власти «ДНР» и «ЛНР» «по тем же поводам. Этот совет содержится в разделе, адресованном международным партнерам Украины.

Киев

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow