СюжетыКультура

Одно море от Крыма до Нью-Йорка

29 июля в Третьяковской галерее на Крымском Валу откроется выставка «Иван Айвазовский.  К 200-летию со дня рождения»

Этот материал вышел в номере № 81 от 27 июля 2016
Читать

Из шести тысяч работ, созданных художником, отобраны двести лучших, некоторые экспонируются впервые.

Среди участников — 17 российских и зарубежных музеев, частные коллекционеры. Не исключено, что очередь на Айвазовского превзойдет эпохальную «очередь на Серова» прошлой зимой. Третьяковка настроена на новый рекорд и предпринимает меры против скандалов и выбитых дверей. Продажа электронных билетов открыта задолго до выставки. И менять в кассе их теперь не надо — достаточно приложить гаджет к считывателю. Входить можно будет по сеансам, каждые 30 минут, ограничений по времени просмотра нет.

О том, почему на эту выставку стоит сходить, рассказывает ее куратор, заведующая отделом живописи второй половины XIX века Третьяковской галереи Галина Чурак:

— Основной раздел — «Морские симфонии Айвазовского». Это разные состояния морской стихии: закатное море, море в лунном освещении, начинающаяся буря, ураган, штиль… Раздел «Между Феодосией и Петербургом» посвящен путешествиям художника. Здесь много крымских и среднероссийских пейзажей, виды Москвы и Петербурга. Еще одна часть выставки — «Весь мир ему был мал». Средиземное море — Италия, Испания, Мальта и Египет, где он был в 1869-м на открытии Суэцкого канала. Впечатления от поездки по Кавказу: Дарьяльское ущелье, горы, прибрежные виды…

Известно, что Айвазовский не писал с натуры. Темперамент не позволял долго сидеть на одном месте и писать с одной точки. В Италии он поначалу пытался работать с натуры, но потом писал тот же пейзаж в мастерской по памяти. Эта картина снискала больший успех, чем тщательное воспроизведение натуры. Он говорил, что может соединить освещение, виденное им на Атлантическом океане, с пейзажем Черного моря. Варьировал разные впечатления, импровизировал.

В разделе «Тайны мироздания» — полотна, отражающие связь человеческого духа с миром природы, — «Сотворение мира», «Всемирный потоп», «Хождение по водам». Холст «Античные поэты при лунном освещении» соединил реальность, историю, поэзию, фантазию.

Специально к выставке отреставрировано большое полотно «У берегов Кавказа», прежде не экспонировавшееся. Впервые объемно и разнообразно представлена графика — рисунки и акварели. Айвазовский был прекрасным рисовальщиком. Сюрпризом станет представляемый нами альбом великого князя Константина Николаевича, генерал-адмирала русского военного флота. Айвазовский сопровождал его не в одном морском путешествии, исполняя рисунки, затем вошедшие в альбом князя. В музейной витрине можно показать только один разворот, но современные компьютерные технологии позволяют перелистать страницы с рисунками-впечатлениями о плавании 1845 года в Турцию, к берегам Малой Азии и островам Греческого архипелага.

Айвазовский не случайно оказывался в этих экспедициях, он был художником Главного морского штаба. Штаб заказывал ему изображения кораблей, морских сражений, воинских побед. Военно-морской музей Петербурга любезно предоставил для выставки предметы корабельного обихода, которые знал и любил Айвазовский, — компасы, подзорные трубы, макеты кораблей.

Биографический раздел «Жизнь Айвазовского» — летопись с множеством фотографий, живописными работами, портретами близких, родителей, брата, жены. Он был человеком благодарным, откликавшимся на внимание к нему. Нежно заботился о родителях. Уже став знаменитым, оставался признателен своему первому покровителю Александру Ивановичу Казначееву (градоначальник Феодосии обратил внимание на талантливого подростка и способствовал его образованию). Феодосийцы называли Айвазовского «отцом города», «добрым гением Феодосии». На горе Митридат он воздвиг часовню в честь генерала Котляревского, «грозы Кавказа», провел из своего имения водопровод в город. Занимаясь археологическими раскопками, построил на свои средства музей древностей. Способствовал проведению железной дороги и расширению торгового порта. Устроил выставочный зал, где показывал свои картины, которые по завещанию и пожертвовал городу. Сейчас это известная Феодосийская картинная галерея имени Айвазовского.

Художник устроил более 120 персональных выставок: в Петербурге, Москве, Феодосии, Париже, Ницце, Нью-Йорке, Чикаго… Практически все они были благотворительными: то в пользу неимущих студентов, то вдов и сирот воинов, то раненых. Армянин по происхождению, он очень чувствовал свою кровную связь с армянским народом. Приезжая в Константинополь по приглашению турецких султанов, непременно встречался с местными армянами, дарил их школам, гимназиям, церквям свои картины. В то же время Иван Константинович Айвазовский говорил о себе: «Я — русский художник». Так и есть. Армянин, рожденный в крымском городке, он воспитывался в русской семье Казначеевых, а затем, оказавшись в Петербурге в Академии художеств, входил в круг самых значимых и интересных людей русской культуры. Позднее оказался близок ко двору, Николай I говорил: «Я куплю все, что напишет Айвазовский».

Елена Губайдуллина — специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow