СюжетыПолитика

Пишут же про политику

Минюст начал вносить в реестр иностранных агентов региональные СМИ, получавшие гранты благотворительного фонда «Среда»

Этот материал вышел в номере № 82 от 29 июля 2016
Читать
Пишут же про политику
Дмитрий Зимин, основатель фонда «Среда». Фото: фонд «Среда»

До того как летом 2015-го фонд поддержки СМИ «Среда» подал в Минюст заявление о включении себя в реестр «иностранных агентов» и сразу после этого самоликвидировался, им были розданы гранты нескольким российским СМИ. Деньги фонд распределил среди тех, кто ведет «самостоятельное независимое существование» в соответствии с принципами «достоверной, профессиональной, непредвзятой журналистики». Меньше всех получила пензенская газета «Улица Московская» — ​700 тысяч рублей. Но именно ею после получения денег заинтересовалось пензенское управление Минюста. Проверка деятельности Издательского дома «Валентин Мануйлов», выпускающего газету, естественно, показала, что ИД ведет «политическую деятельность», так как «Улица Московская» является общественно-политическим изданием. Так пензенская газета стала первым и, насколько нам известно, единственным пока СМИ, включенным в реестр «иностранных агентов». В начале июля об аналогичной проверке Минюста и возможном включении в реестр сообщила газета «Псковская губерния» (издатель — ​«Свободное слово» Льва Шлосберга, это СМИ тоже получило грант «Среды»).

В обоих случаях основанием для включения СМИ в «позорный» перечень Минюст назвал получение ими грантов фонда из зарубежных средств.

«Во славу земли Пензенской»

Офис на улице Московской редакция арендует с 2001 года. В Пензе эта улица — ​деловой и административный центр, здесь расположено правительство региона, крупные банки и ФСБ.

— Мы себя не только географически, но и ментально позиционируем рядом, нас читает вся местная элита из власти, бизнеса и правоохранительных органов. «Улица Московская» пишет то, о чем не пишет больше никто в Пензе. О коррупции и злоупотреблениях в своих ведомствах тоже нам несут информацию, — ​говорит «Новой» Валентин Мануйлов, учредитель, издатель и главред в одном лице. — ​Хотя ни по охвату аудитории, ни по финансовым показателям «Улица Московская» не конкурент, например, «Пензенской правде» — ​крупнейшему в регионе изданию с тиражом 18 тысяч экземпляров против 2,5 тысячи «Улицы Московской».

Петр Саруханов / «Новая газета»
Петр Саруханов  / «Новая газета»

Делают «Улицу Московскую» сам Мануйлов, три штатных журналиста, четыре внештатных, два дизайнера и администратор сайта. У газеты есть постоянные рекламодатели и спонсоры из числа представителей среднего бизнеса, но чистой прибыли газета не приносит. Для покрытия убытков Мануйлов привлекает средства из других проектов: издавал справочники, каталоги предприятий, рекламные календари. Транш на 700 тысяч рублей от «Среды» редакция израсходовала на оплату типографии и выплату зарплаты.

Пензенские власти, похоже, впрямь признают за еженедельником место на одной с собой улице. В какой-то момент из-за резких публикаций в адрес регионального правительства у издателя сильно испортились отношения с бывшим губернатором Василием Бочкаревым. Сначала, как рассказывает Мануйлов, губернатор устраивал ему разносы по телефону, и издатель перестал брать трубку. Люди из правительства при встрече посмеивались над Мануйловым и рассказывали, что «Кузьмич обижается». Но в конце года и Заксобрание, и гордума исправно награждали «Улицу Московскую» грамотами. А покидая свой пост, Бочкарев вдруг лично вручил издателю почетный знак «Во славу земли Пензенской».

— В частных разговорах он называл меня врагом, говорил про участие в заговоре против него, поэтому такая награда была неожиданной, — ​признается Мануйлов. — ​Но вот как теперь все это соединить: «славу земли Пензенской» и статус «иноагента»?

«Государственная тайна»

В акте проверки Минюста, который издательский дом сейчас оспаривает в суде, указано, что «в 2015 году в газете регулярно публиковались статьи, освещающие значимые общественно-политические события в России и Пензенской области. Указанная деятельность организации содержит признаки политической».

— Ну да, 13 лет этим и занимаемся в рамках Закона «О средствах массовой информации» и Конституции, статья 9 которой гарантирует свободу массовой информации и запрет цензуры, — ​отмечает Мануйлов.

В качестве доказательств того, что «Улица Московская» занимается политикой, Минюст привел несколько газетных статей и интервью Валентина Мануйлова местному телеканалу, где он рассуждал о путче 91-го. Все это, по мнению ведомства, «формирует отрицательный образ президента» и «государственной кадровой политики».

На предварительном заседании в Ленинском районном суде Пензы об оспаривании редакцией акта проверки Минюста представители издания обратили внимание на то, что когда в 2014 году фонд «Среда» объявил о конкурсе и когда в апреле 2015-го он перечислял деньги победителям, сам фонд был российской НКО и публично источники своего финансирования не раскрывал.

— Мы не могли знать о зарубежных счетах российского фонда за 3,5 месяца до признания его «иностранным агентом», — ​отмечал Валентин Мануйлов.

— То есть редакция получила финансирование до того, как фонд «Среда» был признан «иностранным агентом»? — ​уточнила судья.

— Всю сумму до того.

Судья (Минюсту): Давайте предположим, что им дали не 700 тысяч, а семь миллионов, и дали на пять лет. И вот прошло 4 года 11 месяцев и 30 дней, и тут — ​бах! — ​фонд «Среда» становится «иностранным агентом». Получается, издательский дом «Валентин Мануйлов» должен собрать 7 миллионов и вернуть эти деньги? Или как?

— Да, получается так, — ​ответил представитель Минюста.

Судья: Получается исходя из чего?

Но сотрудник ведомства ответить затруднился, однако неожиданно согласился с изданием в том, что участники конкурса не могли знать об иностранном финансировании заранее, но так как участники узнали об этом в момент перевода денег, то могли бы и вернуть их «добровольно».

После этого заседания судья Андрей Лидин взял самоотвод.

Принявшая дело судья Юлия Андрианова продолжила прерванный разговор, интересуясь, как газета должна была узнать про иностранный источник денег. В ответ на что представитель Минюста заявил, что вообще-то офшорная природа денег фонда являлась «государственной тайной».

Судья: Я понять не могу, извините. Как они могли узнать-то, если это секретная информация?

Представитель Минюста ответить снова затруднился. А Мануйлов уточнил для суда, что под деньгами из иностранного источника имеются в виду личные деньги основателя фонда Бориса Зимина, одного из учредителей фонда «Династия», которые он перевел из офшора на Кипре.

Судья: То есть это просто деньги одного из учредителей?

Адвокат: Да. Гражданина РФ.

Судья Андрианова назначила проведение психолого-лингвистической экспертизы газетных статей «УМ» с привлечением политолога и объявила перерыв. Суд продолжится в августе. В издании подумывают над тем, чтобы пригласить в суд свидетелями членов жюри фонда «Среда»: Леонида Парфенова, Виктора Мучника из ТВ‑2, Александра Архангельского и др., которые смогут подтвердить, что об иностранном финансировании фонда на момент проведения конкурса никто не знал.

Юлия Счастливцева,специально для «Новой»

Комментарий свидетеля

Виктор Мучник

главный редактор ТВ-2

— В тот период, когда я выполнял функции члена жюри, вопрос об источниках финансирования еще не был актуален вовсе. Я знал, что фонд «Среда» был создан семьей Зиминых на их средства. А через какие счета проводятся деньги, мне было не важно. Да и сейчас не важно. Вся эта история с «иноагентами» применительно к медиа придумана для того только, чтобы обеспечить максимальный контроль власти над СМИ и исключить возможность работы на медиарынке того российского бизнеса, который не бегает согласовывать любые свои действия с администрацией президента.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow