Но не волнуйтесь за этот фильм, он соберет свои деньги, и на вопрос «почему?» легко дать ответ.
История «Звездного пути» продолжается уже 50 лет. Десятилетиями он привлекал миллионы фанатов, став неотъемлемой частью гик-культуры, вехой в истории развития научной фантастики. Вселенная «Звездного пути» начала свое существование с сериала «Звездный путь: Оригинальный сериал». Джин Роденберри создал его, вдохновившись телевизионной версией романа Жюля Верна «Робур-Завоеватель». В 1960-х, на волне популярности научной фантастики, «Звездный путь», только вступив на сцену, завоевал всеобщую любовь.
«Звездный путь» — одна из наиболее детально проработанных вымышленных вселенных. Каждый персонаж имеет биографию, каждая цивилизация — свою культуру и традиции. В официальных источниках можно найти историю, технические характеристики звездолетов, точные описания каждой мелочи — от рецептов традиционных клингонских блюд до правил игры в трехмерные шахматы. Клингонский язык преподают в университетах, а в мире насчитывается несколько миллионов поклонников «Пути», именующих себя «трекки» (trekkies) или (что встречается чаще) «треккеры» (trekkers).
Поэтому компания Paramount к финансовым итогам выходных отнеслась достаточно спокойно, рассчитывая на немалую выручку от фанатов. Собственно говоря, в определенном смысле массовая фанатская культура началась именно со «Звездного пути».
Достаточно сказать, что исполнитель одной из главных ролей во время съемок писал книги, посвященные познанию себя в роли мистера Спока. В конце 1990-х в Калифорнии появилась рок-группа Warp 11, чьи тексты песен написаны во вселенной «Звездного пути», о ней и для тех, кто ее любит. Благодаря «Звездному пути» возник фанфикшн как пространство для воплощения фантазий поклонников. Первый фанатский научно-фантастический журнал «Spockanalia» был посвящен «Звездному пути» и содержал первый фанфик (литературное произведение, порожденное заинтересованностью автора каноном). Многие последовали этому примеру. В наши дни фанфикшн стал полноценной частью литературного процесса, хотя и сохранил обаяние своеобразной связи между фан-аудиторией и создателями.
«Стартрек: Бесконечность» должен был охватить сразу два пласта аудитории: преданных фанатов и тех, кто никогда и не слышал об «Оригинальном сериале». Эту задачу взвалил на себя сценарист Саймон Пегг — известный британский комик, соавтор сценариев «Трилогии Корнетто» и просто известный гик.
Мы видим, что беспощадный фансервис проник в каждую сцену. С первых кадров понятно: создатели фильма решили использовать больше стопроцентно работающих клише и меньше персонального творчества, что обидно.
Получая долгожданный фильм, насыщенный фансервисом, зритель чувствует себя наравне с создателем, он — тоже по-своему сценарист. Чем больше фанатов напишут о предполагаемом повороте сюжета в своем блоге, фанфике или твите, тем больше вероятность, что мы увидим это в новом фильме. Вот и выходит, что фильм становится большим, очень дорогим и впечатляющим кинематографическим фанфиком.
Появилось это веяние давно — вспомните, даже сэр Артур Конан Дойл воскресил Шерлока после бессчетного количества писем фанатов, среди которых была королева Виктория. Сейчас это работает на всю катушку в комиксах, мультфильмах, фильмах и книгах.
Недавно сценарист Юлия Илдис написала статью про «Игру престолов», в которой сформулировала понятие 3D-драматургии. Она пишет о том, что Джордж Мартин выбивает у зрителя почву из-под ног тем, что не дает предположить, кто из героев погибнет следующим. Зритель лишается привычного контроля, он не держит джойстик в своих руках, он проживает жизнь вместе с героем.
Можно сказать, что в фильме Лина происходит обратный процесс, который можно назвать 3D-связью с общественностью. Мы видим стандартный набор — у нас есть знакомые члены экипажа корабля «Энтерпрайз», сам корабль, который любим зрителем не меньше, классический злодей, травмированный обществом и мстящий за сломанную жизнь, и великолепные спецэффекты. Помимо прочего, фильм постарался порадовать все слои общественности, чтобы приблизиться к современным реалиям. К примеру, рулевой «Энтерпрайза» Хикару Сулу обзавелся любящим мужем. И все это, конечно, приятно и полезно, благодаря этому точно окупится потраченный бюджет, у фильма появятся новые фанаты и неплохая почва для продолжения (кстати говоря, то, что оно будет, уже подтверждено). Но хорошо ли это для кинематографа? Искусство должно удивлять, а мы имеем огромное количество похожих друг на друга фильмов, и «Стартрек» выделяется из общего ряда только колоссальным историческим пластом и армией фанатов, стоящих позади.
Между прочим, о настоящих гиках никто не позабыл. Чего стоят отсылки к «Оригинальному сериалу», обыгранные Пеггом с очарованием британского юмора. В феврале 2015 года умер Леонард Нимой, первый Спок. Актеру в фильме отдается дань уважения, и скорбь всего фанатского сообщества выражена в скорби Спока, который тяжело переживает смерть своей «старшей версии». К несчастью, это не единственная смерть, повлиявшая на вселенную «Звездного пути». Незадолго до выхода фильма трагически погиб Антон Ельчин, игравший в перезапуске энсина Павла Чехова. Фильм посвящен памяти обоих актеров.
Итак, мы видим, что у фансервиса есть свои плюсы и минусы. Многие верные поклонники разочарованы тем, что последние фильмы «Звездного пути» далеко отошли от аутентичной вселенной, но на их место встали фанаты, полюбившие уже новый «Звездный путь». Одно известно точно: являются ли последние фильмы франшизы произведением искусства или голливудским копипастом — до тех пор, пока у «Вселенной» остаются ее фанаты, она будет жить долго и процветать.
Алиса Голубева — специально для «Новой»