Сюжеты

Зачем гению депутатский мандат?

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 83 от 1 августа 2016
ЧитатьЧитать номер
Политика

1

Хождение писателей и режиссеров в политику напоминает парад фриков с патриотическим уклоном. Кто-то из них искренен в своих порывах, кто-то не очень, но невозможно не заметить закономерность: чем талантливей деятель культуры, тем меньше он думает о карьере, о близости к власти и тем больше о стране. Но таких талантливых в нынешней избирательной кампании, к сожалению, совсем мало

Четыре писателя по дороге в Госдуму

Каганов, Садулаев, Шаргунов, Багиров: как современная русская литература участвует в выборах-2016

«За все хорошее»

Все они примерно одного поколения, от 36 до 44 лет. Все известны и успешны. Но в остальном ничего общего.

Самый старший из них, писатель-фантаст Леонид Каганов, баллотируется от экологической партии «Зеленые». Кумир айтишников, один из самых популярных российских блогеров, когда-то он писал шутки для популярной передачи «ОСП-студия». Потом романы. Потом сатирические стихи. Несколько из них стали текстами песен Васи Обломова. Одно из последних стихотворений — о внутренней эмиграции: «Я не здесь, на летучке утренней. / Я не с вами в столовой ем. / Я  Париже. В Париже внутреннем. / Нет меня. Просто нет. Совсем. / Пусть завскладом трещит по рации. / Пусть начальник искал меня. / Я во внутренней эмиграции. / До конца рабочего дня…  / И когда это время пройдено, / Лишь тогда начинает звать / Ностальгия домой, на родину, / К телевизору, на кровать».

Кто-то для упрощения назовет его оппозиционером или даже «пятой колонной», но ошибется. От Каганова-сатирика доставалось в равной мере и Горбачеву, и Ельцину, и Путину, и Лужкову. К политике, любой, он долгое время относился скептически. Даже на выборы не ходил. Симпатизировал разве что Миронову. И то не за идеологию, а за то, что тот интересно рассказывает о своих путешествиях.

Идеология самого Каганова описывается тремя словами: за все хорошее. Строить — хорошо, разрушать — плохо. Мир — хорошо, война — плохо. А природу надо беречь. С этим, как говорится, не поспоришь.

Всерьез его накрыло политикой, как и многих аполитичных людей, во время выборов 2011-го. Каганов стал наблюдателем, ходил по участкам, искал нарушения, потом ходил на Болотную. И так увлекся, что всерьез поверил в перемены. А когда перемен не случилось, впал в тоску и еще больше невзлюбил всяческую политику.

Правда, он напирает на то, что экология — не политика: «Экология — это святое! Кто из вас считает, что планету нужно загадить? Нет таких? Тогда вы тоже латентные экологи. И я в душе настоящий дозиметрист и контролер радиационной опасности. То есть — по жизни эколог».

Он действительно неслучайный человек в экологической теме: занимался дозиметрией, ездил по ядерным объектам, изучал влияние радиации, проблемы атомной энергетики. Но для предвыборной гонки это скорее минус. Если верить, что на выборах работает отрицательная селекция, то у Каганова нет вообще никаких шансов. Зато потом он наверняка напишет смешную книжку типа марктвеновской «Как меня выбирали в губернаторы». Это если не выберут, как не выбрали Марка Твена. А если выберут, то научно-фантастический роман о Госдуме.

«Новые советские»

Не менее экзотична история питерского писателя Германа Садулаева, кандидата от КПРФ. Убежденный коммунист, чеченец, которому Рамзан Кадыров отказал в праве называться чеченцем, и поклонник ведизма — это все он. А еще лектор проекта «Белая Индия» и один из идеологов движения «Новые скифы». Многогранная личность.

Известность принесла ему книга «Я — чеченец!». Это одно из самых сильных и поэтичных высказываний о чеченской войне. Его популярность, как и популярность многих других «новых реалистов», таких как Прилепин, Гуцко, Шаргунов, рождалась при активном участии фонда Филатова и премии «Дебют». Они ездили на литературные семинары в знаменитый пансионат «Липки», охотно встречались с политиками, получали премии, добивались в издательствах и журналах публикаций и тиражей. Вели себя уверенно, напористо — ногой открыли дверь в литературу и сразу рванули на самый верх.

Правильнее было бы назвать их не «новыми реалистами», а «новыми советскими». Именно советское они подняли на щит и в эстетике, и в политике.

Все это не отменяет таланта Садулаева и его искренности. Он действительно левый и последовательно выступает за социальную справедливость. Правда, его социалистические взгляды совершенно в советском ключе соединяются с русским империализмом («Моя страна может быть либо империей, либо историей»). С одной стороны, он против олигархов и разворовывания бюджета. С другой — за присоединение Крыма и экспансию на Донбассе. Все эти взгляды Садулаев периодически излагает в издании Шаргунова—Прилепина «Свободная пресса».

Интересно, что в прозе он, в отличие от своих друзей, продолжает скорее американскую традицию, не советскую, не чеченскую, а именно американскую. Критики сравнивают его с Чаком Палаником («Бойцовский клуб») и Дугласом Коуплендом («Рабы Майкрософта»). Особенно хорош у него коуплендовский по посылу роман «Таблетка» — приговор российским менеджерам среднего звена и системе, которая их породила.

От Садулаева по итогам предвыборной кампании стоит ждать текста в духе того же Коупленда или Артура Хейли. Он человек, способный зло и бесстрастно вскрыть механизм выборов, рассказать, «как это устроено».

«Поп-революционер»

Сергей Шаргунов, главный редактор портала «Свободная пресса», — персонаж совершенно иного склада. Это классический «наш мальчик», человек из породы любимчиков, тусовщик, мастер самопиара.

Как и Садулаев, он идет на выборы от КПРФ, но за свою недолгую политическую карьеру успел сменить много партий. Тусовался с нацболами и даже хотел передать свою премию «Национальный бестселлер» Эдуарду Лимонову, но не вышло, потому что премию Шаргунову так и не дали. Возглавлял молодежное крыло рогозинской «Родины», потом стал «справедливороссом» и даже входил в центральный совет этой партии. На второстепенные роли он не согласен. Где бы ни находился Шаргунов, это всегда позиция премиум-класса.

Все эти годы он говорит и пишет о революции и даже готов ее возглавить, но не очень понятно, за что и против кого, поскольку взгляды свои менял много раз. Типичный поп-революционер, человек, умеющий произносить громкие лозунги и делать яркие жесты. Вершина его революционной деятельности — новость конца июня: «Шаргунов подарил президенту свою книгу о Валентине Катаеве… По словам Шаргунова, сегодня «очень часто» пытаются сделать модным или навязать, особенно подрастающему поколению, некий нигилистический тренд, привить идеи «о будто бы неполноценности страны», навязать комплекс вины. «Мне кажется, этому можно противодействовать не столько запретительными мерами, сколько созидая правильную патриотическую альтернативу», — заключил писатель».

Правильную альтернативу он уже год как создает на патриотическом телеканале «Звезда» в роли ведущего, где занимается примерно тем же, чем его соратник Захар Прилепин на РЕН ТВ: пропагандой с уклоном в милитаризм.

Единственное революционное в нем — литературный стиль. Он действительно восходит к пролеткультовцам 20-х годов. Вычурный, пафосный и немного нелепый. Текст, который Шаргунов напишет о своей предвыборной кампании, будет, я думаю, мало отличаться от остальных его текстов. Примерно так: «Я иду по проселочной дороге, молодой, красивый, ветер в лицо. И провода гудят: «Революция, революция!»

«Все вы (нехорошие люди)»

С Эдуардом Багировым еще интересней. Автор не вполне цензурного романа «Гастарбайтер», уроженец Туркмении, наполовину азербайджанец, он баллотируется от партии «Патриоты России». Не очень понятно, как может избираться в Думу человек, имеющий судимость за кражу, а он ее имеет, но не помешало же это ему быть доверенным лицом Путина на выборах 2012-го.

Избирательную кампанию Багиров начал с того, что стал подчищать в интернете информацию о себе, пользуясь «правом на забвение». Забывать там есть что. Редкая сетевая свара в нулевые обходилась без его участия, и в выражениях он не стеснялся. Море мата, угроз и оскорблений, но этим его талант не исчерпывается.

Багирову, например, приписывают нашумевший в свое время текст 2003 года «Христианин? Пошел на…». Это была явная провокация. Скандальный сайт «Литпром» (его редактор Багиров) и «живые журналы» русских националистов с удовольствием напечатали этот текст. Начинался он так: «Ну че, перетрем, типа, за религии и всяких там богов… Я — мусульманин. <…> Все вы — свиньи». Цитировать дальше нет ни сил, ни возможности. А между тем рекламная кампания багировского романа «Гастарбайтер» шла под лозунгом «Слава России!». Это вообще его любимый лозунг. Логику не ищите.

В 2003-м он был маргинальным персонажем и мог себе такое позволить, ему нужен был экстремальный пиар. Сегодня уже не нужен и даже нежелателен. Любопытно, что раскручивал его в те годы известный сетевой продюсер Константин Рыков, депутат «Единой России».

Соперник Багирова по избирательному округу — «яблочник» Гудков. На него уже вылились ведра словесной грязи. К самому мягкому слову, которым его называет Багиров, могут быть претензии у Роскомнадзора. До такой степени, что полиция попросила убрать агитационный баннер, где писатель объясняет, против кого и чего он борется. За что, кстати, не объясняет. «Ну вот меня и начали прессовать», — написал Багиров в своем фейсбуке. Иногда в его речи встречаются и нематерные слова.

Какой текст может стать результатом хождения Багирова во власть, предельно ясно. Что-то вроде: «Все вы (нехорошие люди). Идите в (нехорошее место). Я всех вас (очень сильно обижу)». И что-нибудь доброе о России.

Кино про выборы

Сокурова, Говорухина, Кара и Бортко поделили между собой КПРФ, «Яблоко» и «Единая Россия»

«Одинокий голос человека»

Решение Александра Сокурова идти в Думу, которую он не единожды критиковал, вызвало неоднозначную реакцию. Зачем обладателю «Золотого венецианского льва», чье имя включено Европейской киноакадемией в список ста лучших режиссеров мира, возглавлять список «Яблока» от Петербурга?

Сокурову, по его признанию, важно поддержать «гуманитарную тенденцию», которую отстаивают «яблочники». Он видит в Российской объединенной демпартии силу, способную консолидировать либералов. Депутатство для него — еще один способ защищать Петербург от вандализма. В его многолетних битвах за город были свои победы (это именно он организовал открытые переговоры, вбившие гвоздь в крышку гроба «Охта-центра») и поражения. Несмотря на демонстрации, дискуссии, открытое письмо Сокурова Полтавченко (он просил губернатора не допустить «упоминания имени этой одиозной семьи в городе, перенесшем блокаду), все же мосту через Дудергофский канал присвоено имя Ахмата Кадырова.

Сокуров отличается независимостью суждений. В марте 2014-го он публично заявил, что использование военной силы против украинцев будет иметь необратимые последствия для России. На днях Александр Николаевич предложил федеральным властям создать специальную прокуратуру, которая будет охранять объекты культурного наследия.

«Одинокий голос человека» (сокуровский фильм, восхитивший Тарковского) вряд ли будет услышан властью. Сокуров и сам уже понимает бесперспективность своих открытых писем, которые «верхи» показательно игнорируют. А депутатская трибуна — возможность громко заявить о проблемах города и страны.

«Ворошиловский стрелок»

Станислав Говорухин — тяжеловес, депутат Думы всех шести созывов. Его политическая карьера впечатляет едва ли не больше, нежели кинематографическая. Убеждения свои он менял с легкостью необыкновенной. На рубеже девяностых был одним из лидеров «Демпартии России». Свои взгляды он поддержал тогда нашумевшим фильмом «Так жить нельзя». Антикоммунистический настрой был и в ленте «Россия, которую мы потеряли». Но после октябрьских событий 1993-го Говорухин уже на стороне левопатриотов. Во втором туре президентских выборов убедительно поддерживает Зюганова. Очередной изгиб — в 1999-м. Режиссер, идущий в Думу от блока «Отечество — вся Россия», открыто восхищается Примаковым и Лужковым.

Годом позже он баллотировался в президенты страны, а набрав менее 1% голосов избирателей, обиделся на своего более успешного конкурента: «Путин обязан своей победой рабской психологии народа: покажи ему нового царя, он за него и голосует». Правда, быстро забыл обиду и воспел «нового царя». Более того, стал первым солистом. Именно Говорухин в ноябре 2011-го на предвыборном партийном съезде предложил выдвинуть Путина в президенты. От всей души Станислав Сергеевич пел оду лидеру, «первому среди первых». Он, Говорухин, мог бы Путину «доверить страну, в которой будут жить мои дети и внуки…» Со всем режиссерским размахом руководил предвыборным штабом на президентских выборах. В числе первых подписал обращение в поддержку политики президента РФ на Украине и в Крыму. Примерно тогда же участники одесского Евромайдана установили на Одесской киностудии памятную доску, на которой перечислены знаменитые фильмы Станислава Говорухина, снятые в Одессе, под «националистическим гнетом».

В своих выступления на ТВ он, парламентский председатель комитета ГД по культуре, призывает соотечественников противостоять «нападкам в искусстве на церковь, на полицию» и прочие столпы государства. Надо быть начеку: «Мы — не Шарли, мы не позволим издеваться, изгаляться ни над Иисусом Христом, ни над пророком Мухаммедом, ни над одной из святыней любого народа!»

«Звезда эпохи»

Среди кандидатов в депутаты от «ЕР» трудно не заметить громогласного Юрия Кара. Полыхая лицом, он в телевизионных ток-шоу возбужденно провозглашает свежую идею: создавать антигитлеровскую коалицию. Доверенное лицо президента, он активный участник «словесной пачкотни», как выразился его любимый Булгаков. Он горд, что после письма в поддержку политики президента, попал в «черный список» Минкульта Украины: «Значит, боятся моих высказываний, моих фильмов, видимо, они вредят нынешней бандеровской идеологии». Кара родом из города Сталино — так раньше назывался Донецк, поэтому искренне любит Украину, «но не нынешнюю, настоящую».

Депутатский статус поможет ему и дальше бороться с «засильем американского кино». Судя по всему, Кара будет настаивать и на существенной квоте для российских фильмов. Этой идеей он давно болеет. Порой болезнь обостряется, и тогда режиссер предлагает вообще запретить вражеское кино. На экспертном совещании Общероссийского народного фронта он сделал громкое заявление: «Пока существуют санкции, нужно запретить все американские фильмы для показа в наших кинотеатрах, то же самое можно сделать и на телевидении».

«Собачье сердце»

Народный артист России и Украины Владимир Бортко абсолютно уверен в своей победе на выборах в Госдуму в одномандатном округе № 261 в Петербурге. Товарищ Бортко идет и по списку КПРФ в Петербурге и Ленинградской области. Он искренне раскаивается в создании своего лучшего фильма «Собачье сердце», призывает вновь воспеть славное имя Иосифа Виссарионовича, который — «наша индустриализация, наши победы в войне, наши победы в космосе».

Страдалец по утерянной идеологии с помощью думской корочки мечтает повернуть ржавое колесо истории и вернуться в благостный Советский Союз. Бортко уверен: против современной России идет война. Его не устраивает нынешнее «либеральное правительство», которое он бы охотно поменял. Потому что вообще не приемлет либерализм.

Бортко регулярно шаманит на пропагандистских ток-шоу. По его мнению, «сейчас не время рассказывать о репрессиях и о том, откуда они взялись». Да и сами репрессии были небесполезны: «надо было уничтожать людей, такое время». Забыл, наверное, совет профессора Преображенского: «Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему». Не бережет себя Владимир Владимирович.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera