КолонкаОбщество

Миссия Бирюлева

Спор о барах на московских Патриарших прудах стал федеральной проблемой

Этот материал вышел в номере № 83 от 1 августа 2016
Читать

В российских социальных сетях прошла невиданная по накалу дискуссия. С одной стороны в ней участвовали лучшие люди столицы, по воле мудрого провидения прописанные в районе Патриарших прудов. Например, публицист и архитектор Елена Котова, бизнесмен Александр Гафин, журналист Анна Монгайт и беспартийные сочувствующие. На страницах журнала «Афиша» они высказали свое недовольство тем обстоятельством, что к ним на Патриаршие пруды приезжают разного рода провинциалы из Бирюлева, стоящие явно на более низкой ступени развития. Элита нашего общества требовала прекратить все это безобразие.

В адрес лучших людей скандально огрызался разного рода плебс из того самого Бюрюлева или Выхина, по ошибке проникший в фейсбук, а также другие малоприятные личности. Лучшие люди зычно заявляли свой суверенитет. Словно Дональд Трамп в отношениях с мексиканцами, они предлагали оградить Патриаршие стеной, чтобы мигранты с неправильной пропиской оставались там, снаружи, и завидовали из-за стены внутренней жизни и хорошему пищеварению автохтонов. Особенно ужасала Котову и компанию перспектива встретиться с воображаемым жителем Бирюлева, который проник в их район с целью нагадить в подъезде. Таких участники дискуссии даже сравнили с саранчой.

Все это могло бы остаться довольно глупым анекдотом, если бы не одно соображение социологического характера. Люди, чью беседу запечатлела «Афиша», разумеется, считают себя либералами, сторонниками западных ценностей и в некотором смысле даже вольнодумцами. Рассуждая в этом ключе о своих отношениях с остальной Россией (причем в число «остальных» включены уже не только «замкадыши», но и жители московских пригородов) такого рода «западники» наносят непоправимый вред всем тем идеям, которые они будто бы отстаивают. Единственная реакция на подобный социальный расизм со стороны «лучших людей» — это социальная ненависть. В мягкой форме она может реализоваться в виде иронических постов в фейсбуке, но в пределе она может развернуться в настоящее гражданское противостояние. Людям не нравится, когда их сравнивают с «саранчой», даже когда это делают «успешные архитекторы и публицисты». Эскапада Котовой и компании тем самым бьет по всем тем, кто хочет видеть Россию европейской страной, даже если при этом не живет на Патриарших. К слову, в Европе представить себе подобное поведение буржуазии в современном мире невозможно — там социальная сегрегация существует давно, все осознали ее минусы, и подчеркивать свое мнимое превосходство над другими гражданами считается просто дурным тоном. Юная русская буржуазия просто еще не научилась стесняться и говорит, что думает. То же самое годами говорили и думали москвичи о провинциалах — и это настоящая беда.

С другой стороны, шум от баров и других развлекательных заведений — вполне стандартная проблема для современного города. Сейчас модно жить в центре города, но там же сосредоточено и большинство заведений. В каждом конкретном случае жители пытаются достичь компромисса с рестораторами и их клиентами. Инициативная группа жителей Патриарших ничего не искала, она добилась встречи с мэром и ограничила работу баров в своем районе до 23 часов — ссылаясь при этом на добровольное согласие владельцев заведений. При этом законов, опираясь на которые можно было бы закрыть бар, работающий ночью, не существует, и соглашение де- факто не выполняется.

Более того, есть довольно убедительная позиция, которая предполагает, что граждане, добровольно переехавшие на Патриаршие, то есть купившие там квартиры за огромные деньги, знали, на что шли. И вообще удобство проживания в центре города объективно связано с некоторыми минусами — в том числе с интенсивной ночной жизнью в вашем квартале. Состоятельные люди вполне могут позволить себе жить в тихом пригороде, но вряд ли в их власти запрещать «приезжим из Бирюлева» веселиться в баре. Существует и аргумент более теоретического характера: город, который живет круглосуточно, остается более безопасным, богатым и чистым, чем тот, где время активности жестко регламентировано. Возле людного и хорошо освещенного бара можно спокойно идти ночью, не опасаясь преступников, рестораторы вынуждены следить за чистотой у своих заведений, а со своей прибыли они платят налоги в местную казну.

В общем, о барах и режиме их работы можно дискутировать. Но вот по вопросу хамского отношения к согражданам поддержать «лучших людей» никак не получится. Задача каждого свободного человека в современной России сегодня — нагадить в подъезде на Патриарших. Конечно, метафорически.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow