Сюжеты

Дороги, которые нам выбирают

Очередной мегапроект для Крыма: федеральный центр выделит полуострову 139 миллиардов рублей на строительство 300 километров трассы от Керчи до Севастополя

Фото: «Новая газета»

Общество

Иван Жилинсобкор в Крыму

 

Золотые километры

«Мы не без проблем и некоторых дискуссий нашли необходимое финансирование. <…> Это сумма серьезная, более 100 млрд рублей», — заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев на прошедшем в Севастополе совещании о перспективах дорожного хозяйства. По словам премьера, максимальная цена корректировке не подлежит.

Однако и без потенциального увеличения стоимости сумма 139 млрд рублей вызвала удивление.

«Таврида» пройдет от Керчи до Севастополя через Симферополь и Бахчисарай. Ее протяженность составит 300 километров, то есть каждый километр обойдется в 466,3 млн рублей. Это не рекорд. Рекорд был поставлен в 2012 году на Кубани, где к Олимпиаде-2014 построили трассу Адлер — Красная Поляна: 48 километров за 227 млрд рублей. Но в Сочи цена хотя бы объяснялась необходимостью строить большое количество тоннелей, мостов, эстакад и, в конце концов, совмещенностью автомобильной и железной дорог. Крым же ждет типовая четырехполоска, самый сложный участок которой — горная местность под Севастополем. Но именно на севастопольский участок планируется потратить мизерную (по меркам «Тавриды») сумму — 8 млрд рублей. Остальные 131 млрд уйдут на укладку асфальта по ровной степной местности.

Источники «Новой» в правительстве Крыма предполагают, что высокая стоимость трассы может объясняться технологией укладки дорожного полотна.

— Дорога будет сделана методом холодного ресайклинга. Это голландская технология, при которой вместо традиционного щебня используется перемолотый грунт, — сообщил собеседник в министерстве транспорта.

Холодный ресайклинг — действительно новая для России технология. Но вот любопытный факт: в 2009 году Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия выпустила учебное пособие «Восстановление асфальтобетонных покрытий методом холодного ресайклинга», в котором профессор С.Ф. Филатов сообщал, что ремонт дорог голландским методом в три раза дешевле, чем традиционная российская укладка щебня.

«Новая газета» направила запрос в правительство Крыма с просьбой предоставить обоснование высокой стоимости трассы. На момент публикации материала ответа не было. Ждем.

Бывший помощник первого заместителя главы Крыма Михаила Шеремета Владимир Гарначук посоветовал искать обоснование стоимости «Тавриды» в компании-подрядчике.

Кто построит

Подрядчик строительства, Санкт-Петербургская компания ЗАО «ВАД», в 2014 году вошла в список «королей госзаказа» по версии Forbes, заняв с полученными из бюджета 35 млрд рублей пятое место (см. Под текст).

Подряд на строительство «Тавриды» компания получила без конкурса.

Владельцев компании, бизнесменов Валерия Абрамова и Виктора Перевалова, собеседники «Новой» называют «людьми Ротенбергов».

В пресс-службе ЗАО «ВАД» отказались прокомментировать стоимость строительства трассы.

Откуда деньги?

Названная Дмитрием Медведевым и Сергеем Аксеновым сумма — 139 млрд рублей — на 54 млрд больше первоначальной: в марте этого года глава Крыма оценил строительство «Тавриды» в 85  млрд. Цена росла постепенно: в июне Аксенов заявил, что после изучения экспертами рельефа местности стоимость реализации проекта была увеличена до 128 млрд рублей. А на прошлой неделе вице-премьер Крыма Олег Казурин заявил о необходимости очередного увеличения сметы — на 11 млрд. При этом Казурин отметил, что решение об увеличении стоимости строительства должно принять федеральное правительство. И оно, судя по всему, деньги нашло.

Правда, где именно будут взяты дополнительные миллиарды, пока непонятно. В Министерстве транспорта уже сообщили, что финансирование проекта будет осуществляться в рамках Федеральной целевой программы по социальному и экономическому развитию Крыма и Севастополя (ФЦП). Но в программе на строительство и реконструкцию дороги из Керчи в Севастополь предусмотрено всего 41,8 млрд рублей.

Тем, кто держится

В мае 2016 года Дмитрий Медведев произнес в Крыму речь, моментально ставшую хитом интернета. Отвечая на вопрос пенсионерки из Феодосии о том, почему на полуострове не произошло индексации пенсий, премьер-министр заявил: «Ее (индексации) нигде нет. Просто денег нет. Найдем деньги — сделаем индексацию. Вы держитесь здесь, вам всего доброго».

139 млрд рублей, выделенных на строительство 300 километров дороги в Крыму, — это четверть расходов федерального бюджета на образование (585 млрд рублей), половина расходов на здравоохранение (254 млрд рублей), и это больше, чем расходы на культуру (97 млрд рублей).

Согласно данным Росстата, в России сегодня проживает 42 729 000 пенсионеров. Если деньги «Тавриды» потратить на индексацию пенсий в стране, надбавка до 2020 года получится действительно небольшой — 67 рублей ежемесячно. Но если «наложить» эту сумму на Крым, где и появится «золотая дорога», то местные пенсионеры, 677 000 человек, в течение четырех лет будут ежемесячно получать к своим 8000 рублям дополнительные 4215. На эти деньги «продержаться» точно легче.

Под текст

ЗАО «ВАД» («Высококачественные автомобильные дороги») зарегистрировано в Петербурге в 1994 году.

Начинала ВАД с асфальтирования улиц Петербурга. Стала лидировать на рынке еще при губернаторе Яковлеве. Однако по-настоящему дела компании пошли в гору четыре года назад. С 2012 года ВАД ежегодно выигрывает подряды на сумму не менее 20—25 млрд руб. В 2013 году две трети контрактов ВАД обеспечили всего пять подрядов, среди которых — реконструкция двух федеральных трасс и строительство части кольцевой автодороги вокруг Петербурга.

На сегодня ЗАО «ВАД» — крупнейший строитель дорожной сети Северо-Запада. На ВАД приходится половина городского заказа по ремонту петербургских улиц. Основные доходы предприятия обеспечивают заказы на строительство и реконструкцию федеральных трасс.

Конкуренты неоднократно обвиняли ВАД в махинациях и сговоре с чиновниками при прохождении конкурсов на ремонт дорог, жаловались в ФАС, обращались в Арбитражный суд. Но к пересмотру результатов тендера или расторжению контракта это не привело ни разу. В 2013 году компания выиграла дорожных подрядов на 70 млрд руб. В 2015 году портфель заказов компании превысил 80 млрд руб.

Финансовым успехам ВАД совершенно не мешает то, что компания часто оказывается в центре скандалов (преимущественно — из-за претензий к качеству работ и подозрений в коррупции) и судебных процессов, а также становится фигурантом административных и уголовных дел.

Притчей во языцех стали работы, выполненные ВАД при строительстве автодороги Калининград — Зеленоградск. На объекте дорожники «химичили» с несоответствующим ГОСТу песком, добытым на нелегальных карьерах, а заодно и со щебнем — применяли более дешевый, не имеющий отношения к проекту (гранит с повышенной кислотностью). Ущерб, причиненный государству, предварительно оценен в десятки миллионов рублей.

Также Росприроднадзор обнаружил и пресек незаконную добычу песка при строительстве ЗАО «ВАД» автодороги «Сортавала». Инспекторы установили, что под видом восстановления нарушенных земель Минобороны вблизи поселка Саперное (Ленинградская область) дорожники добывают песчаный грунт и поставляют на объекты ЗАО «ВАД». По факту порчи земель и безлицензионного пользования недрами сейчас проводится расследование.

В декабре 2014 года в Калининграде был обнаружен подпольный асфальтовый завод, принадлежащий, как выяснилось, ООО «ВАД-асфальт» (дочерняя компания ЗАО «ВАД»). Следователи возбудили уголовное дело по факту «незаконного предпринимательства, сопряженного с извлечением дохода в особо крупном размере» (ст. 171 ч. 2 УК РФ) в отношении гендиректора «ВАД-асфальт».

Нина Петлянова,
соб. корр. «Новой», Санкт-Петербург

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera