КолонкаПолитика

Редукция к указивке

Элиты ищут «заказные кампании», теряя связь с реальностью

Этот материал вышел в номере № 88 от 12 августа 2016
Читать

В Кремле назвали недовольство граждан высказываниями Медведева о «предприимчивых учителях» и их походе в бизнес заказной кампанией против премьера. Дескать, кто-то хочет подсидеть нашего Дмитрия Анатольевича. Сообщается даже, что по Медведеву, вероятнее всего, работают «специально обученные люди», которые «вели мониторинг», и вот теперь глава правительства «поплатился за свою открытость». В качестве возможных заказчиков называется при этом кто угодно — от оппозиционеров, желающих утопить «Единую Россию» на выборах, до загадочных финансовых структур, которые хотят нового главу правительства.

Еще более специально (по сравнению с теми, кто работает против Медведева) обученные кремлевские политологи обращают внимание на то, что сбор подписей за отставку премьер-министра велся на американском сайте change.org, что уж однозначно указывает на заокеанских заказчиков. «Конспирологически, — разъясняет один из политологов, — change.org — это такой же инструмент глобального внешнего давления, как WADA». Ссылка на конспирологические соображения используется тут для того, чтобы придать словам политолога больший вес.

Никто не рискует применить бритву Оккама и предположить самый простой вариант. Медведев уже не в первый раз глупо подставляется перед выборами, поскольку уверен в собственной неприкасаемости и вообще расслабился. Конспирологическое мышление объединяет политологов и их хозяев: не бывает событий без заговора.

И ведь не только в случае Медведева элиты жалуются на «заказуху». На подобный сценарий намекают и в окружении вице-премьера Игоря Шувалова. Ведь трудно себе представить, что российское общество вдруг может само заинтересоваться монструозной квартирой на Котельнической набережной или тем, как собаки летают защищать «честь страны» на частном самолете. Кому, в самом деле, может понадобиться копаться в такой ерунде? Только таинственным заговорщикам.

Или вот компания «Роснефть» прямо официально заявляет, что публикация об отдыхе жены еще одного Игоря Ивановича, Сечина, на яхте St. Princess Olga является частью «заказной кампании» против этого патриотического бизнеса.

То есть получается, любая критика российских чиновников или компаний с госучастием и их руководителей по определению рассматривается как провокация и «заказуха». Примечательно, что никто из этих замечательных людей при этом не пытался опровергнуть факты, изложенные в рамках «заказных кампаний». Медведев на вопрос о низких зарплатах действительно посылает учителей в бизнес, доверенное лицо Шувалова действительно скупает элитную недвижимость, а жена Сечина действительно публиковала снимки с одной из самых дорогих яхт мира.

Если о чем-то эта тенденция и свидетельствует, так это об особенностях мировоззрения российских элит. Там искренне считают, что ничего не может происходить без специальной указивки. И если уж кто-то развил ту или иную активность, то это явно по той причине, что этим людям «проплатили». Здесь сама лексика, необходимая для реконструкции этого типа мышления, становится грязной.

С одной стороны, это яркое свидетельство паранойи, возведенной в госстроительство, с другой стороны — очевидное следствие адаптации к той среде, где существуют российские чиновники. В их мире, по всей видимости, это действительно так и работает — действия происходят лишь в результате заказа, а мнения формируются по предоплате.

Сбой происходит, когда эту выстраданную логику элиты переносят на остальной мир — здесь возникает серьезный разрыв с реальностью. В нашем истеблишменте действительно потеряли способность поставить себя на место учителя, которого глава правительства отправляет в бизнес.

Российские элиты, десятилетиями оберегающие насиженные места, в какой-то момент решили, что они находятся вне критики. Что их действия или образ жизни вообще не должны обсуждаться обществом, в котором они живут. Что они не наемные менеджеры, нанятые гражданами на определенный срок, но короли или гуру, призванные поучать нерадивых подданных. Медведева никто не спрашивал о том, как правильно жить и кем следует работать. Вопрос, заданный ему, касался обязательств государства перед учителями — не более, но и не менее. Глава партии, которая в течение тринадцати лет кормит работников российского образования обещаниями достойной жизни, не смог ответить на заданный вопрос. И получил общественную реакцию, срежессировать или запланировать которую просто невозможно.

Так что если кто-то и ведет кампанию против российских чиновников, то это они сами.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow