СюжетыОбщество

Далеко ли до Беды?

Расследование коррупционных схем при призыве продолжается

Этот материал вышел в номере № 89 от 15 августа 2016
Читать
Далеко ли до Беды?
Фото: РИА Новости

В Петербурге новое задержание по громкому коррупционному делу. В пособничестве в освобождении от армии за взятки заподозрен военнослужащий — 39-летний Дмитрий Беда, занимавший различные должности в Западном военном округе. Итого сегодня по этому делу проходят уже 11 фигурантов — все они либо должностные лица, либо врачи петербургских военкоматов.

К Дмитрию Беде сыщики нагрянули 5 августа. По версии следствия, осенью 2015 года подозреваемому перепала крупная денежная сумма за помощь одному из призывников уклониться от армии.

— По уголовному делу, возбужденному в декабре прошлого года, по подозрению в пособничестве при получении взятки задержан военный 1977 года рождения, который длительное время занимал различные должности в Западном военном округе, — сообщили «Новой» в следственных органах. — Кроме него по данному уголовному делу проходят еще десять человек — должностные лица и врачи военкоматов. По предварительной информации, Беда незаконно получил от одного из участников коррупционной схемы 160 тысяч рублей за решение вопроса об освобождении молодого петербуржца от службы. Кроме того, задержанный подозревается в пособничестве в получении взятки и договоренностях с ранее арестованной экс-начальницей отдела горвоенкомата Петербурга Ольгой Леоновой. Также сейчас расследуется, не вел ли Беда незаконные действия совместно с врачом Красносельского райвоенкомата и другими участниками этой коррупционной схемы.

Как рассказывала «Новая газета», дело об уклонистах от армии за деньги было возбуждено ГСУ СК РФ по Петербургу 15 декабря 2015 года по ч. 5 ст. 290 УК РФ «Получение взятки в крупном размере группой лиц по предварительному сговору». Поводом стало задержание сотрудницы горвоенкомата Ольги Леоновой при получении 130 тысяч рублей от призывника за выдачу документов, освобождающих молодого человека от военной службы. Однако оформлены документы были на основании фальсифицированных медицинских данных.

Тогда по горячим следам оперативники за сутки обыскали сразу 17 районных военкоматов. У сотрудников РВК изъяли списки молодых людей, которых требовалось освободить от армии, хранившиеся в блокнотах, мобильных телефонах, компьютерах. После изучения изъятого материала следователи добились ареста еще трех человек: сотрудника Калининского райвоенкомата Юрия Бережнова, старшего врача Красносельского райвоенкомата Сергея Круподерова и подозреваемого в пособничестве при получении взяток петербуржца Владимира Качко.

А 4 апреля в деле появился главный фигурант — председатель (теперь уже бывший) военно-врачебной комиссии городского военкомата Самир Мурсалов. Следствие считает его создателем и куратором системы незаконного уклонения петербургских призывников от выполнения воинского долга, а еще подозревает в получении взяток в размере не менее 1 млн рублей в каждый призыв (два раза в год) от старших врачей районных военкоматов Петербурга за право занимать эти должности.

После ареста Мурсалова его бывший заместитель (2004–2009 гг.), сегодня председатель независимой военно-врачебной комиссии и эксперт СПЧ по призыву, Сергей Стрильченко рассказал «Новой газете», что первые подозрения о причастности шефа к таким делам у него возникли еще в 2009 году. Стрильченко несколько месяцев собирал доказательства, передавал документы петербургским следователям и даже лично возил в Москву в Минобороны и Главную военную прокуратуру. Но тогда никакой реакции не последовало, кроме того, что Стрильченко, по его словам, вынудили уволиться из горвоенкомата. Сегодня эти факты расследуются.

Справка «Новой»
По данным ГСУ СК РФ по Петербургу и Ленобласти, реальное состояние здоровья не менее чем сотни петербургских призывников, признанных негодными при призывах в 2015 году, сейчас под вопросом. Фальшивых «негодников», после того как они будут выявлены, скорее всего, отправят на новое медицинское обследование. По версии ГСУ СК РФ по Петербургу, всего через этот конвейер с 2009 по 2016 год прошли тысячи молодых людей. Следователи считают, что «тариф на непригодность» составлял 130–150 тыс. рублей. По оценкам Главной военной прокуратуры РФ, в Северной столице каждый год около 4 тысяч призывников покупают себе фальшивый диагноз. Таким образом, ежегодный доход от подобной деятельности может достигать 500 млн рублей.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow