СюжетыОбщество

Где, кого, за что

Громкие процессы недели

Этот материал вышел в номере № 92 от 22 августа 2016
Читать

Мак для присяжных

Большое «маковое дело» о контрабанде наркотиков с участием химика Зелениной будет рассмотрено судом по существу

Суд: Брянский областной суд. Обвиняемые: предприниматель Сергей Шилов, ученый Ольга Зеленина и другие. Статьи: ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 210 (пособничество преступному сообществу лицом, не являющимся участником преступного сообщества), ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий), ч. 1 ст. 229.1 (покушение на контрабанду наркотиков), 228.1 УК РФ (сбыт наркотиков) УК РФ. Стадия: начало процесса. Решение: еще не вынесено.

Брянский областной суд отказался вернуть в прокуратуру уголовное дело в отношении предпринимателя Сергея Шилова, химика Ольги Зелениной и других фигурантов о покушении на контрабанду и сбыт наркотиков, якобы содержащихся в 42 тоннах кондитерского мака. 15 сентября суд приступит к отбору присяжных.

В рамках большого «макового дела» Сергей Шилов обвиняется в покушении на контрабанду и сбыт наркотиков, в организации преступного сообщества, Ольга Зеленина — в пособничестве. По версии следствия, в 2011 году она, будучи специалистом Пензенского НИИ сельского хозяйства, дала заключение о том, что ввезенная Шиловым через брянскую таможню партия пищевого мака не содержит наркотиков. Со ссылкой на научные данные Зеленина указала, что примеси в пищевом маке есть всегда. Гособвинение полагает, что эксперт «умышленно исказила научные сведения о содержании наркотических средств в семенах мака, придав тем самым содержащимся в изъятых у преступного сообщества Шилова С.Я. семенах мака наркотическим средствам вид малозначительности и непригодности для изготовления готового для потребления наркотика. Данное письмо Зеленина О.Н. обманным путем подписала у директора ГНУ Пензенского НИИ Сельского хозяйства Смирнова А.А., заверила гербовой печатью НИИ, после чего, в октябре-ноябре 2011 года, передала его Шилову С.Я.».

Ольге Зелениной предъявлено обвинение по ч. 5 ст. 33, ч. 2 ст. 210 (пособничество преступному сообществу лицом, не являющимся участником преступного сообщества) и ч. 1 ст. 286 (превышение должностных полномочий) УК РФ, сейчас она находится под подпиской о невыезде. Брянский суд дважды возвращал дело прокурору с просьбой устранить многочисленные нарушения в обвинении. «В обвинительном заключении не указано, когда и где Шилов С.Я. привлек Зеленину О.Н., какие советы, информацию она предоставляла преступному сообществу, какие препятствия и каким образом устраняла», — указал суд.

«У них в обвинении все в кучу. Шилов вообще обратился в институт, когда первое уголовное дело в отношении него уже было прекращено за отсутствием состава и события преступления. То есть контрабанду к тому моменту давно пресекли, и суд решал вопрос об уничтожении 42 тонн пищевого мака. Шилов же просил мак не уничтожать, а вернуть производителю, чтобы частично компенсировать свои затраты. Пищевой мак — продукт настолько безобидный, что в таможенном регламенте «О безопасности зерна» не приводится никаких запретов по нему. Несмотря на это, при пересечении границы в пищевом маке всегда ищут наркотики — не спрятанные среди семян брикеты опия или ампулы с морфином, а естественные микроколичества сорной примеси коробочек мака и атрибутивные для семян алкалоиды опия. И у нас предприниматели не могут определить, какое количество наркотических веществ содержится в пищевом маке, никак иначе, кроме как в рамках уголовного дела. Шилов тоже не мог заранее знать, что там есть в его маке. В 2013 году в отношении него возбудили новое уголовное дело, подняли старые материалы следствия и привлекли меня, хотя я ни разу не выступала в роли эксперта по делу и не давала показания в суде, а лишь готовила проекты научных писем», — рассказала «Новой» Ольга Зеленина.

«Составлением научного письма нельзя способствовать ни контрабанде, ни сбыту наркотиков, это всем понятно. Зеленину преследуют исключительно за научное мнение — ее позиция по делам о пищевом маке для обвинения губительна. Принятие государством этой позиции потребует прекращения сотен уголовных дел о маке против предпринимателей, таких как семья Полухиных из Воронежа или семья Болдыревых из Армавира», — считает адвокат Михаил Голиченко.

Мнение о том, что семена мака всегда содержат следы алкалоидов опия или маковой соломы, Зеленина высказывала в ходе встреч по обсуждению вопросов регулирования пищевого мака с участием сотрудников Госнаркоконтроля и таможенников. В 2012 году эксперта включили в состав рабочей группы Минсельхоза по подготовке нормативных актов, регулирующих использование в промышленности мака масличного и конопли посевной. В данный момент Ольга Зеленина продолжает работать в Пензенском НИИСХ в качестве старшего научного сотрудника лаборатории селекции и конопли.

Юлия Счастливцева — специально для «Новой»

Золотые ключики ФСБ

Обнародован официальный приказ ФСБ о передаче «ключей шифрования» пользователей интернета

15 августа был опубликован приказ ФСБ № 432, принятый с целью обеспечить выполнение требования «закона Яровой» об обязательной передаче ФСБ ключей шифрования, необходимых для «декодирования информации в интернете».

Приказ утверждает порядок представления ФСБ от ОРИ — «организаторов распространения информации» в интернете (а это администрации почтовых сервисов, мессенджеров, социальных сетей и иных интернет-ресурсов, где возможен обмен сообщениями), информации, «необходимой для декодирования принимаемых, передаваемых, доставляемых и (или) обрабатываемых электронных сообщений пользователей». Притом что название документа очень длинное и занимает целый абзац, сам порядок состоит всего из шести пунктов, которые легко уместились на полутора страницах.

В упрощенном виде ситуация выглядит так: ФСБ запрашивает у ОРИ (администраций сервисов) некую информацию для «декодирования» сообщений интернет-пользователей, и те ее предоставляют.

Существует реестр этих самых ОРИ. Его ведет Роскомнадзор, и попасть туда можно двумя путями — добровольно или принудительно.

В реестре сейчас ровно 65 наименований ОРИ. Среди них четыре гиганта: «Яндекс», «Мэйл», «Рамблер» и «ВКонтакте», остальное — никому не известные сайты неких ООО и физических лиц. Больше никаких массовых почтовых сервисов, соцсетей и мессенджеров там нет.

В принципе ведомство не обязано ограничиваться ресурсами из реестра и может само определять, у кого запрашивать информацию для декодирования сообщений.

Какую «информацию для декодирования сообщений» можно получить у ОРИ? Если говорить о ресурсах, внесенных в реестр ОРИ, какая-либо информация для декодирования сообщений может быть только у тех сайтов, которые используют шифрование https — у них в начале адресной строки нарисован «замочек». Если шифрования https нет, то и никакая информация для декодирования не нужна.

Так что у внесенных в реестр ОРИ без «замочка», например, «Саяногорск.инфо» или «Бэбиблог.ру», запрашивать в принципе что-либо бессмысленно — все и так видно. Но в реестре есть сайты и с «замочками», так что теперь ФСБ по запросу сможет узнать, кто, что и когда писал на сайтах «Фильм.ру» или «Пряники.орг» (Тульский региональный новостной портал). Если администраторы «Фильм.ру» или «Пряники.орг», конечно, отдадут эти ключи.

Если выйти за пределы реестра, то речь может идти о запросе ключей шифрования у мессенджеров, почтовых сервисов и соцсетей. Наиболее популярные мессенджеры — тот же Whatsapp — уже работают по системе end-to-end шифрования. То есть ключи шифрования генерируются на устройствах пользователей, у администрации сервиса их нет. Так что даже если представить себе, что Whatsapp захочет дать ФСБ эти ключи, он этого сделать просто не сможет.

Остальные соцсети, почтовые сервисы и мессенджеры действительно хранят ключи шифрования у себя. Но возникает сильное сомнение в том, что кто-то, кроме уже внесенных в реестр ОРИ отечественных «Яндекса», «Мэйла», «Рамблера» и «ВКонтакте», станет выдавать их по запросу ФСБ — что с новым приказом, что без него.

«Несмотря на то что приказ ФСБ не выдерживает никакой критики как юридический документ, это не значит, что он не будет работать, — прокомментировал «Новой» ситуацию руководитель общественной организации «Роскомсвобода» Артем Козлюк, — у нас и до него было принято много технически безграмотных законов, которые применяются еще более без­грамотно. Основной момент в новом приказе состоит в том, что требовать ключи шифрования можно без решения суда — всего лишь за подписью замначальника отдела. Западные компании, очевидно, будут подобные запросы отклонять, поскольку для них необходимым условием является решение суда. Будут ли их блокировать в случае отказа? Вполне возможно. Это своего рода очередная виртуальная дубинка, занесенная над доступом граждан к западным сервисам вроде facebook и telegram. Когда и по кому она ударит — увидим».

Адвокат Иван Павлов считает, что в этом приказе ФСБ нет никакого смысла.

— Приказ принят, потому что его приказали принять. Президент же после подписания «пакета Яровой» дал поручение — «определить порядок передачи ключей шифрования». Поручение выполнено — порядок определили дословно так (следую тексту приказа ФСБ): «чтобы получить ключи, их надо запросить». Ровным счетом ничего нового этот приказ в себе не несет — возможность запрашивать разнообразную информацию у ФСБ была и раньше, — сказал Павлов «Новой». — Конечно, власти на этом не успокоятся, будут принимать меры, чтобы взять интернет-пространство под контроль. Но технологии развиваются быстрее, чем они принимают эти меры. Прогресс все равно победит.

Похоже, технологии действительно развиваются быстрее. Так, в приказе указано, что ключи шифрования должны передаваться в ФСБ как в старые добрые времена — «на магнитном носителе по почте». То есть ни с флешки, ни с CD-диска ФСБ ключи шифрования снять не сможет.

Александра Букварёва — специально для «Новой»

«Считайте, что дело рассмотрено»

«Фонд поддержки расследовательской журналистики» ликвидировали в коридоре суда

Суд: Пресненский районный суд Москвы. Заявитель: глава «Фонда поддержки расследовательской журналистики» Григорий Пасько. Статья: ст. 61—64 ГК РФ (добровольная ликвидация юридических лиц). Стадия: вынесено решение. Решение: фонд ликвидирован.

Судья Пресненского районного суда Москвы Валентин Ершов 17 августа ликвидировал «Фонд поддержки расследовательской журналистики — Фонд 19/29», который проводил в российских городах семинары по расследовательской журналистике, а также организовывал школы блогеров-расследователей. И хоть произошло это по заявлению самого фонда (в 2015 году он попал в реестр «иностранных агентов» и не смог далее осуществлять деятельность), главу организации, журналиста-расследователя Григория Пасько, в суде все равно ожидал сюрприз. Ликвидация фонда произошла без судебного заседания: о решении секретарь суда объявила Пасько в судебном коридоре, где он ожидал, когда же его пригласят в зал.

Девушка-секретарь неоднократно выходила из зала и спрашивала, явились ли представители «Фонда 19/29», убедившись, что явились, уходила обратно, через час возвращалась, спрашивала, есть ли у Пасько ходатайства, получив ответ «нет», удалялась — и в итоге вышла через 20 минут, чтобы сообщить: «Можете уходить». На недоумение Пасько и его коллег заявила: «Все согласны с ликвидацией, так ведь? Ходатайств заявлено не было. Считайте, что дело рассмотрено. Решение получите в канцелярии через месяц».

— А решение-то какое? — уточнил Пасько.

— О ликвидации вашего фонда!

24 апреля 2015 года российский Минюст включил фонд в список «иностранных агентов», в июне 2015 года его оштрафовали на 300 тысяч рублей. После этих событий фонд фактически прекратил свое существование.

Глава ликвидированного фонда Григорий Пасько рассказал «Новой» о препятствиях, которые чинили фонду после попадания в реестр «инагентов»:

— Мы начали активно работать в 2012 году, до апреля 2015 года было проведено около 30 школ в разных регионах страны — от Владивостока до Калининграда. Мы учили молодых журналистов, блогеров и всех, кто хотел заниматься расследовательской журналистикой. Но как только нас признали «иностранным агентом», сразу в регионах нам начали чинить препятствия в проведении школ и семинаров. То отказывали в уже проплаченных залах, то с нами перестали сотрудничать региональные Союзы журналистов. И плюс у нас как «инагента» появилась дикая нагрузка по отчетности: за любые мелочи (не там поставили подпись, например) нас начали штрафовать. В общей сложности за год оштрафовали на 300 тысяч рублей. Предвидя, чем все закончится, я собрал сотрудников и объявил, что будем ликвидироваться. Мы подали заявление о ликвидации в суд (это только через суд делается), и нас таким вот странным образом ликвидировали.

Впрочем, по словам Пасько, хоть российский «Фонд 19/29» ликвидирован, но продолжает свою работу возглавляемый им международный «Фонд 19/29», зарегистрированный в Праге. Он также проводит школы и семинары для будущих журналистов-расследователей.

Вера Челищева, «Новая»

Где, кого, за что

Приговор «ночному губернатору» Петербурга. На этой неделе защита авторитетного бизнесмена Владимира Барсукова (Кумарина) обжалует в Верховном суде приговор, вынесенный ему Петербургским городским судом на выездной коллегии в Москве 18 августа. Бывший «ночной губернатор» Петербурга осужден как заказчик покушения на бизнесмена Сергея Васильева, владельца «Петербургского нефтяного терминала», и с учетом двух предыдущих приговоров должен провести в колонии строгого режима 23 года. Также суд взыскал с Барсукова (Кумарина) штраф 1 млн рублей и еще 1 млн рублей в качестве возмещения морального вреда потерпевшим. Кроме того, сейчас авторитетом интересуется ФСБ, рассматривающая его как возможного заказчика убийства депутата ГД РФ Галины Старовойтовой. Не исключено, что вскоре спецслужбы предъявят Барсукову (Кумарину) новое обвинение.

Петербургский городской суд также приговорил к лишению свободы еще двух подсудимых, признанных виновными в качестве организаторов преступления: Вячеслава Дрокова и Александра Корпушова, им дали 20 и 10,5 года строгого режима соответственно. Александра Меркулова, обвиненного как пособника в организации покушения, осудили на 4 года тюрьмы.

Напомним, год назад коллегия присяжных Петербургского гор­суда посчитала вину Барсукова (Кумарина), а также Вячеслава Дрокова, Александра Корпушова и Александра Меркулова недоказанной и вынесла всем четверым оправдательный вердикт. Тогда решающую роль сыграли аудиозаписи, представленные в суд адвокатами Барсукова (Кумарина). На них якобы сам Сергей Васильев говорил о том, что заплатил полмиллиона долларов за ложные показания против Кумарина. Эти записи официально не были признаны доказательствами, но повлияли на мнение присяжных. Однако в 2015 году оправдательный приговор, вынесенный на основании вердикта присяжных, отменил Верховный суд, который направил дело на пересмотр.

По версии следствия, Барсуков (Кумарин) заказал покушение на Васильева. Предположительно обвиняемый хотел захватить «Петербургский нефтяной терминал». Согласно материалам дела, 5 мая 2006 года киллеры перегородили дорогу кортежу Васильева и расстреляли его автомобиль из автоматов. Васильеву удалось выбраться и уехать. Охранники Васильева пострадали серьезно: один из них погиб, еще трое были ранены. В сентябре 2007 года обвинение в заказе на убийство было предъявлено Владимиру Барсукову (Кумарину), месяцем ранее арестованному по подозрению в серии рейдерских захватов.

В июне 2015 года в суде с последним словом выступил обвиняемый в организации убийства Галины Старовойтовой Михаил Глущенко. Глущенко попросил прощения у «всего русского народа», а также заявил, что он к этому преступлению непричастен, он лишь передал команду Владимира Барсукова (Кумарина) на устранение Старовойтовой ранее осужденному исполнителю Юрию Колчину. С тех пор следствие ФСБ рассматривает и эту версию. Обвинение бывшему «ночному губернатору» Петербурга по делу Старовойтовой еще не предъявлялось, но он по нему уже допрашивался.

Полицейский осужден за захват жилья у старушки. Хорошевский районный суд столицы 19 августа приговорил экс-начальника уголовного розыска московского района Арбат Алексея Алехина к трем годам лишения свободы за мошеннический захват у пожилой москвички жилья стоимостью более 18 млн рублей.

Как сообщает прокуратура Москвы, в 2014 году полицейский чиновник путем обмана приобрел право собственности на две комнаты в коммунальной квартире одного из домов в Гагаринском переулке и тем самым лишил пожилую женщину права на ее жилые помещения.

Алехин свою вину признал и просил рассмотреть уголовное дело в особом порядке. Срок в 3 года он будет отбывать в колонии общего режима.

Кришнаит избежал наказания. Суд Черкесска не нашел состава преступления в действиях кришнаита Вадима Сибирева, обвинявшегося по cт. 5.26 КоАП «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания, о религиозных объединениях». Кришнаит раздавал на улицах религиозную литературу и рассказывал прохожим о своей вере. Один из прохожих, Рашид Зитляужев, обратился в полицию. В полиции сочли, что Сибирев нарушил закон «О свободе совести и религиозных объединениях». В отношении него возбудили административное дело за миссионерство. Это был первый случай возбуждения дела на основании «пакета Яровой».

Дело журналиста РБК. Журналисту РБК Александру Соколову предъявили новое обвинение — в организации деятельности экстремистской структуры.

Как сообщил его адвокат Дмитрий Динзе, инкриминируемая Соколову статья (ст. 282.2 УК России) осталась без изменений, следователи только добавили новые доказательства, чтобы представить деяние Соколова как свершившийся факт, а не покушение на преступное действие.

Соколову вменяется, что он зарегистрировал сайт группы по проведению референдума «За ответственную власть», а также распространял листовки и сообщения в сети о запрещенной организации. Журналист РБК, который уже год находится в СИЗО, отрицает свою вину и настаивает, что его преследуют в том числе за профессиональную деятельность.

Невзлина исключили из базы данных Интерпола. Бывший совладелец компании «ЮКОС» Леонид Невзлин заявил, что ему было доставлено уведомление об исключении из реестра объявленных в международный розыск лиц.

«Я и мои адвокаты получили документы из Интерпола, которые оповещают о том, что я убран из базы данных Интерпола — с «красным ордером» или любым другим. Меня там больше нет», — сообщил он журналистам.

По его словам, в обосновании решения говорится о том, что в ходе заседания комиссии Интерпола в августе ее участники утвердились в том, что его дело является политическим.

Напомним, Невзлин был заочно приговорен в России к пожизненному заключению по обвинению в убийстве и покушении на убийство.

Подготовили Нина Петлянова, Анна Симонаева, Александра Таранова, Вера Челищева

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow