КомментарийОбщество

Прокурор и его язва

Защиту экологии прокуратура и СК ЯНАО понимают как розыск и наказание тех, кто за экологию борется

Прокурор и его язва
Полоса «Новой газеты» с той самой фотографией

8 августа в редакцию пришел официальный запрос из Следственного отдела г. Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа с просьбой немедленно сообщить, от кого газета получила фотографию прокурора ЯНАО, держащего в руках запрещенную к отлову рыбу из Красной книги (на рыбалке в заповеднике). Фото было опубликовано в статье «Ямал не так уж мал, если там такие прокуроры».

Прокурор ЯНАО Александр Герасименко в заповеднике «Таймырский» с арктическим гольцом, включенным в «Красную книгу»
Прокурор ЯНАО Александр Герасименко в заповеднике «Таймырский» с арктическим  гольцом, включенным в «Красную книгу»

Следователи просят нас не затевать неспешную официальную переписку почтой, а сразу факсом или на электронный адрес прислать им IP-адрес компьютера, с которого была послана фотография. Они выясняют, кто же рассылает по ведомствам и газетам такие письма про начальника прокуратуры ЯНАО. Этот аноним, по их сведениям, использует имя Синицына А.Ю. Через 9 дней мы получили из Надыма письмо от гражданина Синицына, который сообщает, что никакой он не аноним, искать его не надо, и он действительно имел редкую по нынешним временам смелость не скрывать свою фамилию. Синицыным оказался товарищ и коллега надымских прокурорских работников, бывший старший помощник прокурора Надыма. Не исключено, что свое письмо с поручением в Следственный отдел они составили на том же компьютере, на котором он до недавнего времени работал. Этот факт покрывает группу розыска анонимов Ямало-Ненецкого округа неувядаемой славой.

Изображение

Мы публикуем этот своеобразный ответ Антона Синицына прокурору ЯНАО Герасименко, хотя IP его компьютера нам до сих пор неизвестен. Редакция поддерживает вопрос Синицына к руководству Генеральной прокуратуры: как получилось, что о недавней вспышке сибирской язвы прокуратура региона молчала пять недель?

«Новая газета»

Из Москвы ответа нет. Отвечает природа

На Ямале проснулась сибирская язва. Этой страшной болезни в регионе не было аж с 1941 года. На Ямал переброшены подразделения войск биологической защиты, 250 военных сжигают трупы погибших оленей, уничтожают чумы, нарты, имущество ненцев, находившихся в зоне поражения. Добралась болезнь и до людей. Симптомы сибирской язвы обнаружены у 90 человек, в том числе у 54 детей. Погиб 12-летний мальчик.

Благодаря материалу «Новой газеты» от 12.08.2016 «Сказали, что помогут, но чтобы все молчали» и другим статьям корреспондента Татьяны Брицкой о масштабе беды, в которую попали ненцы-оленеводы, узнала вся Россия. Как узнала и о том, что трагедию можно было предотвратить.

Главной причиной вспышки сибирской язвы на Ямале специалисты считают отмену в ЯНАО вакцинации оленей. Это решение было принято в 2007 году, по результатам многолетнего мониторинга, якобы показавшего, что угроза заболевания оленей сибирской язвой полностью исключена, что эпизоотия в регионе благополучная, что на севере вирусу просто не выжить. Уже нашли и уволили «стрелочника» — Александра Долгополова, врио главы департамента здравоохранения.

Решение об отмене вакцинации оленей наложилось и на реформу надзорных органов, когда противоэпизоотическую работу отдали на откуп регионам. А как в ЯНАО осуществляется надзор, мне хорошо известно. Работая в прокуратуре Надыма, лично убедился в том, что в округе приоритетны показатели, «палочная» система. Показатели неплохие, но они «делаются» на предпринимателях. В результате рейтинг богатейшего округа по бизнес-климату за 2015 год упал до 18-го места.

Примечательно, что 27 мая генеральный прокурор России Юрий Чайка провел в Салехарде совещание, на котором обсуждалось «повышение эффективности контрольно-надзорной деятельности в сфере соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в Арктике»… И вспышка сибирской язвы на Ямале стала своеобразной насмешкой над этим совещанием.

Замруководителя Россельхознадзора Николай Власов, побывавший в зоне поражения, заявил, что «сообщение о сибирской язве на Ямале опоздало на пять недель». Именно столько времени прошло от гибели первых оленей до момента, когда о беде узнали ветеринары. По всей видимости, сотрудники контрольно-надзорных органов, надеясь, что пронесет, пытались скрыть информацию о стремительно распространяющейся болезни. И лично меня это ничуть не удивляет. В ЯНАО любят проявлять расторопность там, где в этом нет необходимости. И наоборот, пытаются скрыть информацию, «включают дурака», когда надо бы «власть употребить». Убедился в этом лично.

Еще в конце прошлого года, прочитав в «Новой газете» статью о том, как человек, похожий на прокурора ЯНАО Александра Герасименко, цинично нарушив природоохранное законодательство, летал на вертолете в заповедник «Таймырский» и устроил фотосессию с занесенным в Красную книгу арктическим гольцом, я обратился к генеральному прокурору России Юрию Чайке с просьбой принять меры прокурорского реагирования, назначить проверку, выяснить обстоятельства посещения заповедника человеком, похожим на прокурора ЯНАО. До этого я написал заявление в Следственный комитет ЯНАО, так как действия прокурора подпадают под уголовную ответственность. СК ЯНАО передал мое заявление на рассмотрение в прокуратуру ЯНАО.

В марте мне пришел ответ из Генеральной прокуратуры, подписанный начальником отдела служебных проверок Кузьминым, в которым он написал, что мое обращение рассмотрено, но «достоверных и объективных данных, подтверждающих причастность прокурора к вылову на территории заповедника занесенного в Красную книгу арктического гольца» и нахождения «на борту вертолета, летающего над заповедником», «указанного прокурорского работника» не установлено. И это притом что на сайте «Новой газеты» были выложены фото- и видеоматериалы, по которым трудно было спутать с кем-то прокурора ЯНАО.

Но на этом история не закончилась. Лучшие сотрудники отдела СКР по Надыму были брошены на то, чтобы выяснить, как фото- и видеоматериалы оказались в редакции «Новой газеты». Когда меня вызвали на допрос в отдел СКРО, у меня сложилось впечатление, что следователей интересует только этот вопрос. А проверка, как выясняется, была назначена в связи с тем, что «неустановленное лицо направляет в органы и учреждения» обращения «с использованием имени Синицына А.Ю.». Это притом что я не скрываю, что это именно я автор обращений — как в Генеральную прокуратуру, так и в другие органы.

26 июня я направил новое заявление генеральному прокурору с просьбой назначить проверку по поводу соблюдения природоохранного законодательства прокурором ЯНАО Александром Герасименко. Ответа из Москвы я пока не получил. Но зато ответила природа. Ответила сурово. Вспышкой сибирской язвы, болезни, которой в регионе не было 75 лет.

Антон Синицын, бывший старший помощник прокурора г. Надыма Ямало-Ненецкого автономного округа

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow