СюжетыОбщество

Про одежду и веру

Почему Франция возбудилась по вопросу буркини

Этот материал вышел в номере № 95 от 29 августа 2016
Читать
Госсовет Франции вынес в пятницу, 26 августа, решение по знаковому «делу буркини». Несколько попыток искупаться в этой одежде, предпринятых женщинами в разных городах Франции, закончились скандалами — в итоге местные власти принимали распоряжения, запрещающие ношение буркини в общественных местах.

Одно из этих решений, принятое мэрией города Вильнев-Лубе (Лазурный Берег) и подтвержденное административным судом Ниццы, правозащитники* и обжаловали в Госсовете.

Госсовет приостановил решение мэрии и отменил постановление суда. «Спорное постановление содержит в себе серьезное и откровенно незаконное посягательство на фундаментальные свободы: такие как свобода передвижения, свобода совести и личная свобода», — говорится в резолюции Госсовета.

Резолюция должна повлиять на отмену еще 30 решений о запрете ношения буркини, принятых в разных городах, в основном на юге страны.

В обосновании своих решений местные власти иногда заходили слишком далеко вправо: например, в мэрии Канн ношение буркини назвали «показной демонстрацией принадлежности к террористическим движениям, которые объявили нам войну». Есть в мэрских постановлениях и слова о необходимости «соответствия одежды принятому уровню гигиены»…

Хорошо облегающая тело «мусульманская одежда»

Буркини — закрытая одежда для купания, изобретенная австралийским дизайнером ливанского происхождения Ахедой Занетти в 2004 году. Несмотря на то что эта одежда, по понятным причинам, не могла быть упомянута в священных текстах ислама, в сознании многих «защитников французской идентичности» она стала ассоциироваться с мусульманской религией.

В отличие, например, от гидрокостюма с капюшоном, на который буркини очень смахивает. К тому же «радикальные» исламские проповедники ни в коем случае не советуют мусульманкам: а) появляться на общественных пляжах в присутствии «неверных», б) появляться на пляжах в присутствии «чужих» мужчин, в) вообще надевать такую обтягивающую одежду, как буркини, — ведь в мокром виде она только подчеркнет прелести, любоваться которыми может только муж.

Но в «контексте терактов», произошедших в июле в Ницце и в церкви городка Сент-Этьен-дю-Рувре, любой спор вокруг «исламских порядков» становится во Франции политическим.

Горячая полемика по вопросу буркини ведется на самом высоком уровне в течение почти месяца.

17 августа премьер-министр Вальс заявил, что «понимает мэров, принявших решения о запрете». Премьер сказал, что на пляже, как и в любом другом общественном месте, должен соблюдаться принцип светскости, предписанный во Франции законом 1905 года. Ношение буркини он назвал асоциальным явлением, направленным на порабощение женщины.

«Провокация, которая нам не нужна»

Начало спорам положила появившаяся в первых числа августа новость о том, что в пригороде Марселя местная мусульманская ассоциация Smile 13 решила организовать в частном аквапарке день купания для женщин, одетых в буркини.

Ассоциация решила арендовать аквапарк на день, надеясь вернуть вложенные 15 тысяч евро за счет продажи билетов (по 15 евро).

Бизнес-инициатива обернулась скандалом. Мишель Амьель, сенатор и мэр городка Ле-Пенн-Мирабо, в котором расположен аквапарк, издал распоряжение о запрете мероприятия — т.к. оно «может привести к нарушениям общественного порядка» и назвал инициативу Smile 13 «провокацией, которая нам не нужна в контексте происходящего».

Мнение в защиту женщин, имеющих право купаться хоть топлес, хоть в одежде, высказал тогда Патрик Меннуччи, местный депутат от Соцпартии.

«Вопрос, который нужно ставить, очень прост: делают ли люди, организующие это мероприятие в аквапарке, что-либо, противоречащее закону 1905 года (о светскости французского государства)? — заявил депутат в интервью BFMTV. — Ответ: нет, не делают. Мероприятие должно пройти в здании, которое находится в частной собственности. Да и купаться в одежде во Франции не запрещено… Так что, я хочу сказать, что постоянная полемика вокруг подобных вопросов ведет к тому, что мы создаем нездоровый климат вокруг ислама. В то время, как сейчас, мы нуждаемся в более глубокой интеграции мусульман и работаем над вопросами пересмотра подходов к исламу во Франции…»

Президент Совета мусульманского культа Франции Ануар Кбибеш выразил в среду 24 августа беспокойство тем, что споры вокруг буркини приведут к возрастанию давления на французских мусульман, которые и так все явственнее ощущают, что на них перекладывают тяжесть ответственности за теракты.

Кбибеш сделал это заявление, добиваясь срочной встречи с министром внутренних дел Бернаром Казневом.

Ну а мэр Парижа Анна Идальго (которая тоже является членом правящей Соцпартии) назвала споры вокруг буркини «медийной и политической истерией» и напомнила, что в стране есть много гораздо более серьезных сюжетов для обсуждения.

Буркини в деревне Сиско

Об уровне «медийной и политической истерии» говорит история с дракой в корсиканской деревне Сиско. 13 августа информагентсва стали рассылать горячие депеши о том, что в Сиско «из-за буркини» вспыхнула массовая драка: «четыре человека ранены, один из них в тяжелейшем состоянии».

Анонимная «свидетельница произошедшего» заявила AFP, что конфликт вспыхнул после того, как местные подростки и туристы начали фотографировать женщин, купающихся в буркини. В адрес «посыпались оскорбления со стороны молодых людей магрибского происхождения», а потом на пляж прибыли их старшие товарищи, «вооруженные топориками и гарпунами», и «атаковали местных подростков в возрасте от 15 до 18 лет». Нападавшие якобы кричали «Аллаху акбар!» И так далее…

После того как полиция Аяччо провела расследование, выяснилось, что это была бытовая драка, в которой четыре человека получили легкие травмы, а сообщение о «споре из-за буркини» — плод чистого вымысла. Никаких женщин в буркини на пляже в Сиско не было. Так же как и криков «Аллаху акбар!»

Но результаты расследования по­явились через три дня после скандала, и на них уже никто не обратил внимания. Разнообразные политические стороны, уже начавшие избирательные кампании-2017, призывали положить конец «исламскому насилию» и прекратить «намеренные провокации» со стороны мусульман.

«Медийная и политическая истерия» вряд ли утихнет и после решения Госсовета Франции.

Даже несмотря на призыв министра внутренних дел Казнева, который напомнил мэрам, что решение Госсовета является прецедентным и попросил действовать в соответствии с ним.

Но мэр деревни Сиско сразу же заявил, что «решение Госсовета его не касается», а постановление о запрете буркини он принял для того, «чтобы защитить всех жителей, в том числе мусульман». Вслед за главой Сиско «защищать всех жителей» пообещали и другие градоначальники.

Такая защита лучше нападения.

И явно будет способствовать дальнейшей «консолидации французского общества», членами которого являются 5 миллионов мусульман.

Которые точно так же — если уж продолжать делить граждан Франции на две группы — становятся жертвами террора (из 86 людей, погибших в Ницце, 30 были мусульманами) и точно так же борются с ним (можно вспомнить историю правоверного мусульманина Лассаны Батили, который спасал заложников во время теракта в кошерном магазине).

Но нет: 5 миллионов французских мусульман почему-то должны «ответить» за действия нескольких десятков террористов, прикрывающихся исламом. Ответить конечно же должны и женщины, которые решили прийти на общий пляж и искупаться в той одежде, которая кажется им более комфортной.

Если уж отвечать, то по всем фронтам.

История вопроса
В 2010 году Франция стала первой европейской страной, запретившей появление в общественных местах в одежде, «полностью закрывающей лицо». За нарушение закона, правомерность которого признал и ЕСПЧ, — штраф 150 евро. За пять с лишним лет французские суды выписали более 1500 таких штрафов. Кроме того, появление в любой одежде, «явно подчеркивающей религиозную принадлежность», с 2004 года запрещено во французских государственных учебных учреждениях (кроме университетов). Впрочем, сейчас, в рамках предвыборной борьбы, некоторые политики — например Николя Саркози — обещают распространить запрет и на университеты. Горячие споры о допустимости ношения в общественных местах «религиозных нарядов» начались в стране в 1989 году, когда в городе Крей (Пикардия) троих учениц исключили из колледжа за ношение мусульманских платков.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow