КолонкаКультура

Ощущение, что скоро все кончится

В центре премьерного спектакля Театра.doc «Война близко» — Луганск, Сирия, Сенцов

Этот материал вышел в номере № 96 от 31 августа 2016
Читать

Заживо горит щенок, посаженный на железную цепь между двух подбитых машин, с трудом его вытаскивают из огня; спасенного называют Луной, история Луны становится историей гибели прежнего уклада города Луганска.

«Война близко» — ​так координатами тревоги обозначен и назван новый спектакль Театра.doc. Война близко — ​это обстоятельство времени и места, накрывшее людей враз, без предупреждения.

Спектакль состоит из трех линий, скрученных волей постановщика Елены Греминой в один узел. В основе первой — ​реальный дневник реального человека из Луганска, присланный в театр (автор Д.Бел). Вторая — ​текст английского драматурга Марка Равенхилла о Сирийской войне, о том, как в перекрестии трактовок безусловное начинает выглядеть относительным. Третья — ​закулисье сфабрикованного процесса над украинским режиссером Олегом Сенцовым, взятого с тыла, с изнанки событий.

На сцене трое актеров. Они работают в фирменной стилистике Doc’а — ​вне красок, сильных эмоций, какой бы то ни было театральности. Вся «сценография» происходящего — ​неуклюжая пирамида стульев, воздвигаемая со скрежетом и лязгом — ​образ хаоса, накреняющего мир.

Дневник читают двое: Константин Кожевников и Николай Мулаков, «перехватывают» текст друг у друга, он фиксирует типичные события, и принадлежит не одному человеку, многим.

Герой и автор — ​обычный мужик с «пакетом» — ​жена, дочь, квартира, машина, работа: норма, слегка осложненная идейной рознью внутри семьи («Родители жены — ​за соединение с Россией, я — ​за демократический выбор»). Но пока Киев смывает грязь и кровь с улиц, в Луганске начинается небывалое: в центре города лежат «люди, разорванные в мясо», город бомбят, кто-то уезжает, кто-то идет в ополчение. И звучит странный рефрен: «У меня ощущение, что скоро все закончится».

Каждая дата набухает подробностями: референдум по самоопределению, отняли машину, на которой хотел вывезти семью, решение о государственном суверенитете, убит школьный учитель дочери… Среди ополченцев в казачьей форме — ​одноклассники, коллеги, партнеры по бизнесу. И хотя уже ясно: «в нашем городе есть опасность погибнуть», герой еще пытается жить по-прежнему, возит дочку к репетиторам.

Расчеловечивание и человечность сфокусированы в истории несчастного щенка Луны: чужак спасает, хозяин выгоняет на улицу… В воздухе Луганска от ноября 2013 года до апреля 2015-го висит и не оседает взвесь взорванной жизни. И главным остается вопрос: за что?

«Ваши голоса» — ​первое исполнение текста Равенхилла в России. Он стоит между двумя российско-украинскими кусками и схож с ними, как двоюродный брат. Григорий Перель читает монолог нейтрально, тем спокойнее, чем чудовищнее подробности.

Сюжет и движение третьего фрагмента — ​то, как выбивают показания на Олега Сенцова, как истязают свидетелей, как организуют процесс.

В какой-то момент разговор между двумя персонажами (реконструкцией событий занималась Елена Гремина) — ​человеком, который собирается взрывать памятник Ленину, и человеком, который собирается доносить, — ​как уродливое отражение, напоминает «Бесов», и, слушая поток неуклюжих идейных откровений, снова понимаешь: бессмертны диагнозы Ф.М.Д. для «русских мальчиков». Муть сознания, смешиваясь с мутными событиями, порождает пену дней, ее используют, чтобы залить пожар истории.

Суть происходящего абсурдна почти в той же мере, как безумные обвинения на процессах 30-х годов: измышления, напраслина, ложь. На технологии добывания показаний театр останавливается особо подробно: пластиковый пакет надет на голову, электрические провода присоединены к гениталиям, подвешенного на дереве избивают часами. Итог: материал для обвинения.

Фото: Фото Нестор Ротсен
Фото: Фото Нестор Ротсен

Диалоги, описания пыток идут на фоне реальных фотографий. Один из главных фигурантов процесса, как смирительной рубашкой, спеленат майкой с красной надписью: «Крымнаш», но находит в себе силы прямо в зале суда отречься от показаний, данных под пыткой. Последнее слово Олега Сенцова, осужденного на 20 лет, предваряет финал спектакля. Финальная фраза адресована залу и времени — ​«Не будем же бояться!».

Нет сомнений, этот спектакль в сегодняшнем контексте — ​важный акт гражданского сопротивления. Его задача слита с кредо Doc’а — ​документировать реальность, говорить правду ради самой правды.

Но именно оттого, что этот театр сегодня занят серьезной работой, — ​время поговорить о том, как в нем сопрягаются и как конфликтуют между собой протокол момента и художественное начало, без которого театра не бывает.

Конечно, можно принять особые условия игры: единственный театр, позволяющий себе высказываться по текущим вопросам открыто оппозиционно, может и имеет право оставаться неприкасаемым, зоной вне критики. Но я хочу, чтобы Doc жил и развивался. Чтобы его хлебом была не только честная рефлексия и диагностика общественных заболеваний.

Doс в этом сезоне сделал много спектаклей, сверстанных словно газетный номер. Живущий, как известно, один день. Способ существования театра стал похож на сетевой портал, где сегодняшняя новость теснит вчерашнюю. Но и в газете, и на портале новость одно, а аналитика — ​иное. Критически осмыслять реальность стоит потому, что плоды осмысления нужны не только дню сегодняшнему, но и дню завтрашнему.

Так что делает театр событием внутренней жизни человека? Что дает ему опору? Что, наконец, его воспитывает — ​честным, совестливым, отважным?

Пора подумать о широком зрителе. Не только о той группе фанов, которые найдут Театр.doc в любом удаленном доступе, потому что фанатеют прежде всего от его смелости и безбашенности. Еще и о тех, кто приходит сюда, чтобы обрести некий личный опыт. Жизни в системе и противостояния ей.

Ведь Doc не столько коллектив, группа или товарищество, сколько тип поведения в обществе. Поведения, в котором каждый шаг и жест сделан по осознанному выбору. Но этот шаг и жест, чтобы воздействовать максимально, должны быть выверены. И решены театрально. А в ряде последних работ театра стилистикой становится сырая незавершенность итога. Постепенно сам факт высказывания становится важнее, чем форма. И она вместе с ритмом размывается все сильнее.

Тем более что именно для этого случая не действует оппозиция — ​форма или содержание. Тут — ​документ. И даже если он предельно точен, он еще должен быть отточен.

Потому что театр рассчитан на длинную мысль, на глубокую работу.

Особенно, если ее посылы вызывают такое серьезное уважение.

P.S.

P.S. Театр.doc в Малом Казенном переулке (третье место его обитания) существует на собственные медные деньги, по сути, маргинал и изгой. А в Англии и Франции театры, врачующие общество горькими пилюлями, живут на деньги налогоплательщиков и гранты. Потому что там понимают: главное — не «поддерживать линию партии», а санировать жестокую реальность, ставить ей точные диагнозы. Пора уже и нашим культурным чиновникам начинать вести себя цивилизованно.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow