Репортажи

Ярмарка шла комильфо: так, как надо

Книги и читатели‑2016: меньше, да лучше

Фото: Виктория Одиссонова / «Новая»

Этот материал вышел в № 101 от 12 сентября 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

 

Сентябрьская книжная ярмарка‑2016 на ВДНХ развивает и варьирует тенденции 2014–2015 гг. Главная из них: респектабельная камерность происходящего. Возможно, посетителей (да и участников) было меньше, чем лет десять назад. Но выбор этих посетителей — ​стал лучше.

Еще в нулевые осенняя книжная ярмарка занимала два «старых» выставочных павильона ВДНХ — ​а между ними, под крылом мемориального самолета, кипело море уличных лотков с астрологией, конспирологией, Майн Ридом с золотым обрезом и руководствами по засолке. В начале десятых ММКВЯ стала менее наивной и базарной — ​и занимала полностью новый, вполне современный выставочный павильон № 75. В 2016 году (как и в 2015-м) сентябрьская ярмарка заняла чуть больше половины павильона («правое крыло» его просто закрыли).

Однако — ​в этом уменьшенном пространстве встреча с Наталией Дмитриевной Солженицыной (организованная издательством «Время», где выходит Собрание сочинений А.И. Солженицына); встреча с Ольгой Романовой и презентация ее книги «Тюремная тетрадь»; представление сборника очерков об опыте усыновления детей и приемных семьях в России; проблемный разговор с Рустамом Рахматуллиным и Константином Михайловым о свежевышедшей книге «Осторожно, Москва! Хроники Архнадзора» — ​собирают в 8–10 раз больше слушателей, чем мастер-класс «Свадебный макияж». И это надо ценить, граждане! Это — ​возвращение нормы.

Той же комильфотностью (напомним: слово «комильфо» в переводе значит «так, как надо») отличается выбор премии «Книга года», объявленный 7 сентября в библиотеке «Русское зарубежье». В главной номинации «Книгой года» признан «Блокадный дневник: (1941–1945)» Ольги Берггольц (СПб.: Vita Nova) — ​первое полное, без изъятий и купюр, тщательно откомментированное, сопровожденное графикой художников блокадного Ленинграда издание беспощадно прямых и трагических дневников поэта. В номинации «Проза года» победил роман Алексея Иванова «Ненастье» (АСТ, Редакция Елены Шубиной) — ​энцефалограмма губернской России постсоветских лет. В номинации «Поэзия» — ​том несомненного живого классика, Олега Чухонцева «Выходящее из… уходящее за…» (М.: ОГИ). В номинации «HUMANITAS» — ​книга Владимира Черных «Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой. 1889–1966» (М.: Азбуковник) (филолог работал над архивами Ахматовой свыше 30 лет). В номинации «Учебник XXI века» награжден учебник «Поэзия» (М.: ОГИ). В номинации «Электронная книга» — ​замечательный проект Госмузея Л.Н.Толстого, Музея-усадьбы «Ясная Поляна» и фирмы ABBYY — ​«Весь Толстой в один клик». Наконец, в «детской» номинации отмечена книга стихов Григория Кружкова с иллюстрациями Евгения Антоненкова «Чашка по-английски» (М.: Нигма).

Достойный выбор. Характерно, впрочем, что среди номинантов в важном жанре «Учебник» не было ни одного (вузовского ли, школьного) издания по естественным и точным наукам. Да и сама номинация по «негуманитарным» исследованиям (а ведь она была!) — ​тихо исчезла в прошлом.

Впрочем, вернемся в павильон ВДНХ № 75 — ​на ярмарку. Она — ​уже не первый год! — ​цветет огромным разнообразием и красотой детских книг (на ВДНХ их — ​впрочем, как и взрослые, — ​продают со скидкой 25%). В 2016-м почему-то особо щедро издавали трехмерные «раскладушки» для самых маленьких (высокий образец жанра — ​«Цирк» Маршака с иллюстрациями Олега Гончарова («Лабиринт-пресс»), раскладное шапито с труппой!). Для детей чуть старше (от 6 лет) симпатичное издательство «Пешком в историю» выпустило «Не хочу учиться!» Е.Степаненко и Е.Сусловой — ​занимательную историю школ в России (на обложке юноша в пудреном парике и елизаветинском кафтане ведет за руку первоклассницу с букетом). Новых сказок-бестселлеров, пожалуй, не назовешь: но лучшие детские издания прошлых лет наконец-то стали раскупаться (ни Петсона с Финдусом, ни трехтомник «Мурзилки» на стендах не сыщешь).

Взрослые новинки, само собой, — ​менее идилличны. Без особого шума, без постеров и приоритетной выкладки… в первый день ярмарки появился новый том Виктора Пелевина «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами» (М.: ЭКСМО). «Большой полифонический нарратив», впрочем, тоже весьма спокоен по тону: никакой тебе революции поддатых шубок, так — ​новые 400 страниц единого пелевинского гипертекста. Сюжет блуждает между studio финансового аналитика и Лубянкой (аналитик, впрочем, сам блуждает тем же маршрутом), усадебкой 1870-х и лагерными бараками, последним прибежищем русского масонства на Новой Земле. Виртуальная ценность доллара становится высшей реальностью и гнет к земле, пускает в распыл, делает виртуальной ценность золота… вокруг проклятого вопроса закручен карнавал джедаев и вертухаев, всякая истина выворачивается семью способами в пяти измерениях — ​и враг человечества говорит бравому генералу ФСБ: «Ваша духовная культура, если совсем коротко, заключается в том, чтобы сначала плюнуть в доллар, назвав его ничем не обеспеченной пустотой, а потом немедленно упасть по сравнению с этой пустотой в два с половиной раза».

В «Иностранке» вышел новый роман Джулиана Барнса (автора умнейшей книги «Англия, Англия», саркастического «Попугая Флобера», «букеровского» «Предчувствия конца»). «Шум времени» Барнса (в Англии вышел в начале 2016-го и аттестован The Guardian как «роман великий в буквальном смысле») — ​лаконичный и емкий роман о Д.Д. Шостаковиче. И сквозь его судьбу — ​о метафизике души и опыта советского человека. Барнс (в чем очень важная составляющая книги) не только понимает ее, но и пытается — ​как антрополог — ​объяснить миру. В другом подразделении «Азбуки-Аттикус», «КоЛибри», — ​вышел фундаментальный труд британского историка Джона Кигана «Великая война. 1914–1918» — ​и новый нон-фикшен Питера Акройда «Хичкок» (ни автор, ни герой в аттестациях не нуждаются).

Соrpus представил на ярмарке много разноликих книг: новый том мемуаров Патти Смит «Поезд М» (пишет певица причудливо и ярко), политическую биографию Берлускони американского публициста Алана Фридмана, весеннюю новинку — ​травелог известного византиниста Сергея Иванова «Прогулки по Стамбулу в поисках Константинополя».

Но главной новинкой ММВКЯ‑2016 для издательства стал том сценариев, прозы и записок кинорежиссера Андрея Смирнова «Лопухи и лебеда». Желчная, жесткая, гневная и трезвая интонация напоминает о Бунине, так проницательно сыгранном автором книги на экране. Место действия «Окаянных дней» Смирнова — ​поздний СССР. (Впрочем, и ранний: в книгу вошел сценарий его фильма об Антоновском восстании «Жила-была одна баба».)

В «Редакции Елены Шубиной» перед стартом сентябрьской ярмарки вышел том прозы Алексея Иванова «Вилы» — ​о поездках в XXI веке по местам Пугачевского восстания. Книга продолжает «Увидеть русский бунт» — ​но «Вилы» написаны не историком, а именно автором «Ненастья».

Здесь же к ММКВЯ вышли из типографии сборник эссе Александра Гарроса «Непереводимая игра слов» и роман Дениса Драгунского «Дело принципа, или Несколько секунд из жизни злой девочки».

Еще одна (возможно, самая важная!) черта ММКВЯ‑2016: первыми раскупаются именно хорошие книги. (И это — ​возвращение забытой нормы! Еще лет десять назад на верхних строчках всех рейтингов плясал трэш — ​свой и переводной, а всякое исключение было чудом!)

Среди книг «Азбуки-Аттикус» быстрее всего уходит с ярмарочных прилавков роман Барнса о Шостаковиче «Шум времени» и «Хичкок» (правда — ​наряду с новыми бестселлерами Джоджо Мойес и Марка Леви).

Среди книг Corpus на ММКВЯ‑2016 активнее всего покупают том прозы Андрея Смирнова «Лопухи и лебеда» и книгу Натальи Громовой «Узел. Поэты. Дружбы. Разрывы. Из литературного быта конца 1920–1930-х годов» (среди персонажей — ​Пастернак, Тихонов, Луговской… и эпоха, конечно же). Широкого читателя догнал и интерес к вышедшему год назад роману Джона Уильямса «Стоунер» (книга, решительно не прочитанная при выходе, в 1965-м, — ​стала бестселлером в США и Европе полвека спустя).

Среди изданий «Молодой гвардии» на ММКВЯ «лучше всего уходят с прилавка» «13-й Апостол» Дмитрия Быкова, его же «Борис Пастернак» — ​и новая книга Павла Басинского «Лев Толстой — ​свободный человек».

А вот книгу рецептов от Жерара Депардье «Моя кухня» — ​на ММКВЯ‑2016 магазин «Читай-город» предлагает читателю в подарок при любой покупке.

Все-таки мы и вправду — ​совершено непредсказуемые люди.

И по-прежнему не ценим своих сограждан.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera