СюжетыКультура

Спиритический сеанс по-итальянски

Этот материал вышел в номере № 103 от 16 сентября 2016
Читать

16 сентября на Исторической сцене Большого театра завершаются гастроли легендарного миланского театра La Scala. На афише два шедевра Джузеппе Верди — месса «Реквием», посвященная памяти жертв землетрясения в центральной Италии, и опера «Симон Бокканегра».

Выступление итальянцев в Москве во все времена было и есть много больше, чем эпизод культурного сотрудничества двух стран. Но если в 1964 или 1974 году гастроли La Scala в СССР считались делом государственной важности, то теперь появление La Scala в Москве стало делом частной инициативы — организатором гастролей выступил фестиваль «Черешневый лес».

И в 1964 году, и десять лет спустя, и пятнадцатью годами позже билетные спекулянты после визитов миланской труппы покупали себе квартиры в Москве. Ныне перекупщики тоже бесновались, в десять раз увеличивая цену от официальных восьми тысяч за билет, однако ближе к дате представления были вынуждены идти на некоторый дисконт.

В прошлом столетии на гастроли в СССР вместе с La Scala приезжали мегазвезды, участвовавшие в грандиозных по тем временам постановках. На сей раз итальянская труппа в составе 365 человек заглянула в Москву по дороге домой из Южной Кореи и Китая, где была на гастролях. А «Симон Бокканегра» и «Реквием» — явный флешбэк не только относительно ретроспекции русских гастролей La Scala, но истории самого театра. Эта постановка «Бокканегры» — дань памяти выдающимся дирижеру Клаудио Аббадо и режиссеру Джорджо Стрелеру, создавшим знаменитый на весь мир спектакль. А «Реквием» театр считает своим итальянским долгом всегда представлять на выездах. Несмотря на религиозную форму, он с момента премьеры в мае 1874 года, которой дирижировал сам автор, редко звучит под церковными сводами, зато на концертных подмостках это одно из самых исполняемых сочинений Верди. Возможно, как наиболее созвучное нашему сумасшедшему времени.

Великий Верди панически боялся смерти. «Зачем так много и трудно работать, чтобы потом умереть?!» — вопрошал он. Человек громадной силы духа, которого называли «маэстро итальянской революции», не мог постичь бездну, куда все уходят без возврата. И противостояние страху смерти — основная идея вердиевского «Реквиема».

В Москве за дирижерский пульт встал музыкальный руководитель La Scala Риккардо Шайи. Исполнение хора и оркестра оказалось на мистической высоте, а вот солисты удивили, точнее, расстроили. Дамы — уругвайка Мария Хосе Сири, дебютировавшая в сопрановой партии, и опытная меццо Даниэла Барчеллона были не в голосе, известный тенор Франческо Мели поймал несколько «петухов». И только русский бас — Дмитрий Белосельский, любимец искушенной миланской публики, пел точно, мощно и красиво, правда, скорее в русском, нежели в итальянском стиле.

Пацифистская опера «Симон Бокканегра», с запутанным сюжетом о трагической судьбе генуэзского дожа, тоже запомнилась высококлассным звучанием хора (хормейстер Бруно Казони) и оркестра под управлением Мунг-Вун Чунга. Постановка режиссера Федерико Тьецци содержит много стрелеровских цитат и, как всякая копия, значительно уступает оригиналу. Команда солистов явила пестрый ансамбль. Сопрано Кармен Джанаттазио (Амелия), тенор Фабио Сартори (Адорно), злодейски харизматичный баритон Симоне Пьяццола (Паоло Альбиани) — обладатели красивых голосов, но любители форсированной манеры пения. А вот для приглашенного из Мариинского театра баса Михаила Петренко партия старика Фиеско и вовсе обернулась полным фиаско и выглядела пародией. И только исполнитель заглавной партии — знаменитый баритон Лео Нуччи воскрешал в памяти великие страницы истории театра, видно, переживающего не самые ренессансные времена.

Мария Бабалова — специально для «Новой»

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow