КомментарийОбщество

Конец плоской шкалы

Минфин повышает сборы для граждан с зарплатой выше среднего

Этот материал вышел в номере № 107 от 26 сентября 2016
Читать

Какими еще могут быть первые новости после «наконец-то» и «слава богу» прошедших выборов? Конечно, что-нибудь про налоги и сборы. Вот Минфин и вышел с предложением либо учинить «реформу страховых взносов», либо поднять НДС.

По традиции напустили туману. Давайте, предложили, всякие разные отчисления объединим, тут убавим на пунктик, там прибавим на два, тут пожмем, там льготу оптимизируем. В общем, все как всегда, какие-то фокусы, в ходе наблюдения за которыми рождаются какие-то смутные подозрения.

И как им не быть, когда даже заголовки у одной и той же новости разные? Одни пишут, что жадный Минфин хочет зарплатную нагрузку повысить, другие, что ведомство сие — наоборот, заботится о нас, сокращает бремя отчислений в страховые фонды.

В деталях же, в которых кроется дьявол, выходит, что предлагается сначала объединить все взносы (которые сейчас в сумме составляют 30% от зарплаты) в один, а затем каждый год понижать их на пункт, дойдя до 26%, но при этом отменить порог дохода, после которого отчисления в ПФР, ФСС и ФОМС уменьшаются. В чем подвох?

Для обладателей средних зарплат как будто ничего не изменится: лучше не будет (понижение на процент в год просто не та величина), но и хуже тоже. Да и куда, в принципе, хуже, когда за треть работоспособного населения проблему отчислений работодатель решил просто и грубо, и решение это — конверт. А вот для тех, кто зарабатывал больше 67 тысяч рублей в месяц (больше 58 тысяч на руки после уплаты подоходного налога), отменят «излишек» зарплаты с понижением отчислений в ПФР с 22 до 10%. Заодно предлагают отказаться от предела по отчислениям в ответственный за выплаты больничных, детских пособий и пособия по безработице Фонд социального страхования (сейчас 2,9%, но не более 1772 рубля в месяц).

Что все это значит? Что Минфин хочет повысить сбор за счет определенной категории граждан, то есть категории более или менее прилично себя чувствующей в финансовом плане. Минфин прикинул, что эта мера может принести бюджету дополнительно 470 млрд в год.

Нет, это в каком-то смысле даже справедливо: когда с больших зарплат больше и отчисляется. Но только в справедливом обществе, а не в условиях постоянно реформируемой и абсолютно неэффективной пенсионной системы с «заморозками» и коррупционными судорогами, в условиях, когда максимальное пособие по безработице не превышает 4900 рублей в месяц, а пособие на детей от 1,5 до 3 лет составляет 50 рублей.

Предполагается ли усовершенствовать социальные гарантии пропорционально увеличению сборов? Ну вот просто чтобы у обладателей зарплат выше среднего не появился соблазн тоже немножко спрятаться в тени? Но что-то не слышно ничего. Даже не обещают.

Может, хотя бы наше здравоохранение от этого выиграет? Но и тут не за что зацепиться. Объединение сборов в один котел ничего само по себе не меняет. Да и проходили мы уже это: лечили отечественную медицину переходом с так называемого многоканального финансирования на одноканальное. Нам обещали эффективность и доступность, а получили мы только преступную экономию: закрытие больниц и поликлиник и сокращение врачей-специалистов.

Да, кажется, не для того в общем-то и огород городился, чтобы где-то что-то для людей в лучшую сторону изменилось. Просто опять и снова понадобилось срочно отщипнуть, чтобы заткнуть текущие дыры, все больше напоминающие дыры черные.

Более красноречиво об этом говорит предложенная альтернатива реформы: не заморачиваться со страховыми отчислениями, а подкрутить НДС с 18 до 20%, в том числе льготную 10-процентную ставку (ее предлагается со временем вообще отменить). То, что это ускорит инфляцию, дело десятое. Главное (Минфин уже посчитал), что можно получить 600 млрд рублей в следующем году и еще 400 млрд — в выборный 2018 год.

Есть и еще одна альтернатива, но уже не такая красноречивая, потому как тоже, как в случае с изменением зарплатной нагрузки, преподносится в качестве блага. Называется она — «освобождение на два года от налогов самозанятого населения». «Освобождение» — это, конечно, чудная формулировка, особенно если учесть, что большинство самозанятых у нас являются и самоосвобожденными. И эти люди почти не видят причин для того, чтобы эта свобода закончилась через два года.

Все эти няни, сиделки, мелкие ремонтники, помощницы по хозяйству зарабатывают в среднем на 30% меньше, чем те же специалисты из официальных агентств и фирм. Это при одинаковой загрузке. А если учесть, что нелегалы зарабатывают нерегулярно, получается и того меньше. Им просто не с чего платить налоги и взносы. А им предлагают получить патент и «освободиться». Удивительно, что на этом «освобождении» государство прикидывает в будущем получить (язык не поворачивается написать «заработать») от 40 до 80 млрд в год.

Странно, конечно, что речь идет об альтернативах. Скорее всего, с нами случится и первое, и второе, и компот: и со страховыми взносами «поработают», и с НДС, и нянь с репетиторами потрясут.

Ну а что? Им, в Кремле, тоже надо как-то держаться там. А поводов для оптимизма не просматривается — Резервный фонд истощен, покрывать дефицит бюджета все тяжелее.

Марина Ярдаева, журналист

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow