РасследованияПолитика

Полковнику никто не спишет

Полицейский Захарченко мог заработать и больше 30 миллиардов рублей. Он был членом влиятельной группы, монополизировавшей подряды РЖД

Этот материал вышел в номере № 107 от 26 сентября 2016
Читать
Если суммировать впечатления людей, знавших полковника Захарченко и рассказавших о нем «Новой газете», то возникает образ почти Джеймса Бонда: скрытный, несловоохотливый, с потрясающим аналитическим мышлением и эффективный — ​он умело создавал проблемы одним людям и умело их решал для других, причем комплексно — ​так, чтобы ничего подобного впредь не возникало. «Он такой человек, что вы сегодня вечером поговорите с ним несколько часов, а встретите утром на следующий день и не узнаете. Настоящий мастер серого цвета» — ​так описывает Захарченко его давний знакомый. Эти оценки можно было бы посчитать преувеличенными, если бы они не повторялись почти слово в слово разными людьми, близко знавшими полковника. Количество денег, найденных при обысках у Дмитрия Захарченко, не удивило тех, кто работал с высокопоставленным полицейским. Полковник МВД был важным участником влиятельной группы, монополизировавшей строительные подряды РЖД, а также специализировавшейся на незаконных банковских услугах. Правоохранительные органы связывают с деятельностью этой группы хищения на десятки миллиардов рублей, покушения на убийства и другие преступления. В распоряжении «Новой газеты» есть ноутбук с конфиденциальными данными о финансовых транзакциях этой группы. В этом ноутбуке мы в том числе нашли платежи на 250 млн долларов на офшорные компании, которые, по словам знакомых Захарченко, могут быть с ним связаны.

Основные версии

Дмитрия Захарченко задержали неделю назад, и с тех пор его имя не сходит с первых страниц газет. Офицер МВД установил рекорд (по крайней мере в России) по сумме найденных при обысках наличных денег: в квартире его сестры оперативники обнаружили эквивалент 8 млрд рублей в разных валютах. А позже, как сообщило агентство «Росбалт», на офшорных счетах родственников полковника нашлось еще около 300 млн евро. Таким образом приписываемое Захарченко состояние может составлять примерно 30 млрд рублей, что равняется годовому бюджету Екатеринбурга с 1,5 млн жителей.

Сам Захарченко, как пересказывали «Новой газете» сотрудники ФСБ, участвовавшие в оперативных мероприятиях, на вопрос, откуда деньги, ответил: «Банкиры отдали на хранение».

С именем Дмитрия Захарченко действительно связывают громкое дело о хищении 26 млрд рублей из Нота-Банка. Основными вкладчиками банка были предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Дмитрий Захарченко какое-то время как раз руководил отделом в ГУЭБиПК, который курировал сферу ОПК.

Однако после того как мы пообщались с несколькими знакомыми Захарченко, стало очевидно: масштаб деятельности полковника был настолько широким, что одним лишь банком происхождение его богатства не объяснить.

Куратор строек

«С Димой <Захарченко> я познакомился, когда он служил в 5-м ОРБ, курировавшим крупные стройки. Тогда же он стал работать с людьми, которые монополизировали строительные подряды РЖД. Я точно знаю, что он был знаком с Андреем Крапивиным», — ​рассказывает бывший сослуживец Захарченко по 5-му оперативно-разыскному бюро (ОРБ).

Андрей Крапивин — ​бывший советник Владимира Якунина — ​и его партнеры имели отношение ко многим компаниям, которые выигрывали строительные тендеры РЖД на сотни миллиардов рублей. Андрей Крапивин умер несколько лет назад, но доли в его некоторых компаниях отошли сыну — ​Алексею.

Слова источника «Новой газеты» подтверждает и человек, когда-то работавший с Крапивиным-старшим и его партнерами, — ​банкир Герман Горбунцов. «С Захарченко я познакомился через Дмитрия Моторина, сотрудника принадлежавшего мне Инкредбанка. Некоторые сейчас ошибочно полагают, что Захарченко сидел у меня на «абонементе». На самом деле это не так. Ему действительно платили 150 тысяч евро в месяц, но это делали люди, которые занимались хищением и отмыванием денег из РЖД».

По словам Горбунцова, эффективность, с которой Захарченко решал возникавшие проблемы, была поразительной. За эту эффективность, как говорит банкир, офицер МВД вскоре стал «не просто человеком на зарплате», а полноправным партнером людей, получавших подряды от РЖД.

«Насколько мне известно, наиболее тесно он общался с Валерием Маркеловым, который отвечал как раз за взаимодействие с правоохранительными органами. Поэтому у меня нет никаких сомнений в том, что деньги, которые нашли у Захарченко, принадлежат ему. По моим подсчетам, на подрядах РЖД ежегодно похищались десятки миллиардов рублей. Так что деньги, найденные у полковника, вполне соответствуют этим масштабам», — ​полагает Горбунцов.

Как сообщало международное агентство Reuters, Андрей Крапивин, Валерий Маркелов и третий партнер, Борис Ушерович, стояли за огромной империей из нескольких десятков компаний, некоторые из которых контролировались ими напрямую, другие — ​через номинальных людей. Эти компании выигрывали большую часть строительных тендеров от РЖД, а обслуживались в банках, ранее принадлежавших Горбунцову.

В какой-то момент между бывшими партнерами произошел конфликт и Герман Горбунцов, получавший до этого угрозы, был вынужден уехать в Лондон, где на него в марте 2012 года было совершено покушение. Киллер несколько раз выстрелил в банкира около его дома, но тот чудом выжил.

К его конфликту с бывшими партнерами приложил руку и Дмитрий Захарченко, говорит Горбунцов. «В один день Захарченко позвонил и сказал, что нужно срочно увидеться. До этого он никогда так настойчиво и спешно встречи не искал. Когда мы встретились, он настоятельно посоветовал мне срочно уехать из страны, потому что якобы у меня возникнут проблемы из-за какого-то уголовного дела. Я отнесся к его словам серьезно и уехал. Но за то время, что меня не было в стране, все мои активы были украдены. Спустя время я точно узнал, что Захарченко действовал по указанию моих бывших партнеров, которым в итоге и достались мои активы», — ​рассказывает Горбунцов.

Офшорный миллионер

Изображение

Покинув Россию, Герман Горбунцов забрал с собой базу данных, в которой были финансовые транзакции всех компаний, обслуживавшихся в его банках, — ​в том числе тех, что получали подряды от РЖД. Эта база есть в распоряжении «Новой газеты». Ее аутентичность мы проверяли по многим независимым источникам, в том числе решениям арбитражных судов, официальным банковским выпискам по счетам компаний и материалам уголовных дел.

Судя по базе, большая часть денег, которая перечислялась подрядчикам от РЖД, уходила на фиктивные фирмы, зарегистрированные на подставных лиц, а затем обналичивалась или выводилась в офшоры. Среди этих офшоров мы нашли и те, что могут быть связаны с Дмитрием Захарченко.

В частности, по предположению источников «Новой газеты» в ФСБ, полковник мог быть связан с компаниями Bachelor Group Inc из Панамы (обслуживалась в швейцарском отделении Dresdner Bank) и Ancillmar Ltd с Кипра (со счетом в кипрском отделении Trasta komercbanka). Обе компании уже ликвидированы.

Однако люди, работавшие с Захарченко, рассказали «Новой газете», что в 2007–2008 годах полковник якобы давал реквизиты кипрской компании Ancillmar Ltd для перечисления ему денег. В нашем распоряжении есть документы о переводе на эту компанию 800 тысяч долларов, что источники, участвовавшие в этих сделках, назвали «зарплатой» офицеру МВД.

Но эта цифра кажется ничем по сравнению с теми суммами, которые можно найти в «секретной базе» банкира Горбунцова. Со счетов различных фирм из Инкредбанка на счет Ancillmar Ltd в Trasta komercbanka в разное время было перечислено 244 млн долларов и почти 5 млн евро, то есть более 250 млн долларов. Тем не менее мы не можем утверждать, что все эти средства достались полковнику МВД: система отмывания денег работает таким образом, что технические фирмы могут использоваться для транзита сразу несколькими людьми. Но если Дмитрий Захарченко действительно сам давал реквизиты этой компании для перечисления ему денег, то тогда он, видимо, мог рассчитывать и на часть тех сотен миллионов долларов, что уходили из Инкредбанка.

Не только стройка

«Хотите найти истории, в которых участвовал Захарченко? Тогда просто смотрите на те подразделения, где он работал, и что они курировали», — ​подсказывает сотрудник ФСБ, участвовавший в оперативных мероприятиях в отношении высокопоставленного полицейского.

И действительно: если посмотреть на эпизоды, известные «Новой газете», то получается стопроцентная корреляция: Захарченко служил в подразделении, курировавшем стройки, и работал с людьми, монополизировавшими строительные подряды от РЖД; затем полицейский возглавлял отдел, курировавший оборонку, и теперь упоминается в контексте хищений из Нота-Банка, где держали свои деньги предприятия оборонно-промышленного комплекса.

Не стало исключением и последнее место службы Дмитрия Захарченко. Полковник руководил управлением «Т» ГУЭБиПК, которое занималось борьбой с экономической преступностью в сфере ТЭКа. Перейдя на новое место службы, Захарченко стал активно работать с нефтяниками и поставщиками «Газпрома», рассказали «Новой газете» знакомые полковника. В частности, по словам наших источников, Дмитрию Захарченко в своем родном регионе, Ростове-на-Дону, вместе с бывшим руководителем местной «дочки» «Газпрома» якобы удалось сделать несколько ранее никому не известных компаний основными поставщиками газовой монополии в регионе.

Сам полковник Захарченко заявил в интервью kp.ru, что он знает, кто стоит за его делом, а обвинения против него были сфабрикованы, чтобы подставить и снять с должности.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow