Сюжеты

Винтаж: Братская ГЭС

«Тополя» в «Мастерской Петра Фоменко»

Фото: РИА Новости

Этот материал вышел в № 109 от 30 сентября 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

Главное в камерном спектакле на 75 минут — ​черно-белое кино. Ранний рассказ Вампилова (точнее — ​мозаика прозы, черновиков, записных книжек): Сибирь, рубеж 1960-х, влюбленный студент мается в пространстве городского парка с летней эстрадой, желдорвокзала, пивных, «сталинок» Иркутска, фанерных щитов с афишами, написанными вручную.

Спектакль Юрия Буторина, Владимира Топцова и Сергея Осипьяна (художник — ​Алек­сандра Дашевская) построен точно и необычно. Главное происходит на экране, в стилистике черно-белого оттепельного кино. Экран работает декорацией: из-за него, из него выходят на сцену Студент (Юрий Буторин), он же — ​43-летний усталый советский ИТР (Владимир Топцов), Девушка студента, она же жена ИТР (Полина Айрапетова) и ее элегантный Спутник (Амбарцум Кабанян) — ​юный честолюбец 1960-х, советский денди в макинтоше, поклонник Марселя Марсо и Енгибарова, быстро сломавшийся на сибирской стройке века и бежавший домой, в Москву.

Все вроде бы о любви. То ли к жене, то ли к девушке, мелькнувшей в аллее парка. Но стильные черно-белые титры идут — ​каков пассаж! — ​под старую песню Пахмутовой «Плывут сибирские девчата навстречу утренней заре по Ангаре, по Ангаре». И песня, несомненно, выполнявшая долг пропагандиста и агитатора в эпоху Братской ГЭС, вдруг удивляет профессионализмом… да и винтажным шармом. В крошечных ролях «Тополей» с азартом играют первые лица театра: остроносая буфетчица в привокзальном шалмане — ​Ксения Кутепова, Интеллигент с шахматной доской под мышкой — ​Евгений Каменькович, алкаш Ништяк — ​Евгений Цыганов. «Галерея героев 1960 года» — ​ох, не из Зимнего дворца взятая. Однако притягивает взгляд: Иркутскнаш.

…Тут все наше, наше все: и самодеятельное трио «Ангара» на парковой эстраде, и крепко сбитая проводница плацкарта, что катит уж суток семь по необъятной родине… И роскошный Мент конца 1950-х — ​в белой парадной гимнастерке, со свистком и отеческой заботой в глазу (каковая ему, натурально, не мешает упечь студента в «обезьянник»). И угловатая бухгалтерша с круглым начесом и в джерси у забора танцплощадки (в те годы еще стыдно было «стоять в сторонке»)… И сквозь зубы сказанные слова Спутника, сбегающего в Москву: «Мне надоело это вечное «Будет!». Квартира — ​будет! Дорога — ​будет! Город — ​будет!» Как его не понять?!

И как раз под аккомпанемент этих слов топают к вагону отмороженные Геологи (Кирилл Пирогов и Олег Любимов) — ​два кузнечика явно университетской селекции в штормовках, колом стоящих от таежной грязи, с исполинскими рюкзаками за спиной. Два «горных поручика» (как сказали б в XVIII веке), два Ваньки-взводных нефти-газа-титана-алюминия, каскада ГЭС на Ангаре (в те годы под героические песни из репродукторов с великими трудами построенного). И всего, на чем худо-бедно стоит страна, в которой дороги, города и квартиры… ну да, когда-нибудь будут.

Вот это, пожалуй, главное в «Тополях»: черно-белое кино об оттепели. И даже — ​о простом советском человеке (с «Занимательной физикой» или с поллитрой в кармане), всю жизнь сдвигающем фронтир необъятной и неуютной родины к Тихому океану. За 120 рэ в месяц. С той простотой, с какой эти поколения жили. При мысли о ней сжимается горло у потомков.

Первый опыт сотрудничества кинорежиссера Сергея Осипьяна с «Мастерской Петра Фоменко» оказал­ся удачен. Умная стилизация в духе оттепельного неореализма с двухминутными камео актеров освещена взглядом на сюжет из 2016 года. С присущим этому театру духом «отдельности» и неброской независимости от обстоятельств времени «фоменки» создали совершенно свое кино. Черно-белое… полное тонких оттенков отношения. Идет только у них.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera