КомментарийПолитика

Разворот над Алеппо

Еще совсем недавно Керри и Лавров говорили о возможности совместных военных действий в Сирии, и вот уже в Вашингтоне звучат совсем другие речи

Этот материал вышел в номере № 110 от 3 октября 2016
Читать
Очередной обострение ситуации в Сирии, вызванное срывом договоренностей между Москвой и Вашингтоном, благодаря бомбардировкам Алеппо, которые президент Обама и канцлер Меркель в телефонном разговоре назвали «варварскими», поставил перед Вашингтоном извечный русский вопрос: «Что делать?»

Госсекретарь Керри предупредил, что дальнейшие переговоры невозможны, если Россия «не предпримет немедленных шагов по прекращению наступления в Алеппо и восстановлению режима прекращения боевых действий». Официальный представитель госдепа Джон Кирби предупредил, что продолжение гражданской войны в Сирии может привести к терактам в российских городах, и был обвинен российской стороной «в подстрекательстве к терроризму».

Продолжив бомбежки и сорвав мирный процесс, Москва совершила ошибки, за которые придется платить, считает бывший специальный помощник Обамы, координатор администрации по Ближнему Востоку и Персидскому заливу Филип Гордон. Реализация соглашения Керри — Лаврова позволила бы сохранить на неопределенное время режим в Сирии, укрепить позиции России в этом регионе, начать активное сотрудничество между военными и разведывательными ведомствами России и США в борьбе с терроризмом. Дорогостоящий конфликт пошел бы на убыль, Россия сохранила бы военную базу на Средиземном море. Для Москвы это был бы очень неплохой результат, констатирует эксперт в статье для «Вашингтон пост». Победить в гражданской войне Асад, несмотря на помощь России и Ирана, — не сможет.

Многие американские СМИ в эти дни проводят аналогии с событиями 1999 года, массовыми бомбежками Грозного, но Кремлю лучше вспомнить об Афганистане, полагает бывший советник Обамы. Сирия может стать поводом для новых санкций не только США, Евросоюза, но и арабских стран, включая Саудовскую Аравию. И, наконец, «уязвленному» очередным провалом договоренностей, Вашингтону не остается другого пути, как приступить к плану «Б»: увеличить поддержку сирийской оппозиции, включая переносные зенитно-ракетные комплексы. «Уолл-стрит джорнал» со ссылкой на источники в Белом доме называет главными сторонниками «непрямого силового вмешательства» директора ЦРУ Бреннана и министра обороны Картера.

Союзникам США в регионе может быть дан зеленый свет на усиленную поставку вооружений противникам Асада, в том числе курдам. Более рискованный вариант — американская бомбежка военной базы правительственных войск Сирии — может вызвать потери среди российских военнослужащих и непредсказуемое развитие событий. Рискованным признан и вариант создания «воздушного лифта» для эвакуации жителей Алеппо. Официальный представитель госдепа Джон Кирби, не вдаваясь в подробности, подтвердил, что разработку различных вариантов по Сирии, «которые не вращаются вокруг дипломатии», ведут представители разных федеральных агентств и служб США.

В контексте выборов СМИ пишут, что Дональд Трамп может оказаться для России «покладистым» президентом, но Хиллари Клинтон выступает за создание бесполетной зоны в Сирии. Этот шаг многократно увеличит опасность столкновения российских и американских боевых самолетов. Вашингтонское интернет-издание Daily Beast задает максимально прямой вопрос: «Если мы объявим в Сирии бесполетную зону, а Москва нарушит режим, — готовы ли США идти на войну с Россией из-за этого

Министр обороны Эштон Картер на днях заявил: «Российское вмешательство в Сирии не затрагивает нашу войну с ИГИЛ (запрещенная в РФ террористическая организация. —А.П.), но вносит вклад в продолжение гражданской войны, а это — трагедия». Иными словами, события в Алеппо не связаны с единственной миссией, которую верховный главнокомандующий Обама поставил перед американской армией, — воевать с террористами.

Выступая на военной базе в штате Вирджиния, президент отметил: «В мире непременно будут еще происходить плохие вещи, но мы должны быть рассудительными. Чтобы остановить гражданскую войну в Сирии, в которой глубоко завязли обе стороны, у нас нет иного сценария, кроме как отправить туда большое количество войск». Рассматривая такую возможность, из-за неизбежных «невероятных жертв» и из-за того, что американские военные до сих пор продолжают выполнять миссии в Афганистане и Ираке, мы должны быть рассудительными», — повторил Обама. Не стоит ожидать, что в оставшиеся 4 месяца президентства лауреат Нобелевской премии мира с рейтингом популярности 53% (данные Gallup) пойдет на резкие шаги.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow