ИнтервьюОбщество

Игорь Алтушкин: «Благотворительность в новой России: дело бизнеса или дело каждого?»

5 сентября во многих странах мира отмечался Международный день благотворительности. Он был учрежден в 2013 году, а дата празднования приурочена к дате смерти одной из известнейших благотворительниц в современной истории — Матери Терезы. Сейчас ее благотворительную деятельность стали ставить под сомнение, однако нельзя отрицать — Мать Тереза стала символом бескорыстной помощи нуждающимся, именем нарицательным. Символом большого сердца, деятельного милосердия.

Праздник, организованный Благотворительным фондом РМК для воспитанников Карабашского детского дома
Праздник, организованный Благотворительным фондом РМК для воспитанников Карабашского детского дома

В России благотворительность как явление не частной помощи частному лицу, а организованной поддержки нуждающихся существует уже несколько столетий. Примерно в XIX-XX веках в России формируется сильнейшая традиция меценатства: достигшие успеха предприниматели охотно делились своим благосостоянием с людьми, в том числе больными и нуждающимися. Среди известнейших династий русских меценатов — династия Морозовых (они строили школы, училища, больницы, театры, спонсировали университеты и всесторонне поддерживали науку и искусство), династия Строгановых, Бахрушины, Мамонтовы. Так и среди современных российских предпринимателей есть достойные продолжатели традиций меценатства и благотворительной деятельности. Один из них — Игорь Алтушкин, основатель Благотворительного фонда Русской медной компании (РМК). Как и многие меценаты, он редко затрагивает тему своего участия в благотворительности, небезосновательно считая, что об этом лучше говорят совершенные поступки и спасенные судьбы. «Отчитываться» за эту часть работы привыкла Ольга Солодова, вице-президент по социальной политике РМК.

— Ольга Александровна, говоря о благотворительности, меценаты в первую очередь оперируют цифрами и суммами, пожертвованными на благие дела. Но куда интересней начало этого пути, первая оформившаяся в сознании мысль об оказании помощи ближним. С чего началась борьба на этом участке общественной жизни, как к этому пришли ваши руководители?

— На самом деле все началось более 20 лет назад, когда Игорь Алексеевич Алтушкин с супругой организовали благотворительную столовую в Екатеринбурге. Это очень тихий, простой, но очень важный проект для тех, у кого в жизни временно наступила черная полоса. То, что он существует до сих пор, каждый день, обслуживая полторы тысячи людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации — и стимул для роста, и мотивация на продолжение работы. Через год после основания Русской медной компании Игорь Алтушкин, являясь председателем Совета директоров, организовал Благотворительный фонд РМК, который полностью отражает его традиции отношения к делу. Сейчас на счету фонда реализация множества проектов по улучшению жизни и здоровья детей, и большие перспективы по их развитию.

— Что самое важное в работе благотворительного фонда?

— В первую очередь — адресная помощь и индивидуальный подход. Изначально специализируясь на помощи онкобольным детям в Уральском регионе, благотворительный фонд РМК плотно сотрудничает с больницами и онкоцентрами в Свердловской и Челябинской областях. Специалисты фонда вникают в ситуацию каждого больного ребенка, изучают историю болезни, проверяют достоверность предоставленных данных, «ведут» каждого ребенка — в идеале, до полного выздоровления. Сегодня своевременная адресная помощь (равно как и помощь медицинским учреждениям) от Благотворительного фонда Русской медной компании помогает спасать десятки и сотни детских жизней — приобретением жизненно важных препаратов, оплатой и организацией диагностики у лучших специалистов, финансированием дорогостоящего лечения, операций, реабилитации в лучших мировых клиниках. За десять лет работы лечение за границей получили более 270 детей.

— Благотворительность, все-таки, не односторонняя деятельность. Какие она должна приносить дивиденды, чтобы как можно больше людей стремились принять в ней участие?

— В том и особенность благотворительности, что она многогранна. С одной стороны, это огромная психологическая нагрузка, работа сердца на износ: к боли и страданиям детей невозможно оставаться равнодушными, каждая история все равно принимается близко к сердцу. Но с другой стороны — чем больше занимаешься благотворительностью, чем больше видишь результатов своих усилий, тем больше хочется помогать, отдавать свое время, силы, финансовые ресурсы. Каждому человеку важно быть нужным. Каждому важно реализовывать свои лучшие качества и устремления.

Карабашские детдомовцы побывали на празднике РМК «Весенняя карусель»
Карабашские детдомовцы побывали на празднике РМК «Весенняя карусель»

— Полагаю, на узком профиле благотворительный фонд РМК не остановился. Какими еще проектами живет сейчас организация?

— Уже много лет мы сотрудничаем с «Мастерской слуха» (Екатеринбург). Адресная помощь от Благотворительного фонда РМК позволяет детям с нарушениями слуха из малообеспеченных семей получить качественные слуховые аппараты — а значит, выйти за пределы маленького мирка «ограниченных возможностей здоровья» в большой мир.

Сегодня фонд, курируемый Игорем Алтушкиным, поддерживает Карабашский детский дом, совместно с Екатеринбургским музеем изобразительных искусств реализует проекты «Искусство против рака» (для ребят с онкологическими заболеваниями) и «Искусство на кончиках пальцев» (для слабовидящих и слепых детей). Эти проекты позволяют детям погрузиться в мир искусства, расширить свой кругозор и обогатить внутренний мир.

По возможности стараемся поддерживать и культурные инициативы, от спонсирования нашумевших проектов — таких как международный фестиваль кукольных театров «Петрушка Великий» — до финансовой поддержки талантливых детских и юношеских театральных, музыкальных, танцевальных коллективов Челябинской области.

Благотворительный фонд Русской медной компании активно сотрудничает с другими организациями — фондами «Подари жизнь», «Настенька», «Ромашка» и другими. Совместными усилиями они помогают профинансировать срочные операции и лечение, если собственных ресурсов не хватает. Такая «межфондовая взаимовыручка» существенно повышает шансы детей на спасение.

— Бесспорно, благотворительная деятельность вносит неоценимый вклад в развитие страны. Причем это касается не только тех, кто эту помощь получает, но и тем кто ее оказывает, а их с каждым днем становится все больше.

— Честно говоря, неудивительно, что пример оказания помощи оказывается столь заразительным. Это понятный и логичный процесс. Сотрудники Русской медной компании очень активно включились и в работу фонда — от участия в подготовке праздников и акций для детей и заканчивая сбором подарков для «подшефных» детей фонда к Новому Году и Рождеству. Они получают огромный заряд положительных эмоций, детских улыбок и искрящихся глаз, благодарности — и ощущения своей нужности, своей способности кому-то помочь.

— А что участие в благотворительности дает лично вашему руководителю?

— Длинный список спасенных жизней детей и поправленного здоровья на личном счету Игоря Алтушкина. Его математика очень простая: одна неделя — один ребенок, которому удалось помочь благодаря личному вмешательству. Ведь даже одна спасенная жизнь — это больше, чем нисколько. И даже одна детская улыбка — это достаточная награда за отданные другому силы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow