КолонкаПолитика

Без права на донос

OCCRP не платит редакциям за публикацию расследований

Этот материал вышел в номере № 113 от 10 октября 2016
Читать

«Новая газета» подала иск к члену Общественной палаты Артему Кирьянову, утверждавшему, что наши расследования якобы финансируются из-за границы. В апреле ТАСС было распространено заявление Кирьянова, согласно которому газета получала деньги от международного Центра по исследованию коррупции и оргпреступности (OCCRP) и не выплачивала с этих сумм налогов, для чего использовала фирмы-однодневки.

Интерес Кирьянова к деятельности газеты был связан с публикацией «панамских документов» и помимо публичных заявлений подразумевал обращение, направленное в Федеральную налоговую службу. Реагируя на деятельного гражданина и общественника, налоговая служба в течение нескольких месяцев проверяла наше издание. Разумеется, ничего противозаконного не нашли, но зато заставили потратить немало сил.

OCCRP никогда не платит редакциям за публикацию расследований — ни в России, ни в любой другой стране мира. В этом состоит принципиальная позиция организации, известная всем, кто с ней сотрудничал. Соответственно, у Кирьянова не может быть документов, подтверждающих обратное. Так что, по сути, его домыслы были направлены на приостановку работы газеты без каких-либо реальных оснований. Это, в свою очередь, может расцениваться как воспрепятствование журналистской деятельности. Данная статья уголовного кодекса, впрочем, применяется в России лишь в исключительных случаях — например, когда надо обвинить оппозиционера Леонида Волкова в том, что он помешал работе «Лайфньюс». Еще одна уголовная статья, под которую, возможно, подпадает активность Кирьянова, — это заведомо ложный донос.

Изображение

Редакция не выдвигает против общественника этих обвинений, поскольку совсем не хочет превращать его в жертву. Единственное на чем мы будем настаивать в этой ситуации, — это опровержение от Кирьянова и ТАСС. Судебная защита своей репутации со стороны СМИ — случай довольно редкий в отечественной практике, но других вариантов здесь быть не может. Если человек пытается сознательно уничтожить газету за счет ничем не обоснованных обвинений в совершении налогового преступления, мы должны защищать себя и своих читателей.

Сам Кирьянов в комментариях «Ведомостям» высказался в том духе, что иск газеты представляет собой попытку ограничить его в «возможности проявления общественного интереса по актуальной и волнующей граждан теме». Иными словами, Кирьянов убежден, что, в отличие от журналистов, которые отвечают за каждое слово в своих публикациях, член Общественной палаты может свободно писать доносы любого содержания, не имея на руках каких-либо фактов, — и именно в этом состоит и «свобода слова», и «общественный интерес». А вот журналистские расследования, содержание которых никто даже не пытается опровергнуть, как можно сделать вывод, напротив, не нужны и вредят общественному интересу.

Иск к Кирьянову проходит на фоне еще одного судебного разбирательства с участием «Новой газеты» — иска к редакции со стороны главы «Роснефти» Игоря Сечина, связанного с публикацией о яхте «Княгиня Ольга».

«Роснефть» одновременно заявляет рекордный трехмиллиардный иск об упущенной выгоде к РБК, а сам Сечин уже выиграл суд у «Ведомостей» — публикация газеты о доме в Барвихе была признана нарушением права главы госкомпании на частную жизнь.

Первое заседание по иску к Кирьянову назначено на 25 ноября. Посмотрим, какие факты сможет представить член Общественной палаты в качестве причины для «проявления общественного интереса».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow