23 октября вы смотрели «Ангелов революции» Алексея Федорченко. Показ завершен

Онлайн-кинотеатр «Новой газеты» представляет

Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

1
 

«Ангелы революции» — один из лучших российских фильмов последнего времени, снискавший огромное число наград во всем мире. А режиссер Алексей Федорченко был удостоен почетного приза Римского кинофестиваля «Марк Аврелий будущего».

Показ завершен

В «Ангелах революции», сочиненных Алексеем Федорченко по мотивам прозы своего постоянного соавтора Дениса Осокина, авангардисты, радикальные творцы отправляются в обскую тайгу утверждать среди хантов и лесных ненцев советскую власть через революционное искусство.

Федорченко составляет свою пеструю мозаику как широкоформатный метафизический портрет времени. Он монтирует мифологию этносов, живущих на намагниченных древней энергией территориях с социальной мифологией, примитивное искусство (которое он использует и как способ «показа событий») с историческим фактом. Самое вопиющее в этом трагическом балагане — титр: «Фильм основан на реальных событиях». Казымское восстание под руководством шаманов против советской власти, латышская театральная труппа в Москве (сначала расстреляли мужчин и играли только актрисы, потом пришли и за ними), прием в партию с помощью пулемета, демонстрация хантам объектов супрематизма, реконструкция храма в первый советский крематорий, где будут сжигать быстро и бесплатно, гробы в форме звезд и кубов Малевича…

Читайте также

Гроб с Малевичем

В «Ангелах…» время бурлит, смешивая «культурные пласты», как в страшном сне археолога. Как в головах людей, не успевающих за дьявольским паровозом истории. «Вы живы?» — радостно спрашивает охранник вернувшуюся с поля брани героиню фильма Полину-Революцию. «Мы уже давно умерли, — мрачно отвечает она, — теперь пришли за вами».

«Ангелы…» — не постмодернистский эксперимент, жонглирующий придуманными формами, это кинопоэма. Как и в мокьюментари «Первых на Луне», пространство истории осваивается чувственной памятью и необузданным воображением (основанном, впрочем, на погружении в архивный материал).

Приглашение

Алексей Федорченко
режиссер

— Фильм вышел на экраны два года назад, его премьера состоялась в Риме. Но работать над ним я начал почти десять лет назад. В 2001 году я приехал на кинофестиваль «Дух огня» в Ханты-Мансийск, это был мой первый фестиваль, я представлял там картину «Первые на Луне». Именно тогда я и познакомился с семьей Молдановых. Это были не просто оленеводы, а ученые, филологи, писатели, собиратели фольклора. Они работали в институте угроведения, но считали, что каждый хант должен быть около оленей и поэтому половину жизни проводили на стойбище.

Татьяна Молданова рассказала мне о своем деде, князе Молданове по кличке Хромец. Он был одним из организаторов восстания коренных народов против советской власти в 1934 году, восстания шаманов против советской власти. Я ничего об этом не знал, как и большинство наших сограждан. Я тут же поехал в институт угроведения и неделю собирал там материал по Казымскому восстанию.

Изначально у сценария было несколько вариантов — один документальный, другой более поэтичный и так далее. Понадобилось время, чтобы определиться, каким должен стать фильм.

Фильм получился достаточно протяженным во времени повествования, от начала 1900-х до 1934 года, и протяженным географически. Действие разворачивает в Мексике, Сибири, на Камчатке, а также в Москве, Крыму, Екатеринбурге. Снимали мы, в основном, в Екатеринбурге, а весь север снимали на месте восстания, в Казыме. Пожалуй, самым необычным местом съемки был дом, сохранившийся от времен Казымского восстания, даже не дом, а абсолютно аутентичная изба.

Самый интересный кадр этого фильма — его последний кадр, именно поэтому я советую досмотреть фильм до конца, что этот кадр документальный и не повторится никогда. Но не буду портить зрителям впечатление и рассказывать все заранее.

Каждый герой фильма имеет одного-двух исторических прототипов, которые участвовали в этих трагических событиях. Единственное, что придумано, — это их отношение к русскому авангарду, каждый из них художник, театральный или кинорежиссер, архитектор. Все истории, показанные в этом фильме, абсолютно реальны. Хоть он и смотрится как фантазия, но каждый кадр там документальный. Это мозаика из реальных событий, реальных кадров, реальных людей. В этом художественная особенность фильма, потому что это не просто кино, но и серьезная научная работа. Ведь прежде чем писать сценарий, я ознакомился с биографиями более чем четырехсот художников-авангардистов и взял самое интересное из их жизни для своих героев. Там есть и прототип Сергея Эйзенштейна, есть Дзига Вертов, есть композитор Авраамов, который писал музыку для городов, в его произведениях инструментами выступали заводы, фабрики, сирены на самолетах, гудки пароходов. Его композиции были исполнены два раза: в Баку в 1927 году и в Москве в 1928 году.

Было очень интересно разрабатывать всех персонажей. Прототипом главной героини, кроме Полины Шнайдер, руководителя этой экспедиции, это и Лариса Рейснер, и  герой гражданской войны Мокиевская-Зубок. По сути, это воплощение женщины в революции, недаром её зовут Полиной-Революцией.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Теги:
кино
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera