СюжетыОбщество

Где, кого, за что

Громкие процессы недели

Этот материал вышел в номере № 120 от 26 октября 2016
Читать

Не сажайте и не сажаемы будете

История о том, как вернуть отнятый бизнес и наказать грабителей в погонах

В октябре 2007 года бригада сотрудников полиции из ДЭБ МВД России (ныне — скандально известный ГУЭБиПК) под руководством старшего лейтенанта Владимира Орлова, сына бывшего сенатора, а ныне губернатора Владимирской области, ограбила (факт ограбления признан судом) фирму литовского предпринимателя Николая Куделко, конфисковав у него огромную партию кофе (30 фур) и заведя на самого Куделко уголовное дело. Проведя 3 года в московских СИЗО, Куделко освободился и кинулся в бой. На сегодня он с женой Лорой добился пяти обвинительных приговоров в отношении своих преследователей и не собирается на этом останавливаться.

Декабристки от бизнеса

Фото из архива Николая Куделко
Фото из архива Николая Куделко

Жена Николая Куделко Лора никогда не забудет дождливое утро 8 октября 2007 года. Она проснулась от звонка в дверь — на часах было 5.30 утра. «Соседей, что ли, залили?» — подумала она и разбудила супруга, он пошел открывать дверь. В квартиру ворвалось шесть человек в гражданском. Один с оружием. Они молниеносно повалили Николая на пол. Избивая ногами и заламывая руки, старались как можно быстрее надеть наручники. Однако ничего не понимающий Куделко сопротивлялся. Один из оперов начал прыгать по Куделко и орать: «Где аудио- и видеозаписи? Где твои жалобы и заявления? Куда еще писал заявы? Сука, колись». Как напишут в своих заявлениях супруги, это был лейтенант Владимир Орлов — сын нынешнего губернатора Владимирской области Светланы Орловой.

В тот день Николая задержали и тут же арестовали по обвинению в незаконном предпринимательстве (ст. 171 УК) и распространении контрафакта: якобы он внес ложные сведения в регистрационные данные своих фирм, оформив их на других лиц. В качестве контрафакта выступала кофейная продукция его фирмы «Дельфранж» на сумму 2 млн долларов, которую изъяли как вещественное доказательство. В реальности же, как в 2015 году установил суд подмосковного города Видное, продукция была похищена. Хотя ранее — в ноябре 2009 года — этот же суд приговорил бизнесмена Куделко (который провел 2 года в СИЗО) к 6 годам колонии за «незаконное предпринимательство», «незаконное использование товарного знака» и почему-то еще за «покушение» на незаконное предпринимательство и незаконное использование товарного знака. В 2010 году Мособлсуд исключил из приговора обвинение в «покушении» и сократил срок до 3 лет, которые Куделко уже успел отсидеть. Его отпустили в зале суда.

За время, проведенное за решеткой (Куделко сменил пять СИЗО), он приобрел букет хронических заболеваний, один раз при смерти доставлялся с инсультом в больницу «Матросской Тишины». Выйдя на свободу из здания суда, он не смог пройти и ста метров: за три года в СИЗО мышцы атрофировались — последствия гипертонического криза.

«Перед Николаем стояла проблема не только сохранить волю к сопротивлению и доказывать невиновность дальше, но и выжить», — говорит его жена Лора, которая развернула нешуточную деятельность в поддержку своего супруга. Красивая женщина, производящая впечатление уютной домохозяйки, начала обивать пороги силовиков, устраивать пресс-конференции, выпускать брошюры. «Мое утро начиналось с телефонных переговоров, день — с посещения кабинетов представителей власти и уже ближе к вечеру — после всей беготни — изучение УК и УПК. Дни пролетали стремительно», — вспоминает она.

Вместе с другими предпринимателями и их родными, попавшими в аналогичную ситуацию, Лора всеми возможными способами обращала внимание общественности, СМИ и правозащитников на незаконные действия сотрудников МВД при изъятии крупных партий товара у предпринимателей. Ведь вещдоки по уголовным делам являются отдельной статьей дохода силовиков.

Лора вместе с другими женами посаженных бизнесменов, вооружившись блокнотом, ручкой и диктофоном, ходила на суды — составляла список преследователей мужа (прокуроры и судьи-то у большинства бизнесменов одни и те же), писала по ночам тонны жалоб и обращений, причем качественно оформленных (окончила юридический), упорно доказывая: бизнес ее мужа был наглым способом разорен.

В общем, если бы не Лора, вряд ли бы Николай Куделко был бы уже на свободе.

Сегодня, несмотря на произошедшее, супругов Куделко, которые являются гражданами Литвы, мысль «больше ни ногой в Россию» не посещает. После освобождения главной целью для них стало — наказать преследователей. Смешно? Но на сегодняшний день уже пять человек, причастных к уголовному делу Куделко, получили свои приговоры и отбывают наказание в колониях.

Список Куделко

Первым обвинительный приговор получил Кирилл Тян, который выступал в деле Куделко «штатным понятым» в ключевых следственных действиях, находясь при этом в федеральном розыске. В мае 2012 года он был признан виновным в мошенничестве и подделке документов.

Чуть позже двое сотрудников МВД — Дмитрий Яньшин и Олег Галкин — были признаны виновными в совершении мошенничества, подделке документов и превышении должностных полномочий. Как установил суд, они похитили грузовой автомобиль Куделко, признали его вещдоком по уголовному делу и продали его по поддельным доверенностям.

Другой фигурант дела — подполковник Вячеслав Денисов, вымогавший у Куделко деньги за возврат изъятого кофе, оформил явку с повинной, пошел на сделку со следствием и в 2013 году был осужден на 3,5 года условно.

Еще один фигурант дела — экс-следователь МВД Александр Дмитриев, обвиненный в превышении должностных полномочий и фальсификации доказательств, — в настоящее время скрывается. Объявлен в розыск.

«Решальщика» Андрея Набиуллина, имеющего крепкие дружеские связи с высокопоставленными силовиками, в 2015 году признали виновным в вымогательстве (он требовал деньги за возврат изъятого кофе) и мошенничестве. Получил 8 лет строгого режима.

Замыкает «список Куделко» бывший следователь по особо важным делам СК при МВД (ныне Следственный департамент) подполковник Алексей Монин, который обвинялся в том, что, не имея на то законных оснований, вынес постановление об уничтожении кофейной продукции. Минувшим летом Тверской районный суд Москвы признал его виновным в превышении должностных полномочий и приговорил к 4,5 года лишения свободы, лишив звания подполковника (позже Мосгорсуд снизил срок до трех лет).

Сейчас супруги Куделко ждут решений по Дмитриеву, Орлову и трем другим сотрудникам МВД, чтобы затем потребовать от прокуратуры возобновить производство по делу самого Николая (ввиду открывшихся обстоятельств) и добиться реабилитации.

Что касается Владимира Орлова, то его Куделко называет инициатором своего уголовного преследования. Именно Орлов, по словам Куделко, через силовиков-посредников и «решальщика» Набиуллина заявил предпринимателю, что вернет ему изъятое имущество за символическое вознаграждение в размере полумиллиона долларов (впоследствии якобы снизил сумму до 250 тыс. долларов). После того как Куделко написал заявление о вымогательстве, Орлов уволился из правоохранительных органов и какое-то время поработал в «Олимпстрое», затем начальником службы безопасности дирекции железнодорожных вокзалов РЖД. Где он сейчас и чем занимается — неизвестно.

Как отмечает Николай Куделко, немаловажную роль сыграло то, что в 2013 году он добился личного приема у председателя СК РФ Бастрыкина. Уголовное дело в отношении Набиуллина и пять материалов, выделенных из него по факту должностных преступлений, были объединены и переданы в отдел по расследованию преступлений, совершенных должностными лицами правоохранительных органов ГСУ СК РФ по г. Москве. Именно благодаря сотрудникам этого отдела дело было расследовано.

Сейчас же продолжается проверка в отношении других фигурантов дела, изымавших кофе, в том числе Владимира Орлова. «Надеемся, что, несмотря на противодействие со стороны заинтересованных лиц, все же наказание последует», — уверены супруги Куделко.

Александра Таранова — специально для «Новой»

«ИГИЛ» в московском суде

Суд: Московский окружной военный Подсудимый:Варвара Караулова Статья: ст. 205 УК РФ (терроризм) Стадия: идут судебные слушания

Представлять интересы студентки МГУ Варвары Карауловой, обвиняемой в попытке присоединиться к запрещенной в России террористической группировке «Исламское государство», теперь вместе с Сергеем Бадамшиным и Гаджи Алиевым будет адвокат Илья Новиков, ранее защищавший украинскую летчицу Надежду Савченко.

Тем временем на предыдущем заседании Московского окружного военного суда стало известно, что двое мужчин, пытавшиеся пересечь сирийско-турецкую границу вместе с Карауловой, ранее были приговорены к реальным срокам лишения свободы. Как следует из приговоров, оглашенных судьей во время заседания, турецкие спецслужбы задержали мужчин на границе в июне прошлого года. Уроженца Урус-Мартана Ахмаева приговорили к пяти годам колонии общего режима, уроженца Грозного Гарсултаева — к трем годам колонии-поселения. Однако судья не уточнил, когда и каким судом были вынесены приговоры.

Согласно информации на сайте Урус-Мартановского городского суда, суд признал обоих виновными по ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 208 УК РФ (приготовление к участию в незаконном вооруженном формировании). В дальнейшем приговор изменил Верховный суд Чечни, но информации об этом на сайте суда нет.

В. Ч.

Где, кого, за что

Наказание за «лысого карлика»

Тверской областной суд оставил без изменений приговор Пролетарского суда Твери от 11 августа, согласно которому Шамиль Казаков получил 10 месяцев исправительных работ за «оскорбление представителя власти». Как уже ранее сообщала «Новая», потерпевший — сотрудник кадровой службы Тверского УМВД Анатолий Тесленко, названный в опубликованном Казаковым видеоролике «лысым карликом с комплексом бонапартизма». Видео появилось в Сети после того, как Казакова, татарина по национальности, отказались принимать на службу в тверскую полицию. Причем все проверки он прошел, но в конце в неформальной беседе ему намекнули, что на службу в полицию не берут (согласно негласной установке) «чеченцев, лиц кавказской национальности, татар и мусульман». О чем Казаков и сделал видеосюжет.

Адвокат Светлана Сидоркина сказала «Новой», что позиция защиты осталась прежней: кадровик Тесленко не является представителем власти, поскольку не может указывать тем, кто не находится непосредственно у него в подчинении: «Мы обратимся в ЕСПЧ, но и внутри страны будем обжаловать этот приговор, вплоть до Верховного суда».

«Война» против России

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил компенсацию в 1300 евро матери участника арт-группы «Война» Леонида Николаева за его арест в 2010 году (сам Николаев, обжаловавший содержание под стражей, погиб в 2015 году). Юрист Дамир Гайнутдинов, представляющий родственников Николаева, сообщил, что компенсация морального вреда присуждена за нарушение статьи 5 Европейской конвенции, гарантирующей право на свободу и личную неприкосновенность.

[object HTMLElement]

Также Николаев принимал участие во многих резонансных акциях арт-группы «Война», включая акцию «*** в плену у ФСБ», за которую группе была присуждена премия «Инновация».

Библиотечное дело

Мещанский суд Москвы отказался вернуть в прокуратуру уголовное дело в отношении директора Библиотеки украинской литературы Натальи Шариной, обвиняемой в экстремизме и растрате. К слушаниям по существу дела суд приступит 2 ноября.

Адвокат обвиняемой Иван Павлов отметил, что размытые формулировки в обвинительном заключении не дают понимания того, от чего нужно защищаться: «Обвинение не раскрыло существо тех претензий, которые они предъявляют». Кроме этого защитник рассказал, что во время обыска в библиотеке «был хаос»: кто-то подкидывал книги, которые не имеют библиотечного штампа. Всего в обвинении значатся около 25 книг, в каждой из которых эксперты нашли экстремистскую направленность.

Также адвокат отметил, что в деле есть заинтересованные лица: так, в качестве понятого при обыске проходил муниципальный депутат Москвы Дмитрий Захаров, как раз и написавший на Шарину донос.

Домашний арест Шариной продлен до 28 апреля 2017 года.

Напомним, в октябре 2015 года в Библиотеке украинской литературы в Москве прошли обыски. Директора библиотеки поместили под домашний арест по обвинению в возбуждении национальной ненависти и вражды. Позднее ей предъявили обвинение по ч. 4 ст. 160 УК (растрата). Сама Шарина вину не признает. А ее адвокаты говорят, что статью «растрата» прицепили, когда стало понятно, что основное дело разваливается.

Пытливые попались

20 октября судья Волгоградского областного суда Галина Данилина отказала в удовлетворении жалобы правозащитника Игоря Нагавкина по поводу взятия его под стражу. Об этом «Новой» рассказал его адвокат Валерий Шухардин: «Судья внимательно выслушала и меня, и моего подзащитного, причем Игорь на суде подробно рассказал о пытках после задержания, у меня есть аудиозапись, которую мы расшифруем и опубликуем в ближайшее время».

Судья Данилина оставила в силе решение о взятии Нагавкина под стражу, лишь сократив срок содержания до 16 ноября (изначально срок был до 29 ноября). Сейчас Игорь Нагавкин содержится в СИЗО-5 города Ленинска Волгоградской области.

Волгоградский правозащитник Игорь Нагавкин был задержан 29 сентября и впоследствии арестован Дзержинским судом г. Волгограда. Ему инкриминируют покушение на кражу содержимого ломбарда. Коллеги Нагавкина (в частности, правозащитник Лев Пономарев) уверены: преследование Нагавкина — месть за его правозащитную деятельность. Родные Нагавкина утверждают, что изъятые в ходе обыска драгоценности оперативники подбросили, воспользовавшись тем, что члены семьи не смогли следить за их действиями. К тому же понятые, по словам родных, были пьяны.

Штрафные

Верховный суд Северной Осетии частично удовлетворил жалобу главы комитета «Голос Беслана» Эллы Кесаевой, которая в начале сентября была задержана во время панихиды в память о погибших в результате теракта 2004 года. Тогда полиция отправила в отделение нескольких родственниц погибших, выражавших свое мнение по поводу позиции российских властей. Кесаевой назначили наказание в виде 20 часов исправительных работ. Верховный суд республики заменил их штрафом в 10 тысяч рублей.

«Но это противоречит моей жалобе, — говорит Кесаева. — Я не просила заменить обязательные работы на штраф. Я просила отменить постановление как незаконное. Судья Кокаева Назират Васильевна посчитала наши футболки несанкционированным митингом. Своим решением утвердила постановление суда первой инстанции. По поводу ночного судилища (суд первой инстанции судил женщин ночью. — Ред.) судья Кокаева рекомендовала нам обратиться в квалификационную коллегию судей: «Это не в компетенции Верховного суда». Это первое решение по 12 административным протоколам».

На следующий день Верховный суд изменил наказание еще одной участнице акции в Беслане. Вместо 20 часов исправительных работ Светлане Маргиевой назначен штраф в пять тысяч рублей. Матери погибших намерены обжаловать решение.

Няня-убийца

Хорошевский суд Москвы приступил к рассмотрению уголовного дела в отношении Гульчехры Бобокуловой, которая убила 4-летнюю девочку, а затем подожгла квартиру ее родителей. Бобокуловой вменяют преступления, предусмотренные п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего), ч. 2 ст. 167 УК РФ (умышленное уничтожение чужого имущества путем поджога) и ч. 1 ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение о взрыве). Прокуратура на первом заседании 24 октября потребовала применить к Бобокуловой меры медицинского характера — принудительное лечение. Та была не против.

39-летняя обвиняемая общалась с судьей через переводчика. Общий ущерб от пожара, который обвиняемая устроила в квартире после убийства ребенка, составил около 6,5 млн руб. (5,057 млн руб. супругам Владимиру и Екатерине Мещеряковым и 1,48 млн руб. владелице квартиры Светлане Скачковой). По словам представителя Гульчехры Бобокуловой Александра Говердовского, потерпевшие подали иск о возмещении ущерба.

Допрос потерпевших прошел в закрытом режиме. Спустя полтора часа конвоиры вывели из зала суда обвиняемую, за ней зал покинула переводчик Фарида Ханифова, которая сообщила журналистам, что Бобокулова признала свою вину. Это подтвердил и представитель обвиняемой.

По данным следствия, гражданка Узбекистана Гульчехра Бобокулова, задержанная 29 февраля этого года с головой ребенка в руках и угрожавшая взорвать себя возле станции метро «Октябрьское Поле», была в невменяемом состоянии. В момент задержания она заявила о связи своих действий с военным вмешательством России в конфликт в Сирии, а убить ребенка, по ее словам, ей «приказал Аллах». В рамках уголовного дела проводилась комплексная стационарная психолого-психиатрическая экспертиза, из выводов которой следует, что Бобокулова страдает хроническим психическим расстройством.

По данным узбекских правоохранителей, Бобокулова ранее состояла на психиатрическом учете.

Подготовили Александра Букварёва, Вера Челищева

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow