Сюжеты

Человек из Ламанчи

Ушел из жизни артист Владимир Зельдин

Фото: РИА Новости

Культура

«Новая газета»редакция

3

 Старейший в театральном сообществе России (и в кинематографическом, несомненно, тоже), старейший из всех действующих актеров мира (он выходил на сцену Театра армии и после 100-летнего юбилея, последний фильм с его участием вышел в 2015 году!) — народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдин скончался в Москве 31 октября 2016 года.

И ушел он со сцены, из жизни — в возрасте 101 года.

Владимир Михайлович родился в Тамбове, в семье капельмейстера Томского пехотного полка, в 1915 году. Трубач в оркестре, несостоявшийся танцовщик балета (отец не пустил в училище Большого театра, но балетная легкость и изящество будут видны на сцене и в 90-летнем «первом сюжете», а Учитель танцев в пьесе Лопе де Вега станет одной из его главных ролей — и играть ее Зельдин будет с 1946 по 1975 год), молодой актер театра Моссовета — он станет известен всему СССР в 1941-м, после выхода комедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». Роль дагестанского пастуха Мусаиба, ударника, премированного поездкой на Выставку достижений народного хозяйства, дуэт с Мариной Ладыниной и быстро разлетевшаяся по стране песня «Друга я никогда не забуду…» составит его первую славу. С изяществом и достоинством Зельдин пронесет ее через ХХ век, возвращаясь к кинозрителям блестящими работами в «Карнавальной ночи», «Дяде Ване», «Женщине в белом», «Десяти негритятах».

С 1945 года он играл на циклопической сцене Театра Армии, пройдя 70-летний путь от щеголеватых персонажей шекспировских комедий до чеховского профессора Серебрякова. Он был поручиком Ржевским в первой постановке легендарной пьесы «Давным-давно» 1945 года — и Кутузовым в «Давным-давно» 2005-го. Но главной, бенефисной ролью Зельдина последних лет стала пара двойников  — Сервантес и Дон Кихот в мюзикле Д. Вассермана и Дж. Дэриона.

Спектакль по золотому сценическому хиту 1970-х был поставлен Юлием Гусманом в Театре Армии в 2005-году, к 90-летнему юбилею Владимира Зельдина.

Зельдин уже тогда казался нездешним, полусказочным персонажем — с его четкой пластикой, насмешливой любезностью, великолепной русской речью, принесенной из 1910-х. Он был пылок и грозен. Он порхал по огромной сцене ЦТСА (где, по театральной легенде, может легко развернуться танк), наматывая несколько километров за вечер, держа на плечах ржавую кирасу, на голове — шлем из бритвенного таза, в руке — копье. Он блистал — и нес на себе этот длинный, музыкальный, физически затратный и для молодых актеров спектакль.

 И когда перед финалом 90-летний юбиляр пел у рампы, воздымая копье, свою главную арию: «Это я, Дон Кихот, человек из Ламанчи, позовите меня — я приду…» — зал встал, приветствуя живое торжество театра и человеческого духа.

…Кстати: это была далеко не последняя премьера Владимира Михайловича.

Ушел живой знак традиции. Эталон изящества, нездешних манер и веселой стойкости перед лицом всех времен, какие ему достались — с 1915 по 2016 год.

«Новая газета» приносит соболезнования семье и коллегам артиста.

Отдел культуры

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera