Комментарии

Три версии семейной драмы от ненадежных свидетелей

Триллер «Девушка в поезде» Тейта Тейлора выходит на российские экраны

Кадр: КиноПоиск

Этот материал вышел в № 124 от 7 ноября 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

2
 

Роман британской писательницы Полы Хокинс продержался на первой строчке списка бестселлеров The New York Times почти два месяца. Рекордное число продаж — чем не повод для экранизации.

Рейчел (Эмили Блант) топит в алкоголе неприкаянность и неустроенность после развода. Ежедневно она ездит в город на поезде, из окна которого наблюдает за уютным домом, в котором жила когда-то со своим мужем Томом, следит за буднями соседей — гармоничной супружеской парой. Их завтраками. Их вечерними посиделками у очага и барбекю. «Жизнь чужих» представляется идеальной, подглядывание — неплохой психотерапией. Но однажды вуайеристка Рейчел заметит на балконе той самой идеальной пары блондинку в объятиях другого мужчины. Почему-то это неприятное открытие станет настоящим шоком и буквально вытолкнет ее из поезда. И когда блондинку Меган объявят пропавшей без вести, в ее исчезновении обвинят Рейчел. А Рейчел будет мучительно вспоминать: что же собственно произошло, когда она в нервном и пьяном угаре мчалась навстречу чужой ли, собственной судьбе? Чужой ли беде?

Зрителю предложен примерно тот же путь. Сюжет будет складываться как мозаика с белыми пятнами, как история, рассказанная ненадежным свидетелем.

И фильм, и книгу еще в момент съемок сравнивали с «Исчезнувшей» Дэвида Финчера — фильма по отличному роману Гиллиан Флинн. В обеих экранизациях искали бесследно пропавших девушек, брак представал историей наваждения, и иллюзии в опасной дозировке смешивались с реальностью. Но у Финчера на саспенс работал каждый завиток сюжетных хитросплетений. Завораживающий триллер «Исчезнувшая» был начинен цепкими, точными деталями, держал напряжение, ритм.

История «Девушки в поезде» рассказана с точки зрения трех молодых женщин: потерявшей «семейный рай» из-за пагубного пристрастия к алкоголю Рэйчел (Эмили Блант), пытающейся сохранить семью Анне (Ребекка Фергюсон играет новую жену Тома) и надеющейся создать семью Меган (Хейли Беннетт в роли пропавшей девушки). И вот что интересно: все три версии происходящего мы слышим из уст недостоверных рассказчиков. Потому что и в фильме Тейлора, и в романе Хокинс — объективной правды не существует. Правда — это сумма субъективных восприятий зыбкого мира, который порой и сам в себе не уверен.

Временами кажется, что сдвигающий триллер в сферу семейной психодрамы режиссер Тейт Тейлор на время съемок сам превратился в женщину. Вторая половина фильма — микст мелодрамы и социального хоррора — больше напоминает многочисленные сериалы на тему «Все мужики сво…».

Картина Тейлора еще одна трепанация института брака. Концентрация нехорошей действительности, где доминируют мужчины и страдают женщины. Увы, персонажи, которых мы вместе с Рейчел поначалу рассматриваем из окна поезда, даже при дальнейшем приближении, так и останутся незнакомцами, встреченными нами на полустанке.

Другое дело, Рейчел. Благодаря тонкой, вдумчивой работе Эмили Блант (номинация на «Оскар» ей скорее всего обеспечена), ее героиня вызывает подлинное сочувствие. Блант играет потерянную и теряющую почву под ногами женщину за тридцать. Оказавшуюся в мрачном туннеле кризиса одиночества и зависимости. И вряд общество анонимных алкоголиков может помочь ей выбраться из этого кризиса.

Для Рейчел ее иллюзорность, жизнь воображаемая — способ заглушить обиды жизни реальной, чтение чужих окон — спасение от себя самой. Вот она и зависла где-то на полпути между представляемым и настоящим. Переливает чудодейственный алкоголь в бутылку из-под питьевой воды, пытаясь забыться в грезах, оборачивающихся кошмаром.

И когда вы покинете кинозал, вам будут вспоминаться не сюжетные зигзаги социального психотриллера, а это тревожное лицо в окне поезда, мчащегося в никуда. Этот напряженный взгляд, пытающийся различить в туманной яви счастье — а не беду, правду — а не ложь.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera