СюжетыОбщество

Пилоту готовили посадку

В Казани суд присяжных оправдал молодого летчика, обвинявшегося в двойном убийстве 13-летней давности

Этот материал вышел в номере № 126 от 11 ноября 2016
Читать

В Верховном суде Татарстана оглашен вердикт присяжных по делу о загадочном убийстве двух жителей города Тетюши, случившемся в 2003 году. Напряжение в зале заседаний было столь велико, что вердикт удалось дочитать только со второй попытки — после начала его оглашения присяжный заседатель под номером 6 лишился чувств и не смог устоять на ногах. Объявили перерыв, вызвали скорую, а родственники обвиняемого Сергея Сенина, в свою очередь, приняли дополнительную дозу успокоительных таблеток. Чтение вердикта продолжили уже без 6-го присяжного и наконец дошли до слова «невиновен».

Итак, убийство в волжском городке случилось в 2003 году, а суд вершился в 2016-м. Можно подумать, что целых 13 лет правоохранительные органы кропотливо изучали следы и улики, накапливали неопровержимые доказательства и в итоге передали в суд такое убедительное обвинение, что наказание для убийцы оставалось только оформить процессуально: стрелял, такой-сякой, в невинных людей — получай пожизненный срок. Но — ничего подобного. Из 12 присяжных 11 не увидели в деле доказательств того, что стрелял Сергей Сенин. И даже то, что он был на месте преступления, ничем объективно не подтверждалось.

Дело это трудно изложить по порядку, поскольку порядка в нем никакого нет. «Новая газета» дважды писала об этом, но все же надо напомнить читателям, что произошло и что чуть не произошло. Летом 2003 года один из тетюшских предпринимателей уехал с семьей на свадьбу в Набережные Челны. Присмотреть за особняком он поручил брату и наемному работнику. Ночью они оба были застрелены некими злоумышленниками, проникшими в дом и неудачно попытавшимися вынести сейф с предполагаемой крупной суммой денег. Преступники (а может, это был один человек) практически не оставили следов, свидетелей случившегося тоже не оказалось. И милиция пошла по известному пути: стала хватать тех, кто поближе, и добиваться признаний. Чистосердечных, разумеется.

В конце концов выбор пал на Сергея Сенина, в ту пору 19-летнего студента педагогического училища, и двух его приятелей. Узнав, что на допросах в милиции упоминают его сына, и учтя особенности нашего правосудия, Александр Сергеевич Сенин, бывший пилот гражданской авиации, спрятал Сергея в другом городе, и целых три года тот находился в розыске. Все это время отец ходил по кабинетам и доказывал, что у сына твердое алиби: в ночь трагических событий он с двумя приятелями был на виду у посетителей бара, а в установленный час стрельбы его «Жигули» с теми же приятелями-пассажирами останавливали сотрудники ГИБДД, что легко подтверждается.

После длительных мытарств Сенин-старший добился приема у тогдашнего прокурора Татарстана Кафиля Амирова. Опытный прокурор вник в ситуацию и предложил: пусть Сергей выйдет из укрытия и даст показания. В апреле 2006 года прокуратура прекратила уголовное преследование Сергея Сенина и признала его право на реабилитацию. Он даже получил через суд денежную компенсацию за моральный ущерб…

Прошло 10 лет. Сергей выучился на летчика, работал в авиакомпании в Магадане, поступил в Академию гражданской авиации в Санкт-Петербурге. И вот в феврале нынешнего года он отправился на Волгу навестить родителей и по приезде, прямо на вокзале, на него надели наручники. Как оказалось, постановление о прекращении уголовного преследования Сенина отменено в связи с тем, что появились доказательства о его причастности к преступлению. Откуда же взялись эти доказательства, если никаких следственных действий 10 лет не проводилось? Более того, за это время куда-то пропали немногие вещественные доказательства, собранные ранее: изъятая одежда Сенина, слепок со следа обуви, видеокассеты с записями показаний… В общем, нет ничего, а пистолет, из которого, по версии следствия, стрелял Сенин, вообще не был найден.

Зато в деле вдруг появились очевидцы. Оказывается, два человека хорошо видели, как Сенин прицельно стрелял то в одну, то в другую жертву. Хорошо видели даже в темном помещении. Даже сквозь чулки без прорезей для глаз, натянутые на головы. Почему очевидцы оказались в чулках? Да потому что они, по их искренним признаниям, сами участвовали в ограблении — вместе со своим товарищем Сениным. И чтобы создать общее алиби, сидели с ним в ту ночь в баре и ездили по городу на его «Жигулях». Но через 13 лет совесть их загрызла и больше они не хотят ничего скрывать.

Что же это за очевидцы, решившиеся как соучастники стать обвиняемыми? В нашей июльской публикации мы называли их имена: Радик Гатауллин и Николай Козлов. И вот в суде обвиняемый Козлов давал показания из прозрачной клетки — он отбывает наказание за некое другое преступление, и его сюда конвоировали. А обвиняемый Гатауллин, давший подписку о невыезде, сидел в первом ряду — за истекшее время он уже отбыл срок за то, что в нетрезвом виде уселся за руль и насмерть задавил человека. С точки зрения защиты, оба они в силу своей зависимости от правоохранительных органов представляли податливый материал для любых манипуляций.

Козлова с Гатауллиным присяжные оправдали по данному делу, как и Сенина, хотя они старательно излагали версию с ограблением и своим участием в нем. Понятно, убийство оба на себя не брали. Это, дескать, Сенин. А они только денежки хотели прибрать. И тот и другой путались в деталях, не могли ответить на простые вопросы защиты, и концы с концами в их повествованиях явно не сходились. И присяжные, видимо, постепенно убеждались, что ни в чем таком они не участвовали и рассказывают в суде небылицы. Явись сторона обвинения с такими козырями, как Козлов и Гатауллин, в обычный суд, Сенин вполне мог отправиться в колонию надолго или даже навсегда. Но тут — суд присяжных…

— Институт суда присяжных себя оправдывает, — сказал «Новой газете» один из защитников Сенина, адвокат правового центра «Человек и закон» Дмитрий Макоклюев. — Мы доверили судьбу нашего подзащитного людям, не являющимся юристами и полагающимся в своих решениях на справедливость и здравый смысл. И не ошиблись. В минувшем году в России суды присяжных вынесли 65 оправдательных приговоров. Статистики за нынешний год еще нет, но можно сказать, что мы на нее поработали.

Сергей Сенин, освобожденный из-под стражи в зале суда, сказал, что он тоже надеялся на справедливое решение присяжных.

— Правда, сомнения закрадывались, — признался он. — Что это за люди? Кто их нашел и собрал? Не окажут ли на них какое-то воздействие?

На вопрос, как он теперь будет относиться к своим бывшим товарищам Козлову и Гатауллину, чуть не отправившим его в колонию, Сергей ответил, что он — человек верующий и полагает, что те ответят за это не перед ним, а перед Божьим судом.

Следственному комитету не удалось раскрыть давнее убийство, но, надо полагать, дело не будет списано в архив. Поиски убийцы (или нескольких убийц?), видимо, будут продолжены, и, как выясняется, это опасно не только для преступников.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow