СюжетыПолитика

Разворот по тревожному письму

Белорусский самолет вернули в Киев из-за того, что в СБУ прочитали «переписку Суркова»

Похоже, точка в белорусско-украинском авиаконфликте наконец поставлена. Петр Порошенко в пятницу в телефонном разговоре извинился перед Александром Лукашенко (правда, на официальном сайте президента Украины говорится лишь о состоявшемся телефонном разговоре), «Украерорух» заявил, что компенсирует «Белавиа» убытки. Но «осадочек остался». Вернее, вопрос: зачем нужно было врать?

23 октября рейс «Белавиа» Киев—Минск вылетел из аэропорта «Жуляны» по расписанию, но за 50 километров до входа в воздушное пространство Белоруссии украинский авиадиспетчер потребовал от экипажа вернуться в Киев и пригрозил поднять в воздух истребители. Самолет вернулся, гражданин Армении Армен Мартиросян был снят с рейса для досмотра багажа (он вылетел из Киева следующим рейсом). Снять Мартиросяна потребовала СБУ. Всякое бывает. Не из-за этого возник конфликт.

После того как «Белавиа» опубликовала официальный пресс-релиз и рассказала об инциденте, «Украерорух» в ответ промолчал, но начальник аппарата главы СБУ Александр Ткачук заявил на следующий день, что никакой угрозы не было. Причем заявил патетически: «Я думаю, что немного абсурдно считать, что наши военные летательные аппараты могут быть применены против гражданского борта».

В начале ноября, после расшифровки бортовых самописцев, «Белавиа» обнародовала запись переговоров командира экипажа и украинского диспетчера. Разговор звучит отчетливо:

— «Белавиа» 840, поступило указание: вам необходимо вернуться в аэропорт вылета «Жуляны». За невыполнение будет поднята боевая авиация на перехват.

— А что случилось такое?

— В эфир я не могу передать, по прибытии все узнаете.

После этого «Украерорух», не комментируя запись, пообещал выплатить «Белавиа» компенсацию, а СБУ замолкла на несколько дней. И в пятницу, 11 ноября, после разговора Порошенко и Лукашенко начальник департамента защиты национальной государственности СБУ Анатолий Дублик рассказал на брифинге, зачем СБУ так понадобился Мартиросян.

Дублик заявил, что Армен Мартиросян «является лицом, напрямую контактирующим с участвующими в акциях протеста в рамках реализации разработанного в России плана дестабилизации обстановки на Украине украинскими общественными организациями». То есть «антимайдановец» — именно так его и называли в украинских СМИ. А более подробную информацию СБУ получила из электронных писем помощника президента России Владислава Суркова (непонятно лишь, имеется в виду взлом его почты украинской хакерской группой «Киберхунта» или хакерами из самой СБУ).

«Контакт с политическими движениями в нашей стране, а также отдельными общественными организациями, участвующими в акциях протеста, как правило, вслепую либо за материальное вознаграждение, осуществлял гражданин Армении Мартиросян, — сказал Дублик. — При этом враг рассчитывает и на эффективность использования вслепую активности ряда общественных и политических движений».

Сверхбдительность украинских спецслужб понятна. Непонятно другое: зачем все-таки было врать, будто не было никакой угрозы поднять в воздух истребители, если все разговоры все равно записываются и вранье будет разоблачено? Законного повода для использования военной авиации, конечно, не было: все причины для перехвата гражданского судна записаны в Чикагской конвенции, и белорусский рейс никак в эти причины не вписывается (неопознанное судно, вход в чужое воздушное пространство без разрешения, отклонение от маршрута без причины, незаконная перевозка товаров и лиц, противоречащих законам страны). Последнее еще можно было бы притянуть, вот только перевозка пассажира Мартиросяна была законной: билет купил, таможенный и пограничный контроль прошел. Так что оснований для перехвата и для угроз перехвата не было.

Минск

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow