КомментарийКультура

Человек без ружья

Новую драму Мэла Гибсона «По соображениям совести» можно было бы назвать военной, если бы она не была декларативно пацифистской

Человек без ружья
Кадр Youtube
После пары скандалов и гомофобских реплик Гибсон оказался персоной нон грата в Голливуде. Даже актерских работ после 2006 года было наперечет. Тем более что 60-летний дядюшка-террибль, названный родителями католиками-традиционалистами в честь Святого Мэла, по-прежнему не особенно почитает евреев, геев, воюет со стволовыми клетками и прочей ересью. В Европе же непримиримого Мэла по-прежнему любят, и его новый фильм «По соображениям совести» был принят на Венецианском фестивале овациями.

Сюжет картины настолько изумляет, что оправдание у него только одно: все, что рассказывается в фильме, — правда.

Это реальная история первого в США формального отказника, адвентиста Седьмого дня Десмонда Досса (Эндрю Гарфилд — «Человек-паук» — здесь сыграл свою лучшую роль). Юноши, записавшегося добровольцем на фронт, но по религиозным соображениям отказавшегося носить оружие.

Поначалу видишь чубастого чудака с глуповатой улыбкой. Чрезмерно наивного, романтичного. Который несется спасать придавленного автомобилем недотепу. До головокружения влюбляется в миловидную медсестру. И когда этот списанный из старых голливудских фильмов романтик и патриот узнает о нападении Японии на Пёрл-Харбор, то сразу записывается добровольцем. Однако, как настоящий католик, Досс хочет не убивать, а защищать. И, как подлинно верующий, ни на пядь не отступит от принципов. Когда все однополчане, все военное начальство соберется с силами, вынуждая Десмонда взять в руки ружье, он не отступится. Это очень в духе кинематографа Гибсона, автора «Страстей Христовых», главная идея которого в том, что вера сильнее коллективного мнения, жестоких наказаний, военных трибуналов, унижений, насилия. Досс не протянет руки насилию. Он не уклонист — сам пошел на фронт по зову совести. Но он не пройдет курс стрельбы, не прикоснется к ружью. И даже в кромешном пекле не преступит главной заповеди — «Не убий!».

Первая часть фильма елейно благостная, сосредоточенная на жизни городка Линчберг, на жизни семьи Десмонда (его отец, плотник, так и не оправился от психологической травмы Первой мировой), — призвана контрастировать с огромной кульминационной сценой: битвой за Окинаву. Битвой, прозванной историками «стальным тайфуном» за интенсивность артобстрелов. 100 000 убитых японских солдат, 12 тысяч союзников и 38 тысяч раненых.

Для Гибсона эта почти 40-минутная часть — торжественная и страшная оратория войны. Режиссер «Апокалипсиса» не жалеет ни красок, ни зрителя. Вы хотели зрелищной героики — получите! Обглоданные войной тела, разорванные, выпотрошенные останки, вывороченные наизнанку трупы. Пожалуй, такого убедительного в своей зрелищности кошмара смертельной оргии на экране еще не было. Главный режиссерский прием в изображении экспрессивной бойни — внезапное превращение человека в мясо. Группы людей — в гору мяса. Пылающий огонь из огнеметов мгновенно готовит из бойцов дымящееся мясо. Кажется, сам экран источает этот нестерпимый запах гари и тлена. И жирные крысы снуют меж трупов, не опасаясь еще корчащихся от боли живых.

И вот в этом аду, в Дантовых объятиях пламени и кипящей крови, снует не богатырского сложения человек. Без оружия. Его «Храброе сердце» укрыто маленькой Библией. Он ползет и перевязывает. Вкалывает морфий. Тащит к спасительной отвесной стене с морской грузовой сетью полуживых солдат. Спускает их на веревке. Своих и японцев.

Гибсон не просто восхищается непререкаемой силой духа и упорством своего героя. Он проводит тонкую красную линию в понимании долга Досса и японцев. Японский офицер после поражения совершает сэппуку, торжественный ритуал пренебрежения смертью, после которого офицера, восстановившего свою честь, обезглавливают его солдаты. Досс тоже пренебрегает смертью. Снова и снова возвращается под «стальной ливень», на линию огня снайперов, ищет еще живых солдат, оставленных умирать. У него черное от копоти, залитое чужой кровью лицо.

«Чисто святой» — скептически решит зритель. И будет обескуражен документальным признанием реального Досса, спасшего 75 солдат: «Тогда я молил Бога только об одном. Спасти хотя бы еще одного!»

И хотя фильм пропитан фирменной, временами чрезмерной гибсоновской патетикой и натурализмом, режиссер упивается не демонстрацией кошмарных сцен и ужасных ран. Прежде всего он восхищен чудом стоицизма одного в бранном поле — воина мира. В этом своевременность картины. И дело не в «Оскарах», которые, очевидно, светят вернувшемуся со щитом боевитому режиссеру и его актеру, перевоплотившемуся в скромного национального героя. А в той важной теме, которую Гибсон поднял. Когда безумным, не от мира сего, придурком объявляют нежелающего убивать. Когда с ним готовы расправиться его же друзья. Его соотечественники. Значит, пришло время войны. Вполне себе актуальный сюжет, особенно в пору воинствующей риторики и новых войн, от которых мир способны удержать лишь редкие одиночки.

P.S.

P.S. Медбрат Десмонд Томас Досс удостоен высшей военной награды — медали Почета. «Я бы променял получение этой медали, — сказал президент Трумэн, — на свой президентский пост». Сказал и спешно занялся своими президентскими обязанностями: инициировал бомбежку Хиросимы и Нагасаки, сформулировал доктрину, провозгласившую начало холодной войны.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow