СюжетыОбщество

«Это не шлепки, а преступление против личности»

Адвокаты и правозащитники — о второй попытке законодателей декриминализировать побои в семье

В Госдуму во второй раз за год внесли законопроект о декриминализации побоев в семье. Сейчас депутаты вообще предложили исключить «побои в отношении близких лиц» из числа преступлений. За действия, «причинившие физическую боль, но не повлекшие последствий», предлагается наказывать обязательными работами до 360 часов или исправительными работами на срок до года. Документ в Госдуму внесла группа депутатов и членов Совфеда. Среди авторов называют Ольгу Баталину.

«У людей вызывало объективное недоумение, почему конфликты внутри семьи, нанесение побоев в отношении родственников, является преступлением, а такие же действия, совершенные на улице, — только административным правонарушением. Наш законопроект предлагает эту коллизию устранить», — объясняет сейчас депутат Баталина.

По ее словам, насилие важно предотвратить, а для этого — «оставить людям шанс на примирение и восстановление отношений». А вот если побои в семье происходят неоднократно, то тогда уже они «повлекут уголовное наказание».

Статья «Побои» (116 УК РФ) была частично декриминализована в июне 2016 года в рамках либерализации законодательства. От уголовного преследования за избиение без вреда для здоровья освободили всех, кроме ближайших родственников.

Нынешняя инициатива депутата Ольги Баталиной, как и ее объяснение, практически в точности повторяют слова сенатора Елены Мизулиной, которая в июле 2016 года тоже бралась устранить несоответствие в законодательстве: «За шлепок в семье можно получить до двух лет и клеймо уголовника на всю жизнь, а за побои на улице — штраф до 40 тысяч рублей. Такая ситуация недопустима. Необходимо править уголовный закон и убирать эти абсурдные положения».

Мизулина тогда называла домашнее насилие «не главной семейной проблемой» в России. «Грубость — низкий уровень культуры общения, нет ласки, нет уважения — особенно со стороны женщины, этот фон задает женщина в семье: уважение к супругу, авторитет в семье — это обязательно. Мы, женщины, — слабые создания, нам все можно. Мы там не обижаемся, даже когда, видите, бьют, бьет мужчина свою жену, — такой обиды нет, как если обидеть, унизить мужчину. Мужчину унижать нельзя», — удивила журналистов тогда сенатор.

Но правительство законопроект Мизулиной в июле отклонило, указав в отзыве, что сенатор в пояснительной записке не сослалась на статистику, свидетельствующую о необходимости предлагаемых изменений.

Новая инициатива о декриминализации семейных побоев — кажется, вновь не подкрепленная статистикой — создает впечатление, что Елена Мизулина (с ее удивительным взглядом на «обиды» и унижение в российской семье) просто скрылась за анонимную формулировку «член Совфеда», предложив новой Думе то, что уже отклоняло правительство.

Не стыдно признаться

«Закон о шлепках», который готовится рассмотреть Дума, лишь легализует тот порядок вещей, который укрепился в головах россиян: бить домашних — это нормально

Комментарии

Наталья Ходырева

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии поведения и превенции поведенческих аномалий СПбГУ

Одна из самых серьезных проблем просто замнется, и ее решение отодвинется еще дальше. Насилие в семье, между близкими людьми будет продолжаться, а это приведет к целому ряду серьезных последствий. Такое насилие может быть искусным — не приводить, например, к тяжким телесным повреждениям, но для пострадавших (как правило, это женщины), оно заканчивается тяжелыми психологическими последствиями, может приводить к развитию психосоматических и онкологических заболеваний. Кроме того, дети, наблюдающие ситуацию, когда в семье совершается насилие, получают паттерн такого поведения, воспринимают это как норму, которую позже воспроизводят уже в своих семьях. Домашнее насилие — серьезное преступление, оно должно быть признано именно преступлением и должно эффективно наказываться. Профилактика, наказание, помощь пострадавшим — вот три составляющие, без которых эту проблему не решить.

Мари Давтян

адвокат, соавтор проекта закона о профилактике семейно-бытового насилия

Переведение статьи «побои» в плоскость административных правонарушений изначально было ошибочным. Против этого выступали все, включая правительство. Потому что «побои» — это так называемый превентивный состав преступления. За побои необходимо наказывать, чтобы потом не произошло более серьезное преступление. И таким образом предотвратить эскалацию насилия. Если не проводить социальную профилактику, число более серьезных насильственных преступлений будет расти. А в России их и так совершается очень много, и значительная часть — именно в семье. Например, по статистике МВД, за 2015 год совершено 50 тысяч насильственных преступлений в семье — то есть, по одному преступлению каждые 12 минут. И это только те, по которым вынесены обвинительные приговоры. Так что для получения реальной картины эту цифру можно смело умножать на 10 и больше.

Когда уже частично декриминализованную статью побоях в семье стали называть «законом о шлепках» и трактовать как вмешательство в «дела семьи», — это в корне неверно. Речь совсем не о «шлепках», а о насилии, и, в первую очередь, в отношении несовершеннолетних. Побои в отношении несовершеннолетних всегда были уголовным преступлением. Это взрослый человек должен был сам решать, идти ему в суд или нет, если его побили. А в случае с несовершеннолетними полиция всегда должна была возбуждать дело автоматически. Пострадавшие, в случае выведения семейных побоев из УК, совсем перестанут обращаться в правоохранительные органы — это и раньше не особенно помогало, но в рамках уголовного дела можно было хоть как-то пытаться защитить пострадавшую, а в рамках административного процесса для этого вообще никаких механизмов нет.

Владимир Старинский

управляющий партнер «Старинский, Корчаго и партнеры»

— Принятие предложенного законопроекта, вопреки заявлениям его сторонников, не приведет к устранению неоднозначности толкования положений УК РФ: побои, нанесенные из хулиганских побуждений или по мотивам религиозной, расовой, социальной, политической и идеологической ненависти, будут по-прежнему считаться уголовно наказуемым деянием. Равным образом к числу преступлений все равно будут относиться побои, нанесенные гражданином, ранее уже привлекавшимся к административной ответственности. Самое главное, что может изменить предлагаемый законопроект — смягчение наказания за нанесение побоев родственникам. А вот тут следует помнить, что побои в семье часто приводят к совершению более тяжких преступлений: так, ежегодно от 12 до 14 тысяч женщин гибнет от рук своих законных супругов.

Марина Писклакова

директор центра по предотвращению насилия «Анна»

— Это шаг назад с точки зрения защиты пострадавших от насилия в семье. Статистики по побоям в семье фактически нет, потому что нет такого понятия «насилие в семье». Оно в первый раз было введено в этом законопроекте. Но проект меняют, не собрав никакой статистики. Сказать, сколько реально пострадавших — сложно. До 70% женщин, которые обращаются к нам, никуда дальше не идут. Скорее всего, просто не верят, что им могут помочь.

Ольга Юркова

исполнительный директор центра помощи пережившим сексуальное насилие «Сестры»

— Мы разговариваем с жертвами семейного насилия, а когда дело доходит до искового заявления, то направляем женщин в центр «Анна». Декриминализация побоев в семье развяжет руки людям, которые привыкли грубым способом разбираться с проблемами. Огромное количество женщин терпит домашние побои, но не выносят это на люди. Декриминализация еще больше усугубит ситуацию.

Сергей Водолагин

партнер, Westside Advisors

— Побои относятся к преступлениям против личности, а именно — к преступлениям против жизни и здоровья. Несмотря на отсутствие тяжелых последствий для здоровья потерпевшего, побои являются очевидным посягательством на его личную неприкосновенность, и поэтому, с моей точки зрения, декриминализация побоев является недопустимой, в том числе между близкими людьми. В целом неоправданно различать побои по основаниям и субъектному составу, как сейчас предлагается сделать: побои, нанесенные по идеологическим мотивам, — преступление, а побои, нанесенные между родственниками «от избытка чувств», — административное правонарушение. Побои, как посягательство на личную неприкосновенность, должны квалифицироваться как преступление, вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow