Интервью

«Спорт смотрят, чтобы болеть за своих»

Интервью генерального продюсера «Матч ТВ» Тины Канделаки

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Этот материал вышел в № 129 от 18 ноября 2016
ЧитатьЧитать номер
Спорт

Татьяна Васильчуккорреспондент

17

На днях «Матч ТВ» исполнился год. Учитывая то, что происходило с российским спортом за это время: от краха нашей футбольной сборной с уголовным фанатским подтекстом до допинговых скандалов с отстранением части нашей олимпийской команды и полной дисквалификацией паралимпийцев — проект можно признать состоявшимся...

«Матч ТВ», продвигая идеи «оспортизации» страны, умудрился обосноваться в рейтинговой сетке телеканалов в районе «Карусели» и «Домашнего». И это на том фоне, где отставка Виталия Мутко выглядит событием почти заурядным и закономерным, как бронза наших хоккеистов на чемпионате мира, а любое упоминание о достижениях отечественных атлетов отсылает болельщика к учебнику фармакологии.

Впереди у России чемпионат мира по футболу с нашей «нерасформированной» сборной, а совсем скоро — вторая публикация доклада Макларена о допинге в нашем многострадальном спорте. У «Матч ТВ» непростая задача по защите российских спортсменов…

Корреспондент «Новой» поговорила с генеральным продюсером и лицом «Матч ТВ» Тиной Канделаки о том, как канал может влиять на действия спортивных чиновников, нужны ли стране турниры, куда не пустили наших, и все-таки — является ли этот проект «Газпрома» «проводником» государственной политики по части спорта.

— Тина, в течение практически всего года при обсуждении «Матч ТВ» всплывала тема взаимоотношений с комментаторами. Сначала была эпопея с Василием Уткиным, потом уход с канала Дементьева, Андронова, Стогниенко. Сейчас снова поднялся шум, уже вокруг Тимура Журавеля, которого обвинили в предвзятом высказывании о судействе в матче «Урал» — «Терек». Не стала ли комментаторская история беспроигрышным пиар-ходом канала?

— Сложно было даже представить, что многие события «Матч ТВ» будут так детально обсуждать в СМИ. Это здорово, потому что вызывает активный интерес к спорту в целом и к жизни канала в частности. Я считаю, что это наша общая большая победа — про спорт никогда так активно не говорили. Мы спокойно к этому относимся. Люди, выбравшие публичную профессию, должны быть готовы к тому, что любая (и даже — частная) информация может стать достоянием общественности.

— Но не так давно были введены особые правила для комментаторов, «рамки» из списка слов, которые запрещено произносить в эфире.

— Ситуация была передернута. Письмо адресовалось не комментаторам, а продюсерам, работающим с ведущими прямого эфира. Посыл письма был в том, что ведущим нужно обратить внимание на использование спортивной терминологии. Почему? Потому что программу, например, «Все на Матч!» утром, днем и вечером смотрят люди, которые могут не знать спортивной терминологии! Ведущие должны отличаться образным и цветистым русским языком, понятным любому телезрителю любого возраста из любого региона нашей страны, учитывая федеральный охват «Матч ТВ». Работа комментатора может допускать профессиональный жаргон, хотя словосочетания «валидольный матч», например, все же лучше избегать

Вас вообще-то часто ставят в положение оправдывающейся стороны. Как бы вы оправдали «Матч ТВ», который во время допингового скандала занял официальную государственную позицию и выгораживал спортсменов, принимавших допинг?

— Это мнение, которое не соответствует действительности. Мы представили множество различных точек зрения и с разных сторон показывали эту тему. «Матч ТВ» был первым каналом в России, который сделал интервью с Диком Паундом (экс-глава WADA. — Ред.), с Родченковым (бывший директор Антидопингового центра, информатор WADA.Ред.), мы поговорили со Степановой (российская бегунья, информатор ВАДА. Ред.). Мы были первыми, кто ворвался в лабораторию в Лос-Анджелесе! (Смеется.) У нас есть большое количество сюжетов о тех, кто стоял у истоков WADA.

Есть эффект социальных сетей. Кто-то один раз написал: «У «Матч ТВ» есть только одна точка зрения — они защищают спортсменов». Дальше пользователи стали ее дублировать.

Представим такую ситуацию: сборную России в полном составе дисквалифицировали и не пустили на Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро. Как бы поступил «Матч ТВ»? Не показывал бы Олимпиаду?

— История не терпит сослагательного наклонения. Хотя, конечно, не совсем обычная была бы ситуация: ваша страна на глазах у всего мира исключена из Олимпиады… А за кого болеть-то тогда? Телезрители в России смотрят Олимпиаду зачем? Чтобы болеть за своих.

А как же известные олимпийские чемпионы, праздник, рекорды?

— Я очень сильно сомневаюсь, что люди болеют за рекорды. Я уверена, что люди болеют за людей. Может, вы болеете за рекорды. Но если говорить в целом, Олимпиада — это большое телевизионное событие, в котором россияне болеют за страну.

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Миссия канала — привить любовь к спорту каждому россиянину. А какое реальное наполнение у этой формулировки?

— Если говорить цифрами, то в настоящий момент аудиторные показатели телеканала «Матч ТВ» соответствуют нашему стратегическому плану, который утвержден на 2016 год. Этот год был успешным.

В число самых популярных спортивных событий среди зрителей телеканала вошли летние Олимпийские игры в Рио-де-Жанейро, чемпионат мира по хоккею, чемпионат Европы по футболу, Кубок мира по биатлону. Пиковая доля телесмотрения спортивных трансляций достигала 31,7% во время матча Финляндия — Россия на чемпионате мира по хоккею.

«Я, конечно, не могу повлиять на то, чтобы в стране было больше стадионов. И канал не может, но увеличить спортивное телесмотрение — в наших силах.»

Наша задача на ближайшие несколько лет — сформировать лояльную спортивную аудиторию, чтобы «Матч ТВ» стали воспринимать как платформу, где можно узнать все о спорте. Мы существенно расширили спортивное вещание, показали виды спорта, которые раньше не были представлены в федеральном эфире, создали качественную спортивную аналитику.

Естественно, надо поднимать уровень интереса к спорту. Но пока я не вижу общей стратегии, в которую входит серьезная фундаментальная реформа школьного образования. Я не вижу, например, большого разговора о том, каким должен быть спорт в вузе. А ведь культура боления зарождается еще с детства!

Мало кто любит уроки физкультуры и относится к ним серьезно. Они неинтересные. Прыгать через козла и подниматься по канату — это даже не смешно. Это убивает интерес. Ты уже начинаешь с иронией относиться к тому, как ты занимаешься спортом, дальше с ироний относишься к спорту, а дальше из тебя вырастает человек, который вряд ли ходит на стадион.

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Люди не ходят даже на новые красивые стадионы, если вспоминать только построенные Арену ЦСКА и арену «Краснодара»…

— Культуру боления нужно поддерживать и развивать. Пойти на стадион — в мире это аттракцион номер один. На него ходят семьями, с детьми.

Должен ли «Матч ТВ» вернуть эту культуру? Безусловно, но мы не можем быть одни. Нам нужна очень плотная работа с федерациями, Министерством спорта, новым вице-премьером.

Кроме того, наши спортсмены не привыкли быть селебрити. Например, Татьяна Навка. Она не просто олимпийская чемпионка, она — селебрити номер один в нашей стране. Но одной ее не хватает. Надо, чтобы таких звезд во всех видах спорта было много. Знают спортсменов — болеют за спортсменов. Не знают — не болеют.

Как «Матч ТВ» справляется с ситуациями, когда нет спортивного контента, не за кого болеть, в реальном времени? День без прямых трансляций — это день головной боли руководителей канала?

— Мы уже накопили контент, который можем ставить в эфир помимо трансляций: телезрители с удовольствием смотрят околоспортивные программы. Мужчины, которые привыкли исключительно к трансляциям, им уже недостаточно спорта в чистом виде: голы, очки, секунды. Им нужен анализ.

Вот вы, например, та аудитория, за которую я так борюсь, — 18–24. Мы стараемся привить интерес к околоспортивному контенту, и таким, как вы, в первую очередь, так как ваша возрастная группа отказывается от просмотра телевизора. (Смеется.)

Наша задача на ближайшие несколько лет — сформировать лояльную спортивную аудиторию, чтобы «Матч ТВ» стали воспринимать как источник, где можно найти исчерпывающую информацию о спорте.

— Но главный спортивный канал страны все-таки уступает в рейтинге «Карусели», «Домашнему» и многим другим каналам…

— Это неверное суждение. Рейтинг нужно анализировать с точки зрения аудитории. При анализе и планировании программной сетки «Матч ТВ» мы исходим из интересов своей целевой аудитории. По данным TNS Russia, «Матч ТВ» входит в десятку крупнейших федеральных телеканалов с долей телесмотрения 3,5% в мужской аудитории старше 18 лет.

Это как с посещаемостью на стадионах. Мы прекрасно понимаем, что дерби «Спартак» — ЦСКА соберет одно количество людей, а матч «Амкар» — «Крылья Советов» — другое. Мы же только-только начинаем «растить» продукты канала… Мы видим потенциал околоспортивного контента, и в частности форматов реалити, ситкомов и скетчей, и программ о спорте и спортсменах; планируем расширять жанры. Например, реалити-шоу «Бой в большом городе» не имеет аналогов на российском телевидении и демонстрирует хорошую динамику. По другим проектам в работе мы пока не раскрываем всех деталей, но вы сами все скоро узнаете: мы активно привлекаем к участию известных и популярных спортсменов, актеров и спортивных экспертов.

В первый год нашего вещания мы осветили полномасштабно и Евро, и Олимпиаду. Нужна высокая квалификация всех сотрудников, чтобы эти турниры отработать качественно.

«Матч ТВ» в шесть раз снизил объем сериалов и кино в программной сетке телеканала, наполнив эфир спортивными программами».

За прошедший год на канале вышло 50 документальных проектов: документальные циклы, тематические документальные фильмы и фильмы-портреты. Олег Борисович Добродеев, да и другие старшие коллеги, говорят мне, что наш год сойдет за три.

Фото: Влад Докшин / «Новая газета»

Как сейчас окупаются затраты «Матч ТВ»? Откуда канал берет деньги на трансляцию топ-чемпионатов, если не из государственного бюджета?

— В канал инвестирует холдинг «Газпром-Медиа», который не является государственным. Существует субсидия от государства для всех телеканалов на эфирное вещание в городах с населением менее 100 тысяч. Никаких других государственных средств канал не получал. Окупаться затраты могут с помощью заработка на рекламе и спонсорской поддержке. Безусловно, у нас есть отчетность перед акционерами. Мы учитываем финансовую составляющую любых событий.

Тина Канделаки в роли руководителя российского спорта — вы себе представляете такую картину? Еще совсем недавно вас сватали в вице-премьеры.

— Я просто вспомнила Ольгу Смородскую и последнюю программу «Культ тура». Ее спрашивают: «А вы могли бы возглавить «Динамо»?» Она поворачивается и говорит: «Я могу возглавить все».

«Слушайте, я была и остаюсь Тиной Канделаки. Я все равно для большинства людей селебрити. Буду я топ-менеджером, буду я бизнес-вумен, какие бы проекты я ни делала… Вы меня откуда знаете? Из телевизора. Вы же понимаете, что на меня кликали, кликают и будут кликать люди, потому что я известнее других людей.»

Мне приятно, что разговор о спорте в целом может становиться только шире. С разной коннотацией, но это неважно. Мы первыми сняли фильмы о Федоре Емельяненко, Алине Кабаевой, Леониде Слуцком, Денисе Лебедеве, сделали самую масштабную программу о спорте «Инспектор ЗОЖ»; мы первыми стали делать спортивное реалити-шоу, этого не было нигде — «Бой в Большом городе»; мы первыми предприняли попытку создать телемуви — Федор Бондарчук снял для нас 10 телемувиков, и в этом сезоне мы их частично покажем. Прошел год, а мне по-прежнему интересно, прошел год, и я понимаю, что глобально мы все сделали правильно. И выполняем планы по размеру аудитории, которую запланировали привлечь на наш телеканал в этом году.

Давайте будем говорить о спорте как можно больше, потому что нашему спорту это абсолютно точно не повредит.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera