Сюжеты

«Ночная игра»

На российские экраны выходит первый в мире интерактивный фильм Тобиаса Вебера

Фото: «Новая газета»

Этот материал вышел в № 131 от 23 ноября 2016
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

«Игра» — ключевое слово. Фильм Вебера — зрелище, созданное с помощью новейших технологий на полпути от компьютерной забавы к кинематографу.

Садясь в кресло (для интерактивного показа киносетью КАРО оборудованы более 20 кинотеатров в разных городах), прямо в кинозале загружаете на смартфон бесплатное приложение Ctrlmovie и на протяжении фильма выбираете, как именно действовать герою.

Но в отличие от компьютерной игры, не все зависит от вас: через Wi-Fi голосуют одномоментно все зрители кинозала… и события развиваются в соответствии с этим голосованием. Тут-то вы и почувствуете изъяны и преимущества демократии! Вроде ты и решаешь, какой фильм смотреть… Но твое решение может не совпасть с выбором соседей по залу. И фильм может длиться от 75 до 95 минут (всего смонтировано 250 минут).

Сюжет многовариантен. Но у него есть основа: студент Мэтт, подрабатывающий охранником на автостоянке по ночам, внезапно становится участником похищения бесценной китайской чашки прямо из зала для торгов знаменитого аукционного дома.

Хорошая новость: спойлер невозможен. Потому что на другом сеансе зрители увидят другую версию. У публики более 50 возможностей включиться в сюжет, изменить, повлиять на него. Героя можно спасти, арестовать, убить — выбрать, как именно убить. Можно самому почувствовать себя героем: замереть на месте — или бежать; помочь тревожной блондинке на «Мазератти» — или спасать рисковую китайскую подругу. И потом вместе с ней торговаться за гонорар. Прав ли Мэтта, утверждающий, что люди — всего лишь комбинация чисел? Не знаю. Но как здесь не вспомнить Бродского: мы — сумма наших поступков, каждый из которых следствие выбора. То же можно сказать и про зрителя. Ты выбрал этот фильм? Тогда голосуй или проиграешь!

Кинематограф и раньше завлекал зрителя вариативностью. Среди наиболее характерных примеров — «Осторожно! Двери закрываются» с Гвинет Пелтроу (судьба молодой англичанки Хелен Куилли менялась в зависимости от того, успеет она на поезд или нет). В замечательном и непредсказуемом «Господине Никто» Жако Ван Дормеля герой Джареда Лето с упорством возвращался на перекрестки своей судьбы, чтобы идти в другом направлении. Тем не менее сюжет в тех фильмах развивался по маршруту, предложенному авторами.

Но кино все более и более увлекается аттракционом (можно сказать, возвращается к люмьеровским истокам, когда зритель в панике вскакивал с кресел, пугаясь приближающегося поезда). Сценарий «Ночной игры» подобен поезду, который мчит через крошечные полустанки и большие станции — реперные точки, на которых может кардинально менять направление. Действие будто бы на мгновение задумывается, и, подобно Илье Муромцу, с нашей помощью движется дальше: пойдешь налево — коня потеряешь, направо — голову сложишь.

У фильма семь вариантов финала, лишь один — хеппи-энд. И если тебе история покажется не слишком оригинальной — можешь списать это на неправильный ход коллективной мысли. Кино, демократическое по природе зрелище, теряет в оригинальности, отдаваясь на волю плебисцита.

Не случайно фильм родился именно в Швейцарии, где референдум происходит по любому вопросу: от квот на эмиграцию и строительства моста до общественной инициативы по абортам.

Будет ли развиваться интерактивное кино и как именно — покажет время. Но можно уже вообразить себе классический сюжет, рассыпанный интерактивом на целый букет возможностей. Представим сюжет Гамлета с прописанными авторами «реперными точками». Встретив Тень Отца, верит ему принц или нет? Решится ли рассказать правду Розенкранцу с Гильденстерном, или притворится сумасшедшим? Убьет Полония, притаившегося за занавесом, или оставит его в живых? Возвратится ли в Данию, чтобы погибнуть? Согласится ли на поединок в Лаэртом? И станет ли Гертруда пить отравленное вино? «Быть или не быть» подобному аттракциону — сегодня решает зритель.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Теги:
кино
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera