11 декабря вы смотрели фильм «Коллектор». Показ завершен

Онлайн-кинотеатр «Новой газеты» представляет

Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

2
 

Показ завершен.

Приглашение режиссера

 


О фильме


Артур — маэстро неблаговидного коллекторского дела, вежливый выбиватель и собиратель денег, взятых взаймы. Он чуток к нюансам психологии «клиента». Его телефонные разговоры — бои без правил, из которых он всегда выходит победителем. Или почти всегда. Он — рука справедливости,  а точнее — ухо с телефонной гарнитурой. Манипулятор-виртуоз карает или милует в офисе под крышей московской высотки, дирижирует судьбами незнакомцев, о которых знает все досконально: неоплаченные кредиты, семейные тайны,  скелеты в шкафах. Кукловод, он играет своими жертвами, тянет их за невидимые нити страха, плетет интриги, взывая к возмездию, не чурается шантажа, нащупывает слабые места. В его мобильных сетях бьются голоса должников.

Микробюджет идет фильму на пользу. Минимализм превращен в художественное решение (приз «Кинотавра» оператору Денису Фирстову). Один актер практически в одной декорации на «Седьмом небе», а звуковая дорожка — целый музыкально-шумовой оркестр с солистами-собеседниками и жертвами сурового коллектора. И на протяжении всего действия мы балансируем между неприязнью и симпатией к этому запертому в своем бизнесе герою.

когда и где смотреть

С 22:00 10 декабря по 23:59 11 декабря на этой странице или по ссылке с главной страницы сайта «Новой газеты»

Константин Хабенский — «Новой»:

— Конечно,  роль в монофильме — вызов. Что зацепило, может быть, испугало?

— Вы сами отчасти ответили на свой вопрос. Конечно же, это вызов самому себе с точки зрения профессии. Эта работа отличается даже от театральных моноспектаклей. Когда нет диалога со зрителем, дыхания зрительного зала. Здесь совершенно иная работа, существование практически в безвоздушном пространстве. Потому что чистый звук… Даже если происходит что-то смешное, никто не будет реагировать — смеяться, чтобы не испортить звук на площадке. Поэтому да, это проверка себя, своих профессиональных  возможностей…

— То есть вас заинтересовала исключительно профессия? Не острая тема, не неожиданность характера?

— Конечно, еще и качество, содержание сценария. Но ведь и разговор идет прежде всего о человеке, а не о профессии коллектора. В любой профессии мы могли бы обнаружить подобную ситуацию. Когда друзья-товарищи постепенно покидают его. И он находит в себе силы пересмотреть то, что с ним происходит, переоценить тех людей, кто находится рядом. И по большому счету простить их.

— Смотрела вашу встречу со студентами в Питерском учебном театре на Моховой. Там вы рассказывали, как подбираете ключ к роли, начиная с мыслей о том, чем наполнить характер. Чем вы «наполняли» своего Артура?  И был ли у вас самого подобный «час икс», когда приходилось пересмотреть течение жизни,  увидеть новыми глазами людей, которые рядом?

— Конечно был и «час икс», были мысли и сомнения — как и чем наполнить роль. А иначе и быть не может, это не к нашей компании, я имею ввиду коллег и друзей, с которыми мы работаем. Думал я про «как», «зачем», и «имеешь ли ты на это право».

— Прощать  — самое трудное. Особенно в той противоречивой теме, которой вы касаетесь в фильме. Но прощение переформатирует тебя.

— Простить, значит, идти дальше. Проклинать, ненавидеть — это путь назад.

— Не странно ли, что мы говорим об актах гуманных в отношении болезненной темы коллекторов, не сходящей с первых полос. Сама реальность догоняет фильм на острие проблемы. Есть политические партии, которые строят предвыборную кампанию на крике о запрете коллекторов, а не на реальной помощи людям.

— То, о чем вы говорите, правильней обсуждать с продюсерами, которые выпускают и прокатывают наш фильм. Это они — на острие. Это им «повезло» — в кавычках или как угодно. За это время у меня были еще работы. Я не сидел и не ждал, когда же выйдет «Коллектор». Безусловно приятно, что вот такое внимание привлек этот фильм. Казалось бы, сугубо фестивальная работа. А сейчас действительно она вырастает в нечто большее, социально значимое.

— А телевизионные предвыборные выступления Жириновского можно счесть рекламными роликами кампании фильма. Вас часто спрашивают, отчего ваш коллектор кажется положительным персонажем и вызывает сочувствие. Не хотят принять, что человек должен быть сложным. Что касается профессии, то она новая только в названии. Думали ли вы  во время подготовке роли о предшественниках Коллектора — человеке-векселе Гобсеке, пушкинском Соломоне, ростовщике Гоголя?

— Знаете, если бы мне предложили сыграть какого-то исторического или литературного персонажа, связанного с подобной темой,  наверняка я бы думал о современных способах возврата долга. В данной же ситуации все на поверхности. История моего героя близка не столько к ростовщику, сколько к актерской профессии, к режиссуре, к творчеству. Другое дело, что в нашей профессии нет угрозы. Сыграли, допустим, мы плохо спектакль, сняли неудачно фильм … никто от этого не погиб. Если же, напротив, что-то получилось хорошо, талантливо, то наоборот, кому-то мы помогли. Здесь обратная  история. Талант, фантазия, изобретательность, способность к импровизации и все то, что дано свыше, используется в определенном направлении, и скажем честно, не идет на пользу «объектам», на которых они направлены.

— Ваш коллектор, по сути —  ваш коллега. Виртуоз голосовых манипуляций.

— При этом голоса он не меняет. Скорее ракурсы. Безошибочней врача  находит болевые точки людей. А просто он очень честно относится к своей работе. Поэтому знает досконально все про людей, с которыми общается. В отличие, к примеру, от вашего собрата журналиста, который ленится. И зачастую приходит, не понимая с кем и для чего разговаривают. Я не кричу о том, как это плохо. Мне просто жаль своего времени, приходится разговаривать с людьми, поленившимися прочитать материал, который уже  опубликован… Я сам был в шкуре журналиста, поэтому знаю о чем говорю. Это все имеет отношение к нашему фильму. Артур достаточно честно, помимо фантазии,  относится к своей профессии. Хорошо поработал над ролью, знает всю подноготную крупных должников, особенности характера, биографии. Он общается с ними, как с близкими людьми.

Говоря о «Коллекторе», вспоминают референсы, вроде «Лока» Найта,  «Погребенного заживо» Кортеса, я подумала, что и ваш Коллектор — «погребенный заживо», во всяком случае, в моральном аспекте. Стрелок оказывается мишенью. Профессия превращает охотника в жертву. А что для вас ваша профессия? Насколько она связана с внешним миром?

— Профессия для меня — это профессия. Это то место, куда я прихожу с удовольствием, будь то театр, съемочная площадка. Куда я спешу. Другое дело, как это получается…. А все что происходит в нашем мире, это конечно проходит и через профессию. Здесь я не являюсь исключением. Есть актеры, которые умеют разделять мир фантазии и мир реальный, другим важно это взаимопроникновение.  Вопрос для меня слишком глобальный. Иногда профессия помогает в каких-то обстоятельствах… Но наверное, я не настолько владею профессией, чтобы защищаться или пользоваться ею во внешнем мире.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera