ОНЛАЙНОбновлено 4 месяца назад

Ту-154 Минобороны упал в Черное море на пути в Сирию. Трансляция

Общество

«Новая газета»редакция

2

На этом мы завершаем онлайн-трансляцию, следите за обновлениями на сайте.

«Новая газета» выражает соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе.

Найдены уже тела 12 погибших, передает Интерфакс.

Лана Ажуркина, коллега Елизаветы Глинки: «Я до сих пор верю в чудо, что она опоздала и не села на этот самолет. Она сама была чудом».

Три капитальных ремонта

Разбившийся Ту-154 за время эксплуатации прошел три капитальных ремонта, рассказали в корпорации «Русские машины»: «Самолет Ту-154 номер 85572 был выпущен 29 марта 1983 года на Куйбышевском авиазаводе (сейчас авиазавод "Авиакор"). Последний, третий по счету, капремонт борт проходил на "Авиакоре" по контракту с ПАО "ОАК" в декабре 2014 года. С момента выполнения данного капремонта заявок от эксплуатанта на плановое периодическое техническое обслуживание (ПТО) самолета и продление ресурсов на "Авиакор" не поступало. Соответственно, ПТО данного борта "Авиакор" не осуществлял».

Найдены тела 10 погибших, сообщают источники. Поиски продолжаются.

Нужна ли дозаправка?

Источник «Новой газеты» на базе «Хмеймим» подтвердил, что два самолета вылетели ранее в Сирию. Второй борт благополучно долетел до российской авиабазы. Совершал ли он промежуточную посадку в аэропорту Сочи, неизвестно.

Стоит отметить, что Ту-154 летают прямыми рейсами из Москвы в Латакию без дозаправок, поэтому, вероятно, остановка в Сочи могла быть сделана по другим причинам.

Наш фотокорреспондент Виктория Одиссонова — у фонда Доктора Лизы «Справедливая помощь»:

Поиски обломков Ту-154 будут вестись крулосуточно, сообщили в пресс-службе спасательного отряда «Кубань-СПАС».

Путин обещает, что причины авиакатастрофы будут тщательно расследованы: «Будет проведено тщательное расследование причин катастрофы и сделано все, чтобы оказать поддержку семьям погибших. Правительству поручено создать комиссию, которую возглавит министр транспорта».

26 декабря объявлено днем траура

Президент Владимир Путин объявил, что в понедельник, 26 декабря, день траура. 

Источник РИА Новости также сообщил о двух самолетах. Более двадцати человек из ансамбля Александрова вылетели в Сирию накануне. Они уже прибыли в Хмеймим

Собеседник Интерфакса рассказал, что на воскресенье, 25 декабря, планировали два рейса в Сирию (эту информацию предварительно подтверждает и наш источник). На борту первого должны были находиться журналисты и музыканты, на борту второго — медикаменты и подарки. При этом источник не рассказал, вылетел ли второй самолет. 

«Лайф» сообщает, что артистам ансамбля имени Александрова запрещают разговаривать с прессой. «Новая газета» попыталась дозвониться до нескольких артистов, но они не взяли трубки.

Наш корреспондент — у здания, где располагается ансамбль имени Александрова:

Уже обнаружены тела семи погибших, говорит источник РИА Новости.

Корреспондент «Коммерсанта» в Краснодарском крае Анна Перова поговорила с местными жителями. В момент катастрофы они не видели вспышки и не слышали взрыва.

«В акватории Черного моря между Адлером и Хостой местные жители видят скопление из полутора десятков военных и гражданских кораблей, над морем барражируют вертолеты. По оценке очевидцев, расстояние от места спасательной операции до берега — около 3 км. По наблюдениям местных жителей, спасатели постепенно сужают зону поисков, к месту операции подошло судно-заправщик», — передает «Ъ».

Об эксплуатации Ту-154

А вот министр промышленности и торговли Денис Мантуров считает, что решение о снятии с эксплуатации самолетов Ту-154 «было бы преждевременным»: «Много самолетов в мире, которые уже не производятся, но эксплуатируются. Назначенный ресурс у этого самолета сегодня 40 лет, а если брать иностранные аналоги, то у некоторых самолетов доходит ресурс до 60 лет, поэтому в авиации совершенно другие принципы назначения ресурса, вопрос наработки до цикла», — сказал он.

Поисковая операция сейчас (фото РИА Новости):

Источник «Фонтанки» в Минобороны сообщил, что крушение самолета могло произойти из-за ошибки при его загрузке. На борт судна, говорит собеседник издания, могли поместить слишком много груза, а также наземный персонал мог ошибиться с размещением груза внутри багажного отсека.

Всем гражданским, находившимся на борту Ту-154, положены выплаты по 2 млн рублей в рамках Воздушного кодекса, сказал глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Помимо 2 млн еще по 1 млн рублей положены из средств Фонда социального страхования.

Медведев выразил соболезнования семьям погибших

Премьер-министр Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким погибших в авиакатастрофе Ту-154. 

«Обстоятельства произошедшего будут тщательно расследованы. И всем, кого затронула эта трагедия, будет оказана необходимая помощь», — сказано в заявлении главы правительства.

Мнение Андрея Красноперова, майора ВВС:

— Я сравниваю эту катастрофу с Шарм-эш-Шейхом. Та же история: самолет пропадает с радаров, потом выясняется, что, оказывается, у него оторвался хвост, и через огромное количество времени нам сообщают о теракте. 

Понимаете, летчику нажать кнопку сигнала бедствия — это доля секунды. О любых неисправностях, о чем угодно, первая обязанность пилота — нажать на кнопку, сообщить на землю. Но тут пусто, обрыв связи. Дальше, разлет осколков самолета — на 15 км. Это значит, что он развалился в воздухе. Самолет крепкий, даже попадая в воду, у него, ладно, может отвалиться крыло, но он не развалится на части. Людей просто так не может раскидать на несколько километров (паспорт корреспондента нашли в нескольких километрах от шасси).

Я летал на таких самолетах. Да, он сел с целью дозаправиться, они не летят обычно напрямую, здесь все нормально. Только потом загружаются еще какие-то посылки. Он же везет не только людей, но и военную почту. В Сочи его ждали люди для дополнительной передачи. 

Тут проблема в другом: что появилось на самолете после этой дозаправки? Здесь ведь не так, как на гражданских. После контроля документов подъезжают машины, загружают дополнительные вещи. Пронести что-то гораздо проще. Люди свои, все расслабленные, никто не думает о безопасности в этот момент.

На борт спасательного судна подняли тела четырех погибших. Имена не называются.

Помощь семьям

Семья каждого погибшего военного получит страховую компенсацию в общей сложности более 5,8 млн рублей, говорится в сообщении страховой компании «Согаз»: «Размер компенсаций семье каждого погибшего военослужающего составит в общей сложности более 5,8 млн рублей, из которых 2,3 млн рублей — страховая выплата и 3,5 млн рублей — единовременное пособие», — говорится в заявлении.

Информация о пассажирах на борту уточняется. Минобороны снова заявило, что погибли 92 человека, а не 93. Ранее сообщалось, наоборот — не 92 человека, а 93.

Поговорили с Вадимом Лукашевичем, кандидатом технических наук:

— Мне не нравится, что первое заявление, которое было сделано, — это исключение теракта. Почему нам опасна эта версия? Это очень серьезно. Когда взорвали Airbus над Синаем, весь мир знал, что это теракт. Все разведки сообщили, одни мы две недели дурака валяли. Просто если это теракт, нужно понимать, что это ответ нам за Алеппо.

Когда взорвали самолет над Синаем, все понимали такую вещь — это Шарм-эш-Шейх, плохая система безопасности, радикальные группировки. Сегодняшний контекст — убийство нашего посла в Турции сотрудником госбезопасности. Сегодня мы понесли потери уже в Министерстве обороны. Проблема в том, что в последние годы мы не можем нормально расследовать авиакатастрофы. Малазийский «Боинг» над Донецком, самолет Качиньского под Смоленском — здесь везде больше политики, чем технических аспектов. У нас же так много эмоций, симпатий-антипатий. Только если в малазийском «Боинге» летели по большей части голландцы, и голландская сторона взяла на себя расследование, то, что мы будем иметь сейчас? Это наш самолет, тем более военный, очень легко скрыть правду.

Наиболее вероятными называют ошибку пилотирования и техническую неисправность. Но дело в том, что за 7 минут полета самолет успевает набрать приличную высоту. Для той высоты обломки, найденные в совершенно разных местах — это слишком. Это говорит о том, что он начал разрушаться в воздухе. Никакая техническая неисправность не в состоянии привести к разрушению самолета в воздухе. Самолет — это достаточно надежная штука. Если разрушение начало происходить в небе, значит, уже там произошло что-то неординарное. 

Почему шасси оторвалось? Шасси у самолета могло быть оторвано, если он шел на посадку, если пилоты не успели его убрать. Но, понимаете, семь минут — это много, летчики не могли шасси не убрать. Если шасси было не убрано, они бы об этом сообщили. 

Стая птиц? Тогда должны вырубиться два или три двигателя сразу. Но на высоте два-три километра у них масса времени принять решение.  Яркий пример — «чудо на Гудзоне». Самолет почти сразу после взлета попал в стаю птиц, у пилотов было несколько минут на принятие решения, что делать дальше. Необходимо осознавать такую вещь: внезапный обрыв связи — это внезапное воздействие на весь самолет, вот и все.

Глава СПЧ Михаил Федотов в эфире «Дождя» рассказал, что он и уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова хотели лететь в Сирию вместе с Елизаветой Глинкой. «К сожалению, ни Татьяне Николаевне, ни мне, это не разрешили. А разрешили только Лизе», — сказал он.

«Это большая личная трагедия. Мы все Лизу очень любили, — продолжил Михаил Федотов. — Лиза была чудом, была небесным посланием добродетели. Она спасала бездомных, она их одевала, она их кормила. Она оказывала паллиативную помощь безнадежно больным. Она с нами болталась по колоняим и СИЗО. А сколько часов мы с ней провели с Варей Карауловой, это жертвой борьбы с террорзмом. Это все далеко от медицины. Но это не было далеко от Лизы это была ее миссией, ее задачей на жизнь».

Цветы:

Поговорили с летчиком 1-го класса, КВС А-320 Андреем Литвиновым:

— Это либо человеческий  фактор,  либо какой-то серьезный отказ техники, настолько внезапный, что экипаж не успел даже подать сигнал бедствия.

Маловероятна версия теракта, потому что, во-первых, Сочи — супер охраняемый аэродром, туда часто прилетает президент Путин. Во-вторых, это была не плановая посадка: самолет мог дозаправиться и в другом  месте. 

Я бы больше сейчас подумал о том, что рухнувшему самолету 33 года. Я сам летал раньше на Ту-154, эта модель была хороша для своего времени, как хороша была когда-то для других времен тачанка. Сейчас Ту-154 глубоко морально устарел, у него нет современных средств защиты.

Летчики называли его «строгий  самолет», потому что малейшее промедление реакции экипажа для него смертельно. Это связано с тем, что у него стреловидное крыло. У всех самолетов прямые, а у него — под углом.

Он быстро набирает высоту, большая скорость требует быстрой реакции. Мог произойти внезапный отказ всех трех двигателей, либо заклинивание рулей, либо человеческий  фактор, который, возможно, и не связан с экипажем: некачественное топливо  или продление летной годности с нарушением, инженерные промахи. Современные технологии  позволяют пилотам как-то с этим справляться, «строгий» Ту-154 — к несчастью, нет.

Власти Сочи сообщают, что бригады психолого-психиатрической помощи дежурят в аэропорту и готовятся к встрече родственников пассажиров. 

 

Минобороны уточнило списки находившихся на борту Ту-154, в списке 93 человека.

При этом источник «Фонтанки» сообщает, что ведомство пока не раскрывает полный список пассажиров Ту-154, потому что на борту могли находиться высокопоставленные военные. 

22 декабря в Алеппо перекинули батальон военной полиции, сформированный из уроженцев Чечни. По сведениям наших источников, одна из задач батальона полиции состояла в том, чтобы подготовить площадку и обспечить безопасность проведения концерта ансамбля Александрова.

В Минобороны уточнили, что самолет пропал с радаров через две минуты после взлета, а не через семь, как сообщалось ранее.

«Сегодня, при выполнении планового перелета в 5 часов 25 минут с аэродрома Адлер после взлета в 5 часов 27 минут пропала отметка с радаров самолета Ту-154 Министерства обороны», — сказал представитель ведомства Игорь Конашенков.

Сообщение Минобороны

В начале декабря президент Владимир Путин вручил Елизавете Глинке премию за правозащитную деятельность.

«Завтра я лечу в Донецк, а оттуда в Сирию также как и другие добровольцы. И мы не уверены, что вернемся живыми. Потому что война — это ад на земле. И я знаю, о чем я говорю», — сказала она на встрече с президентом.

Интерфакс со ссылкой на источник передает, что приоритетная версия авиакатастрофы — техническая неисправность. Версия теракта «практически исключается».

Ту-154 управлял опытный летчик первого класса

Разбившимся Ту-154 управлял опытный летчик первого класса Роман Волков, передает Минобороны. Общий налет — более трех тысяч часов.

В Минобороны уточнили, что упавший самолет был 1983 года выпуска. В последний раз его ремонтировали в декабре 2014-го, а в сентябре этого года он прошел плановое обслуживание. 

Путин выразил соболезнования родным и близким погибших

Владимир Путин выразил соболезнования родным и близким погибших, а также поручил Дмитрию Медведеву возглавить госкомиссию по расследованию катастрофы, сообщает Интерфакс.

Союз журналистов России окажет помощь семьям погибших в авиакатастрофе журналистов. «Конечно, мы будем помогать семьям погибших ребят, их детям. Говорить об этом тяжело, большая горечь утраты от того, что столько журналистов погибают при исполнении своего долга», — сообщил Интерфаксу глава союза Всеволод Богданов.

Источник ТАСС также сообщает, что найдены тела четырех погибших.

Источник Интерфакса сообщает, что в акватории Черного моря нашли тела нескольких пассажиров. По его словам, речь идет о пяти-семи погибших. Опознать тела пока не смогли. Для этого понадобится генетическая экспертиза.

В поисковой операции задействованы четыре судна и пять вертолетов, сообщает Минобороны.

Опубликовано на сайте СПЧ (сейчас он недоступен):

Председатель СК Александр Бастрыкин поручил передать дело о крушении Ту-154 в центральный аппарат СК.

На борту также были руководитель ансамбля имени Александрова Валерий Халилов и начальник управления культуры Минобороны Антон Губанков.

Доктор Лиза

Пока никто так и не смог подтвердить, что Елизавета Глинка была на борту. Она числится в официальном списке Минобороны, но некоторые утверждают, что в Сирию Глинка не полетела, а вышла в Сочи, где самолет заправлялся. 

А вот, что говорит источник ТАСС: «Доктор Лиза вчера в 23 часа была в аэропорту Чкаловский и говорила о том, что вылетает и будет утром в Латакии». Также он уточнил, что сегодня она должна посетить больницу Тишрин в центре Латакии, где была полгода назад.

Источник «Фонтанки» в министерстве утверждает, что в Чкаловском и Адлере ФСБ проверяет всех, кто подходил к самолету: «Работают по теракту». 

Издание также дает дополнительную информацию: «Этот борт так называемый "почтовик". На борту не было военных грузов (оружие, боеприпасы). Большой объем груза — военные документы. Секретные».

Список

Официальный список тех, кто находился на борту, опубликован на сайте Минобороны. Имя доктора Лизы там есть.

Елизаветы Глинки не было на борту Ту-154, утверждает Интерфакс.

Версии

Источник Интерфакса говорит, что рассматриваются несколько версий падений самолета. В том числе, попадание птицы в двигатель. Собеседник агентства отметил, что недалеко от аэропорта Сочи находится станция перелетных птиц и орнитопарк. Также рассматриваются версии: технической неисправности, качества топлива.

Мэр Москвы выразил соболезнования семьям погибших:

Судя по всему, тот самый самолет. Фото сделал Евгений Толстов, звукооператор НТВ

До сих пор никто не знает, была ли на борту Доктор Лиза. По сведениям источников «Новой газеты», она тоже должна была полететь в Сирию, однако «Лайф» утверждает, что в последний момент она не смогла. Дмитрий Песков и глава СПЧ Михаил Федотов не знают, где она. Телефон Елизаветы Глинки недоступен.

НТВ

Трое журналистов НТВ также были на борту. «Среди погибших — наши коллеги: корреспондент НТВ Михаил Лужецкий, оператор Олег Пестов и звукооператор Евгений Толстов», — рассказали в эфире НТВ.

На экстренном заседании комиссии Сочи по чрезвычайным ситуациям принято решение о создании оперативного штаба. «Власти Сочи при необходимости готовы будут оказать всю необходимую помощь родственникам погибших», — сказал источник ТАСС.

Авиаэксперт Вадим Лукашевич в эфире «Дождя» отмечает, что у него вызывает недоумение категорическое отрицание Министерством обороны версии о теракте, поскольку «надо расматривать все гипотезы».

По данным РИА Новости, самолет упал на седьмой минуте полета.

Журналист Первого канала публикует фото коллег, находившихся в самолете: 

Министерство обороны подтверждает: тело погибшего в авиакатастрофе найдено в 6 км от береговой линии Сочи, его подняли на борт спасательного судна.

Владимир Путин находится в постоянном контакте с министром обороны Сергеем Шойгу, сообщил спикер Кремля Дмитрий Песков.

«С самого начала президенту было доложено, что самолет ушел с радаров, сейчас работают экстренные службы, службы Минобороны, которому принадлежит самолет. Сейчас вся информация докладывается постоянно, по мере того, как появляются новые детали. Пока о чем-то говорить рано, президент ждет, когда полностью прояснится картина», — сказал Песков.

Найдено тело погибшего

На месте крушения найдено тело одного погибшего, сообщил ТАСС источник. Также обнаружены документы журналистов Первого канала.

92 человека

Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков подтвердил, что на борту все-таки находились 84 пассажира и 8 членов экипажа.

По его словам, отданы все необходимые указания по организации поисково-спасательных мероприятий. В связи с крушением самолета Минобороны организовало горячую линию (телефон: 8-800-100-1886).

Ни одного плота

«К сожалению, более чем за час поисковых работ не удалось обнаружить ни одного плота. При этом найдено несколько обломков, разбросанных на расстоянии от 1,5 до 8 км от береговой линии», — цитирует Интерфакс источник в экстренных службах.

А вот телеканал «Россия 24» приводит уточненные данные: на борту находились 92 человека (84 пассажира и 8 членов экипажа), а не 91, как сообщалось ранее.

Список пассажиров

«Лайф» публикует полный список пассажиров самолета.

Председатель комитета Совета федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров исключил версию теракта. По его мнению, причиной может быть техническая неисправность или ошибка пилотирования.

«Версию теракта я исключаю полностью. Самолет Минобороны, воздушное пространство РФ, здесь не может быть такой версии», — сказал он.

Сообщение от главного редактора «Эха Москвы»:

Допросы

СК уже начал допрашивать людей, готовивших вылет борта в Сирию.

«Принимаются исчерпывающие меры к установлению всех обстоятельств произошедшего. Изымается предполетная документация, проводятся допросы должностных лиц, руководивших полетом, технического персонала, готовившего самолет к вылету и осуществлявших его дозаправку», — сказала официальный представитель СК Светлана Петренко.

На борту самолета были 68 музыкантов ансамбля имени Александрова, сообщает ТАСС со ссылкой на экстренные службы. Как и ранее в Минобороны, в экстренных службах подтвердили, что также на борту были девять журналистов, шесть сопровождающий и восемь членов экипажа.

По последней информации, на борту были трое сотрудников «Первого канала»: корреспондент Дмитрий Рунков, звукорежиссер Александр Сойдов и оператор Вадим Денисов. Имена представитель канала сообщила агентству ТАСС.

Также представитель телеканала «Звезда» подтверждает, что на борту были и их журналисты — три человека.

Уголовное дело

Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту крушения Ту-154, сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко. Дело открыто по статье 351 УК — «нарушение правил безопасности полетов и подготовки к ним».

Источник Интерфакса считает, что шансов выжить у пассажиров и экипажа «практически не было».

Самолет упал

Министерство обороны подтвердило, что в Черном море найдены обломки самолета.

Как сообщили в Минобороны, министр Сергей Шойгу проводит экстренное совещание по видеоконференции с руководством вооруженных сил России по организации поисково-спасательных мероприятий. 

«К поиску самолета привлечены все поисково-спасательные службы Минобороны России и других федеральных ведомств», — сообщили в ведомстве.

Военные, журналисты и артисты

На борту Ту-154 находились военнослужащие вооруженных сил России, а также артисты ансамбля им. Александрова, летевшие в Сирию поздравить там российскую авиагруппу на базе «Хмеймим», и девять журналистов.

Как сообщили «Новой газете» в Министерстве обороны, Ту-154 выполнял плановый перелет с аэродрома в городе Адлер. Он взлетел в 5:40 утра по московскому времени. После взлета пропала отметка с радиолокационных радаров самолета.

На борту — 83 пассажира и 8 членов экипажа.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera