Комментарии

Поющие в пробке

О причинах грандиозного успеха «Ла-Ла Ленда»

Кадр из фильма

Этот материал вышел в № 3 от 16 января 2017
ЧитатьЧитать номер
Культура

Лариса Малюковаобозреватель «Новой»

 

На российских экранах — фильм Дэмьена Шазелла, триумфатор «Золотого глобуса», премии, которую называют генеральной репетиций Оскара. «Ла-Ла Ленд» назван лучшим в категории комедия/мюзикл, удостоен награды за оригинальную музыку (Джастин Гурвич), заглавную композицию (City of Stars), режиссуру и сценарий Дэмьена Шазелла. Эмма Стоун и Райан Гослинг получили награды за лучшую  мужскую и женскую роль в комедии. Мнение профессионалов поддержали и зрители: сборы фильма уже чуть ли не в три раза превзошли бюджет. Разбираемся в секретах редкой удачливости и всеобщего признания картины.

Автор. Дэмьен Шазелл —  31 год. У него две страсти: музыка и кино. Чтобы убедить продюсеров вложиться в фильм «Одержимость», пришлось сначала снять короткометражку. «Одержимость» завоевала Гран-при Санденса, три «Оскара», три премии BAFTA. Девиз режиссера — снимать про то, что хорошо знаешь. Про личное: упорство, музыку, погоню за мечтой. «Одержимость» — драма отношений начинающего талантливого джазового барабанщика и тирана дирижера. Главная дуэль героев происходит под десятиминутный трек «Каравана» Дюка Эллингтона. В «Торжественном финале» (Шазелл — автор сценария) пианист играет на грани смерти. «Ла-Ла Ленд» он разыгрывает как меланхолическую джазовую композицию, неспешный свинг. Берет самую простую, заезженную мелодраматическую тему — история любви музыканта и начинающей актрисы. Это мелодия. В фильме она существует и в звуковом воплощении: «City of Stars» обволакивающий, уносящий в поднебесье лейтмотив любви. А дальше на ее основе с помощью комбинации смысловых аккордов, он строит пышную визуальную импровизацию. По ходу сюжета меняя темпы, тональности и направление от самых ожидаемых до непредсказуемых разрешений.


Герои. Они должны воплощать наши грезы, взбираться без страховки по лестнице в небо. Падать. И вновь подниматься. Миа — бариста в кофейне. Продает звездам и неудачникам кофе и круассаны без глютена. Безуспешно таскается по пробам-кастингам: «Спасибо, мы вам позвоним». В свободное время сочиняет пьесы. Пианист и композитор Себастьян вместо дежурной кристмасовской «Jingle bells» играет в ресторане своевольную джазовую композицию и… вылетает с работы. Они должны встретиться, чтобы вдохновить друг друга на «новый поворот».    

Актеры. Снайперское попадание. Райан Гослинг, звезда «Драйва» и «Дневника памяти», «самый желанный мужчина Америки» с лицом, словно застывшим в вопросе. Почему-то во время фильма вспоминается, что начинал Гослинг в популярном детском тв-шоу «Клуб Микки Мауса». Что повзрослев, вместе с Заком Шилдсом основал музыкальную группу. Для роли упорно занимался игрой на рояле. Чрезмерную серьезность он разбавляет иронией. Эмма Стоун — «Отличница легкого поведения», подруга «Нового Человека-паука» и бурлящая от обиды юная Сэм в легендарном «Бердмене». Красивая и некрасивая, сосредоточенная и забавная. В «Ла-Ла Ленде» Стоун смеется и плачет одновременно. В ней есть нечто клоунское. Временами даже напоминает блистательную и неукротимую Ширли Маклейн в ее ранние годы. Между прочим, начинавшую карьеру в мюзикле. Они сами, без вокальных и хореографических дублеров и исполняют все музыкальные композиции.

В русском дубляже, слава Богу, прокатчики сохранили оригинальное звучание треков, снабдив их титрами. А то вышло бы, как в «Чикаго», где Ричард Гир открывал рот и пел сладким голосом Киркорова.

Конфликт. Главный секрет фильма. Шазелл сворачивает с накатанной дороги мюзик-холльных лекал. Авторы заявляют: их фильм — не инструкция, как добиться успеха в городе ангелов. Он не столько о бескомпромиссности, сколько о цене, которую приходится платить даже не за признание. За призвание. Когда отдаешь себя творчеству всецело, жертвуешь  чем-то очень важным, в том числе хрупкими отношениями  с близкими. О внутренней битве идеализма с цинизмом. О выборе, который не только лестница в небо, «любовь пространства».  Но и, например, денежная работа, или возвращение в родительский дом, или своя семья. В каждом выборе — разрушительность неуправляемой  силы, потеря чего-то крайне ценного. Пробел в судьбе и горечь утраты.

Кадр из фильма

Стиль. Шазелл — киноман, умник, закончил Гарвард. Выбрав мюзикл, подошел к делу основательно. Его фильм — микст ретро и новаций. Себастьян ездит на старом кабриолете, слушает винил. Верен старому доброму джазу. Вроде Майлса Дэвиса, Кита Джаретта, Била Эванса. Не только Амстронга, Чарли Паркера, но и Телониуса Монка. Предпочитает бибоп, модерн и фьюжн баллады.

Практически никакой  contemporary какофонии — музыка услаждает слух. «Ла-Ла Ленд» — объяснение в любви к старому джазу, ностальгия по золотому веку кино и киномюзикла. Здесь вспоминают «Дурную славу», «Бунтаря без причины» «Касабланку». Влюбленные встречаются в  старом кинотеатре «Риальто», который вот-вот закроют. Музыкальные номера напомнят и о «Поющих под дожем», о «Шербургских зонтиках», добросердечных мюзиклах Винсента Минелли, Николаса Рэя. А сюжет сделает книксен «Артисту» Хазанавичуса и «Светской жизни» Вуди Аллена. Вроде все заново… но смутно знакомое. Как саундтрек Гурвица, который задает интонацию.  

Кадр из фильма

Интонация — меланхолия. Оригинальная и стилизованная под классику музыка Джастина Гурвица гуляет от свинга и биг-бэнда до вальса и бибопа. Они с Шазелл

лом со студенческой скамьи вместе, понимают друг друга с полуслова. Это не «музыка к фильму». Она сочинялась параллельно, вместе с картиной, дышит с ней в унисон.

Картинка — праздничная даже в минуты грусти. Музыкальные номера — сплав романтики  старого мюзикла, французской чувствительности Леграна, пластики Фреда Астера, Сид Чарисс и Джина Келли — когда от переполненных чувств герои начинают петь и «танцевать до самого утра». И рядом современная эксцентрическая хореография — вроде блистательного разноцветной массовки, танцующей на крышах автомобилей в пробке. 

Место действия. Не просто ЛА — Лос-Анджелес, город ангелов, грез и звезд. «ЛА» — в квадрате, в кубе. «Ла-Ла Ленд» — музыка Голливуда. Словно все здесь служит его величеству кино. Вместо фонарей — софиты, вместо стен домов — граффити, с которых Чаплин, Габен, Монро — смотрят на прохожих. Снег оказывается новогодним серпантином.  Пальмы и здания Сансет бульвара похожи на декорацию, кажется, сейчас монтировщики разберут ее, и унесут прочь. Разноцветные квартиры, радужные пляжные вечеринки. Здесь каждый шаг, каждый звонок, приглашение — надежда на «зигзаг удачи», и эту надежду беглой слезой смахнет с ресниц едва ли не каждая  официантка, старлетка, бебиситтер.

Напротив кофейни, где работает Миа — то самое окно, из которого Хамфри Богарт и Ингрид Бергман выглядывали в «Касабланке». В ЛА нет даже пустяшной границы между кинематографом и жизнью, между видимым и действительным.

Вальсирующие. Шазелл и Гурвиц не совершили революции в мюзикле. Они просто записали на старой пластинке свою мелодию, в которой ХХI век любуется ХХ-ым.

Просто «Ла-Ла Ленд» пришелся как нельзя кстати нашему нервному, раздрызганному катаклизмами, кризисами и войнами времени. Как удачно подобранный препарат. Нам необходим фильм — пилюля.

Транквилизатор нового поколения, восполняющий недостаток эндорфинов, витамина радости и безмятежности. Чтобы мы могли спокойно смотреть в звездное небо, и видеть в нем вальсирующих влюбленных.

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera