РепортажиОбщество

Новая оппозиция, прежняя полиция

На Чистых прудах задержали около 20 человек, пытавшихся провести народный сход с требованием разрешить митинг против экономического кризиса

Новая оппозиция, прежняя полиция
Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

Выходить к памятнику Грибоедову 14 января призвала так называемая Новая оппозиция. Националисты Юрий Горский, Иван Белецкий, Денис Романов, гражданский активист Марк Гальперин осенью объединились в оргкомитет, чтобы, по их утверждению, «создать точку сопротивления, к которой будут примыкать неравнодушные граждане», и организовать смену власти. Это второй народный сход, который проводит Новая оппозиция. Первый состоялся 3 декабря на ВДНХ и закончился задержаниями. И тогда, и сейчас активисты собираются для того, чтобы потребовать согласовать им митинг для обсуждения экономического кризиса в стране. Митинг хотели провести еще 10 декабря, но городская администрация не дала добро.

«Меня 3 декабря задержали, потому что я начал скандировать «Путин вор!», — рассказывает журналистам инициатор схода и организатор прошлогоднего «Русского марша» Юрий Горский. — В этот раз никакого скандирования не будет, а будет диалог».

Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

Организаторы подчеркивали, что, по их мнению, сход обычного согласования не требует, а они собираются соблюдать закон, то есть не приносить плакатов, мегафонов и не кричать лозунгов. Они надеялись просто устроить выступления участников. Но никакого обсуждения проблем страны не получилось, так как полиция уже ждала активистов и сразу после четырнадцати часов — на это время была намечена акция — начала задержания.

Горского уводят одним из первых, следом — Марка Гальперина и еще около двадцати человек. «Вы мешаете проходу граждан», — мерно повторяют в мегафон полицейские полусотне собравшихся у памятника. «Это вы мешаете своими автозаками!» — откликаются пришедшие. Действительно, на несколько минут полиция даже перекрыла проезжую часть бульвара, когда через нее уводили в автозак одного задержанного за другим.

Диалог у пришедших получается разве что со случайно попавшей на митинг старушкой:

— Мы против антинародной власти, — втолковывают ей.

— Так антинародная власть у нас сейчас Америка! — недоумевает старушка. — Холодная война идёт!

— С кем, с дедом Морозом? — шутит активист.

— Вы лучше посмотрите в свой карман, подумайте, что мы едим, как ваши внуки будут жить! — всерьез убеждают мерзнующие у памятника Грибоедову женщины.

Одна из них представляется Людмилой и объясняет, почему пришла на сход: «В 1941 году моя мать 18-летней девчонкой пошла защищать нашу страну. А теперь все, что защитили родители, захватила кучка негодяев: мы у них в услужении, платим бесконечные налоги…» Пока Людмила рассказывает, что 44 года проработала учителем, и переживает за разрушенную советскую систему образования, вокруг нас уводят в автозак активистов.

Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

— По какому признаку задерживаете? — кричит Людмила полицейским и предлагает товарищам забросать «все места» жалобами на беспричинные задержания. Действительно, собравшиеся у Грибоедова не делают совсем ничего.

— Уходили бы вы отсюда, сейчас всех заберут, — тихонько говорит юноше мужчина с видеокамерой.

— Если мы уйдём, то получится, что их миссия выполнена, — возражает молодой человек, кивая в сторону полиции. Юноша представляется Константином из движения «14 процентов», основанного в конце 2016 года. «Мы — это 14% людей, живущих в России, которые понимают, к какой катастрофе привела страну политика Кремля», — пишут они на своем сайте. Ничего больше Константин не успевает мне рассказать, потому что и его уводят под руки в автозак.

Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

Ольга в пальто со значком «Нет войне» уже участвовала в одиночных пикетах, которые организовывал Марк Гальперин на Манежной площади. Теперь пришла сюда — говорит, что антикризисный митинг обязательно должен состояться. «А еще я хотела здесь обратиться к националистической публике, которая сюда пришла — мы находимся между Востоком и Западом и не должны быть для них угрозой и страшилкой. Гордиться надо не тем, что мы пугаем всех. Надо, как Петр I говорил: «Все страны в гости будут к нам». Мы должны быть местом для объединения».

Ольга достает из кармана исписанный карандашом листочек и читает мне свои антивоенные стихи.

На площадь приходят активисты патриотического движения SERB и НОД — в ватниках, пилотках и с баяном. «О, провокаторы», — комментируют участники схода, пока люди в ватниках поют «Широка страна моя родная», правда, почему-то без аккомпанемента: инструмент висит на шее активиста, как реквизит. «На гармошке-то сыграйте!» — насмешливо кричит им участник схода. Часть НОДовцев тоже задерживает полиция, другие остаются кричать оппозиционерам, что те продают родину.

Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

— Ничего, 5 ноября все с нами будете! — отвечает им беззубый мужчина в шарфе цвета имперского флага. — Будет революция!

— И кто ее возглавит? — фыркает активист SERB.

— Мальцев! Он мой друг, я ему верю! — отвечает тот. Националист Вячеслав Мальцев обещает в своих выступлениях, что революция в России случится 5 ноября 2017 года.

— Так а где он сейчас? — уточняют идеологические противники.

— У него дела!

Полицейские, услышав громкий спор, поворачивают к мужчине в шарфе.

— Путинские деньги к лету закончатся — и все! — обещает тот, пока его уводят в автозак.

Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow