СюжетыОбщество

Где, кого, за что

Громкие процессы недели

Где, кого, за что
Темирлан Эскерханов — на переднем плане. Фото: Влад Докшин / «новая»

«Геремеев — Герой России, для меня честь с ним общаться»

В Московском окружном военном суде продолжились слушания по делу о расстреле на Большом Москворецком мосту

После новогодних праздников в Московском окружном военном суде возобновился процесс по делу об убийстве Бориса Немцова. Свои доказательства продолжили представлять защитники обвиняемых — Заура Дадаева, Анзора Губашева, Шадида Губашева, Темирлана Эскерханова и Хамзата Бахаева. А 11 января в суд даже неожиданно явился Алибек Делимханов — бывший командир батальона «Север», под началом которого служил предполагаемый киллер Заур Дадаев. В мае 2015 года Делимханова повысили и назначили заместителем командира 46-й отдельной бригады оперативного назначения внутренних войск. Еще про него известно, что он Герой России, носит звание полковника полиции и приходится родным братом депутата Госдумы Адама Делимханова, известного своей близостью к Рамзану Кадырову. Примечательно, что после убийства Немцова Адам Делимханов пришел на Большой Каменный мост и снял видео, где депутат и его соратники поднимают большие пальцы и кричат «Аллаху акбар!»

Вошедший в зал Делимханов — темноволосый мужчина с сединой — сказал, что живет в Чеченской Республике, в селе Джалка. На вопрос судьи о месте работы и учебы ответил, что сейчас он слушатель Академии Генштаба. Подходя к судье расписаться за ответственность за дачу ложных показаний, свидетель что-то тихо ему сказал. Через минуту судья попросил приставов увести Делимханова в комнату свидетелей, так как тот плохо себя чувствует — температура. А затем сообщил, что передал Делимханову повестку с вызовом в суд на другой день.

Адвокат Темирлана Эскерханова Анна Бюрчиева погрузила присяжных в сведения об автомобилях своего подзащитного и показала протокол о неправильной парковке «некоего Вацаева» на Mercedes-Benz МL300, составленный во «Внуково» 1 марта 2015 года. По словам адвоката, это доказывает, что Эскерханов не отвозил участников убийства в аэропорт и не помогал им скрыться. В машине ZAZ Chance, на которой велась слежка за Немцовым, следов Эскерханова эксперты не обнаружили, добавила адвокат.

Зачитывая присяжным данные о перелетах Эскерханова, адвокат почему-то начала с Дадаева и Геремеева (замкомандира батальона «Север», находится в статусе свидетеля, хотя семья убитого политика считает его основным организатором убийства), которые улетели 1 марта 2015 года из «Внуково» в Грозный. Руслан Мухудинов (водитель Геремеева, ему предъявлено заочное обвинение в организации убийства Немцова, его местонахождение для следствия официально неизвестно) улетел 3 марта. Анзор Губашев и Беслан Шаванов (погибший в Грозном при задержании) — 28 февраля. Эскерханов же 2 февраля улетал из «Домодедово» в Грозный, туда же он летал 21 января и 17 февраля 2015 года. Подсудимый подтвердил эти сведения.

— Нас интересует, где был Эскерханов с 3 по 16 февраля, когда были зафиксированы первые трубки у дома Немцова, которые потом нашли, — и прокурор Семененко показала присяжным документы с датами, когда были активизированы телефоны. Так, телефон с интересующим email начал работать 3 февраля, а закончил 16 февраля. Несколько раз он фиксировался на Пятницкой улице, у дома Немцова. 2 февраля Эскерханов возвращается из Грозного в Москву, с 3 по 16 февраля этот телефон работает, а 17 февраля подсудимый улетает в Грозный, 20 февраля возвращается в Москву из Грозного вместе с Геремеевым.

— Посмотрите, возвращается с кем — Геремеев Руслан, тот же рейс, та же дата, — обращает внимание присяжных прокурор.

На следующий день адвокат обходит присяжных с раскрытым томом уголовного дела: «Я хотела показать вам, как выглядел Эскерханов 19 января. Это скриншот [с камеры наблюдения] из гостиницы Radisson.

— Что вы делали в гостинице Radisson 19 января? — спросила Бюрчиева Эскерханова.

— Да мы париться поехали туда.

— А с вами Геремеев?

— Нет, это Асламбек (предположительно, имеет в виду Асламбека Хатаева.Ред.).

— А 26 февраля вы с Геремеевым были?

— Да. Мы кушали в ресторане.

На вопрос Бюрчиевой Эскерханов ответил, что с Дадаевым познакомился 18 января 2015 года. Адвокат показала присяжным детализацию звонков: Эскерханов звонил Дадаеву с 19 января и до 27 февраля около ста раз.

— О чем вы говорили? — спрашивала адвокат.

— Да ни о чем. Чтобы Геремеева не отвлекать, я Дадаеву звонил. Ну, мы о девочках говорили, в том числе.

Бюрчиева резюмирует: ее подзащитный не звонил никому из фигурантов дела, кроме Мухудинова, Геремеева и Дадаева. Он никогда не набирал номера Губашевых или Бахаева.

— А с Геремеевым вы, значит, были знакомы? — уточняет она у Эскерханова.

— Был. Ну поймите, Геремеев — Герой России, для меня честь с ним общаться.

— У вас нашли видео с Немцовым в телефоне.

— Да, мне его скинул [Роман] Гурарий в WhatsApp.

— А что там было?

— Там Немцов нецензурно ругается на президента.

— И зачем вам его скинули?

— Ну это смешно мне казалось, — был короток Эскерханов.

Раскрывать тему дальше защита не стала, притом что все подсудимые поголовно утверждают об отсутствии у них интереса к политике и к личности Немцова. Как позже скажет адвокат семьи убитого политика Вадим Прохоров, по его данным, именно этот комментарий «послужил окончательной каплей для запуска организаторами преступления процесса подготовки убийства Немцова». Адвокаты семьи далеки от того, что этот комментарий Немцова послужил мотивом именно для самих подсудимых, но, вероятно, — для организаторов и заказчиков преступления. Исполнителям же видеозапись, полагают адвокаты, организаторы передали для обоснования причины подготовки убийства.

Вера Челищева, «Новая» Благодарим «Медиазону» за помощь

Здесь платим, здесь не платим

Инвалид 1-й группы сражается с Фондом социального страхования

Суд: Верховный суд РФ Истец:М. Оздоев Ответчик: Фонд социального страхования Статья: 51-я ГК РФ Стадия:решения судов отменены, дело направлено на новое рассмотрение.

В 1989 году Оздоев получил производственную травму, работая на стройке в совхозе «Дубрава» Пермской области: сломал позвоночник, полностью утратил возможность работать и даже справляться с бытовыми задачами без посторонней помощи. Три года Магомед потратил на то, чтобы по суду взыскать с «Дубравы» утраченный заработок. В 1992 году Пермский областной суд действительно обязал выплачивать Оздоеву ежемесячно сумму, эквивалентную его прежнему заработку (с учетом инфляции), а также компенсировать все упущенные за 3 года выплаты. В 1993 году «Дубрава» самоликвидировалась, и Магомед Оздоев по суду добился, чтобы ее правопреемником был назначен Фонд социального страхования РФ в лице сначала Пермского, а потом, после возвращения Оздоева на родину, — Ингушского региональных отделений.

Магомед Оздоев ежемесячно получал от фонда суммы, близкие к той, которую он мог бы заработать. (Ежемесячная сумма выплат пересчитывалась с учетом индекса роста потребительских цен в Ингушетии.) Однако в 1998 году был принят закон, согласно которому «размер ежемесячной страховой выплаты индексируется с учетом уровня инфляции, однако в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете ФСС <…> на соответствующий финансовый год». И выплаты, начисляемые инвалиду Оздоеву, стали всерьез отставать от того, что он мог бы заработать, останься он здоров.

И в прошлом году Оздоев обратился в Малгобекский городской суд за взысканием 5,9 млн рублей — именно столько, по его подсчетам, ФСС недоплатил ему за предыдущие годы. Также он потребовал повысить ему ежемесячные выплаты на 71 353 рубля. (По его мнению, с учетом индекса роста потребительских цен получать он должен около 136 тысяч.) Настаивая на такой сумме, Оздоев апеллирует к 15-й статье ГК РФ, согласно которой «лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков», под которыми понимаются «в числе прочего, недополученные доходы, которые лицо получило бы, если бы его право не было нарушено».

Малгобекский суд в целом удовлетворил требования. Сумма взыскания за предыдущие годы была понижена с 5,9 до 4,6 миллиона рублей, однако требование в части доплат суд поддержал полностью. Это решение устояло в республиканском Верховном суде. Однако Верховный суд РФвсе это отменил. «Региональное отделение Фонда является правопреемником работодателя — совхоза «Дубрава» по обязательствам социального страхования», говорится в решении суда, однако оно «не несет ответственности по его гражданско-правовым обязательствам».

Магомед Оздоев уверен, что, судьи ВС не приняли во внимание разъяснение Конституционного суда, в котором сообщается: «Права застрахованных на возмещение вреда в части, превышающей обеспечение по страхованию, не ограничиваются».

Дело возвращено на новое рассмотрение Верховным судом Республики Ингушетия.

Ольга Боброва, «Новая»

Будет скрываться от приставов?

Мосгорсуд увеличил до 1,5 млн рублей компенсацию вдове Игоря Домникова

Суд: Московский городской суд, апелляционная инстанция Ответчик: бывший вице-губернатор Липецкой области Сергей Доровской Заявитель: вдова журналиста «Новой газеты» Маргарита Домникова Статьи: Статья 151 ГК РФ «Компенсация морального вреда» Решение: увеличение суммы возмещения морального вреда с 200 тыс. рублей до 1,5 млн рублей

Апелляционная инстанция Мосгорсуда на прошлой неделе изменила ранее принятое решение Люблинского районного суда Москвы о возмещении морального вреда вдове убитого журналиста «Новой газеты» Игоря Домникова в размере 200 тыс. рублей. Мосгорсуд увеличил сумму до 1,5 млн рублей. Об этом «Новой газете» сообщила адвокат Марина Андреева, представляющая интересы Маргариты Домниковой.

Прокурор, в свою очередь, просила увеличить размер компенсации морального вреда до 500 тысяч рублей.

«В том, что первое решение было изменено и сумма компенсации увеличена ,— заслуга целиком моего адвоката. Она произнесла совершенно блестящую речь, которая вызвала неподдельные эмоции на лицах судей, что бывает редко», — отметила Домникова в разговоре с «Новой».

По словам Андреевой, на суде вместо ответчика, бывшего вице-губернатора Липецкой области Сергея Доровского, был его представитель. Он попросил суд отклонить жалобу Домниковой. Однако сторона защиты напомнила суду, что именно по указанию Доровского Домников был избит до смерти в подъезде собственного дома, где до сих пор проживает его супруга, которая «вынуждена каждый день проходить мимо места, где умирал ее муж».

Маргарита Домникова предполагает, что «скорее всего» не получит от ответчика данную сумму и ее придется добиваться с помощью судебных приставов.

Напомним, покушение на заведующего отделом спецпроектов «Новой газеты» Игоря Домникова было совершенно 12 мая 2000 года. Убийцы подкараулили его в Москве в подъезде дома, где он жил, и нанесли несколько ударов молотком по голове. Через месяц Игорь Домников скончался в госпитале имени Бурденко, так и не придя в сознание.

Спустя годы удалось найти убийц. Ими оказались члены банды Эдуарда Тагирьянова, специализирующейся на заказных убийствах: Альберт Хузин, Николай Казаков, Сергей Бабков, которые под руководством Геннадия Безуглова получили и исполнили задание главаря банды Тагирьянова.

13 мая 2015 года Люблинский суд Москвы назвал и имя заказчика убийства журналиста «Новой». Им оказался бывший вице-губернатор Липецкой области Сергей Доровской. Однако в тот же день уголовное преследование против него было прекращено в связи с истечением 15-летнего срока давности привлечения к уголовной ответственности.

«Новая»

Где, кого, за что

Сага о «мажорке»

Мировой судья судебного участка Савеловского района Москвы 12 января назначил участнице скандальных «гонок» на Gelandewagen Маре Багдасарян, которая уже несколько месяцев не вылезает из судов, административное наказание в виде 15 суток ареста за уклонение от обязательных работ.

Помимо административного ареста за 13 дней заседаний в мировом суде нарушительнице было назначено 595 часов обязательных работ и штрафы на общую сумму 183 тысячи рублей. Кроме того, ранее девушка уже отбыла назначенные ей наказания в виде 24 суток административного ареста.

Напомним, в прошлом году Багдасарян в виде обязательных работ были выбраны работы в качестве дворника в районе Сокол. Однако СМИ со ссылкой на судебного пристава-исполнителя сообщили, что в связи с медицинскими противопоказаниями девушку отправили разбирать документы в офисе одной из управляющих компаний района.

Дело украинской библиотеки

В Мещанском суде столицы продолжает слушаться уголовное дело Натальи Шариной, бывшего директора Библиотеки украинской литературы, обвиняемой «в распространении экстремистской литературы» и «растрате». Женщину, которая содержится под домашним арестом, обвиняют в том, что она «организовала возможность ознакомления» читателей с книгами украинских националистов. Статья же «растрата», по словам адвоката подсудимой Ивана Павлова, появилась в деле только для того, чтобы оказать давление на Шарину. Сейчас в суде продолжается допрос свидетелей обвинения, но защитник отмечает: те не говорят ничего, что свидетельствует о вине его подзащитной. Директор Библиотеки украинской литературы была задержана 28 октября 2015 года.Таганский суд поместил ее под домашний арест. Во время избрания меры пресечения в зале суда Шарина отмечала, что во время обыска в библиотеке действительно были изъяты запрещенные книги, однако настаивала на том, что всю литературу подкинули.

Агент «Сова»

Минюст включил информационно-аналитический центр «Сова» в реестр «иностранных агентов». «Факт соответствия организации признакам некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, установлен в ходе проведения главным управлением Минюста России по Москве внеплановой документарной проверки», — говорится в сообщении министерства. Однако причины проверки представители ведомства не уточнили. Как рассказал «Новой» директор «Совы» Александр Верховский, в центре не согласны с этим решением и не понимают, почему их деятельность называют «политической».

— В ближайшее время мы обжалуем решение Минюста, — добавил Верховский.

Информационно-аналитический центр «Сова» был основан в октябре 2002 года, исследует проблемы расизма, ксенофобии и нарушения прав человека.

Дела гражданских активистов

На прошлой неделе сразу несколько судов — как в Москве, так и в регионах — вынесли решения по делам гражданских активистов. Так, Перовский районный суд Москвы оштрафовал главу фонда «Спаси Кусково» Владимира Залищака, задержанного 29 декабря в парке, на 500 рублей по делу о неповиновении законным требованиям сотрудников полиции.

По решению Замоскворецкого районного судаМосквы подмосковный блогер Ян Кателевский должен выплатить штраф в размере 15 тысяч руб­лей за акцию против противозаконных действий полиции.

Бердский городской суд оштрафовал на 1000 рублей руководителя новосибирского отделения ПАРНАС Егора Савина, признав, что, находясь на избирательном участке в Бердске, тот совершил мелкое хулиганство, сопряженное с неповиновением законным требованиям охраны. Сам Савин утверждает, что потребовал убрать незаконную агитацию, после чего неизвестные подошли к нему и начали бить.

Вера Челищева, Юлия Репринцева, ОВД-Инфо

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow