Сюжеты

Митрополит, арт-холдинг и Мышиный король

В Новосибирске Щелкунчика скоро признают оборотнем?

Фото из архива театра

Этот материал вышел в № 3 от 16 января 2017
ЧитатьЧитать номер
Культура

Елена Дьяковаобозреватель

6

В Новосибирском театре оперы и балета 11 января впервые прошла опера «Рождество». Внерепертуарный спектакль с двумя сотнями участников (солисты театра, два хора: детский и взрослый, оркестр, балет, миманс) создан по заказу Новосибирской епархии Русской православной церкви.

Быть бы постановке трогательной строкой в губернской хронике Святок-2017 — кабы не комментарии Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского, к премьере: «Мы думали сделать постановку, которую можно бы показывать ежегодно в Святки… Обычно показывают балет «Щелкунчик», но считается, что там герой — принц-оборотень, оккультная постановка…»

Цитирую по сайту «Новосибирская митрополия РПЦ».

В декабре 2014 года возмущение митрополита Тихона стало детонатором  скандала вокруг «Тангейзера» в Новосибирске. В марте 2015 года Минкульт РФ уволил директора оперы Бориса Мездрича. Ему на смену распоряжением Минкульта РФ пришел директор Михайловского театра в Петербурге и импортер фруктов Владимир Кехман. Теперь симфония церкви и оперы в Новосибирске образцовая. «Рождество» с двумя хорами — не первый проект театра по заказу епархии. Воплощают проекты  режиссер Олег Нудненко и его арт-холдинг «Святой мир». Композитор трех новейших — Ираида Сальникова.

Реакцию владыки Тихона на сцену из «Тангейзера» хотелось объяснить растерянным гневом очень консервативного верующего. Грядущая война за души деток с оккультным «Щелкунчиком»… да стоит ли привязываться к этой нелепице, разносить реплику в театральном фойе на всю Россию?

Но – как вчитаешься в историю вопроса – видишь почти притчу.  

Начнем с «Щелкунчика». Мировая премьера его прошла в Мариинском театре в 1892 году, в весьма консервативную эпоху Александра III. Обер-прокурором Святейшего Синода был К.П. Победоносцев. У строгого Константина Петровича и иных современников балет подозрений не вызывал. Теперь мы прозрели…

Но ежели оборотень он — кто еще под угрозой в репертуарах Новосибирска? С.Т. Аксаков с «Аленьким цветочком» (сюжет-то тот же)? «Царевна-лягушка»? А если вдруг поставят балет Прокофьева «Каменный цветок» — что им будет за Хозяйку Медной горы?

Но думаю: битва пастырей с куклами в Новосибирске объясняется проще. Цитирую «Новосибирскую митрополию» — лучше пресс-службы митрополита Тихона не напишешь:

«Композитор оперы — Ираида Сальникова, член Союза композиторов России… супруга председателя Епархиального отдела по культуре протоиерея Димитрия Сальникова. <…> Опера «Рождество» — не первый творческий духовно-просветительский проект Новосибирской Епархии. Так, на сцене Новосибирского театра оперы и балета уже прошли постановки произведений Ираиды Сальниковой «Заступник земли Русской», посвященной преподобному Сергию Радонежскому, и «Святой Владимир — Креститель Руси». <…>

Перед премьерой владыка Тихон дал интервью журналистам. «<…> Идея была общая с отцом Димитрием Сальниковым, его матушкой-композитором, беседовали с ними, когда отпраздновали 1000-летие князя Владимира, мы думали сделать постановку, которую можно было бы показывать ежегодно в Святки, в день Рождества Христова, на Новый год».

Далее  — о Щелкун­чике-оборотне.

Определять это как попытку расчистки места в репертуаре зимних каникул (с использованием ресурса попечения о детских душах) не хочется.   

Не могу судить об опере Ираиды Сальниковой «Рождество»: не слышала, кроме фрагмента на YouTube. Но там только поклоны, две сотни душ на сцене, на заднике взлетает неутомимый салют, словно епархия празднует в опере не Рождество Христово, а День танкиста. Не возьмусь судить о других сочинениях композитора: знатоков отсылаю к тому же YouTube, записи выложены. Не могу судить и о творчестве Олега Нудненко. Впрочем, постановщик «Рождества», кантаты-оратории Ираиды Сальниковой «Заступник земли Русской» и ее же кантаты-оратории о Владимире-Крестителе дал «Новой» обширный комментарий. Читайте.

Нудненко и арт-холдинг «Святой мир» готовят церемонии открытия-закрытия турниров по греко-римской борьбе, волейбольных турниров РЖД и других праздников. За две недели до рождественской мистерии режиссер выпустил в Новосибирске  другую премьеру — елочное представление «Морозко». (Из афиши: «Мы расскажем… свою версию этой сказки, наполненную добрым юмором… танцевальными номерами в исполнении шоу-балета «Драйв». …Конкурсы тоже  будут… у самых активных есть шанс получить от Деда Мороза небольшие, но вкусные подарки!»)

Салюты, видимо, — часть его творческого почерка: слушатели кантаты о кн. Владимире пишут в соцсетях, что она тоже завершалась салютом.

Какая пышная, победоносная, уже привычная смесь: торжество патриотизма с фейерверками, проекты проверенных авторов, синтез умиления с забористым шоу (преподобному Сергию Радонежскому в его холщовой фелони, с мозолями от плотницкого топора на руках такой подход как-то особенно к лицу…).

Все это – на сцене одного из лучших «оперных домов» России. В идейной борьбе «Рождества» с «Щелкунчиком».

И — если б не грозная слава владыки Тихона, заслуженная в прежних боях, — никто бы, скорее всего, эту святочную историю не заметил.

Комментарий

Олег Нудненко
режиссер-постановщик:

— Сейчас идет переговорный процесс о включении оперы в рождественский репертуар НОВАТ. Директор театра с епархией предварительно договорились. Появились предложения о показах: вопрос возник о Челябинской опере.

Арт-холдинг «Святой Мир» — ​это группа моих единомышленников, новосибирских творцов. Еще 12 лет назад у нас родилась идея нестандартной постановки кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский», и мы ее предложили епархии как совместный проект: Александр Невский же у нас и полководец, и политический деятель, и святой, и третью его ипостась не упомянуть было никак нельзя. Так зародился проект «История государства Российского в симфонических картинах».

12 лет назад я был уже верующим, но еще не крещеным. После первого сотрудничества я совершил это таинство и пока не разочарован, хотя и не воцерковлен. Сложно жить в стране православной культуры и никак к ней не относиться.

Деньги на постановки собираем всем миром. Томская филармония, Новосибирская, Барнаул, мэрия Новосибирска, фонд Александра Карелина. Губернатор Новосибирской области помогал. Последняя постановка — ​средства прихожан.

Я по первому образованию режиссер массовых мероприятий, для меня объем немаловажен. Елками городскими, губернаторскими занимаюсь потому, что зимой в России больше особо нечем заняться. Пока не появилась эта опера. У меня более 1700 постановок, концертов, шоу, праздничных мероприятий, есть несколько детских спектаклей, стадионных постановок в России, Китае, Казахстане. В современном мире с клиповым мышлением музыкальных достоинств произведения не всегда достаточно: необходим комплексный световой подход, костюмирование, сценография. Театры обычно не могут похвастаться технологическими возможностями, а шоу-индустрия опережает бюджетные учреждения культуры. Я всегда использую самые новые технологии.

Классику ставить легко. А прижизненно оценить творчество музыканта сложно. У нас каждый год по премьере выходило, Ираида Сальникова как композитор растет. Мы слышим: «Сначала научись сочинять как Чайковский…» Но у Чайковского тоже первая опера — ​«Воевода» — ​не самая сильная.

А главная наша задача не «оперировать», а помогать людям стать лучше.

Записала Наталия Зотова

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera