Сюжеты

Особая часть №3

Государство гарантирует высококачественную медицинскую помощь премиум-чиновникам и силовикам. Куда идти всем остальным?

Этот материал вышел в № 5 от 20 января 2017
ЧитатьЧитать номер
Общество

9

Государство делает все для того, чтобы россияне все чаще обращались в частные клиники. Но какой смысл туда обращаться? Об этом рассуждает постоянный автор «Новой», кандидат медицинских наук Ярослав Ашихмин, имеющий опыт работы на высоких должностях в нескольких частных медцентрах.

Петр Саруханов / «Новая»

Государство сделало ставку на обеспечение приемлемого уровня лечения при потенциально излечимых неотложных состояниях, то есть таких, при которых высокотехнологичная медпомощь может быть очень эффективна, если ее оказать быстро. В последние годы заработала сеть сосудистых центров, в большинстве из которых лечение острого инфаркта миокарда и инсульта проводится на до­стойном уровне. Для бюджета это дорогое удовольствие. Поэтому, создавая такие центры, приходится жертвовать чем-то другим: например, качеством лечения пациентов с тяжелыми хроническими болезнями (онкологическими, нервными) и такими острыми заболеваниями, которые либо почти не несут угрозы для жизни (например, респираторные инфекции), либо их лечение даже на устаревшем оборудовании с применением лекарств низкого качества позволяет сохранить жизнь (желчнокаменная болезнь, пневмонии…).

Хотите лечить все вышеперечисленное на более современном уровне — идите в частные клиники, «намекает» нам государство.

Для развития частных клиник в стране созданы неплохие условия: это и возможность включения в систему ОМС, и льготный режим налогообложения, да и не «кошмарят» пока этот бизнес.

Государство не просто не против того, чтобы россияне лечились в частных клиниках, а активно этому способствует.

Никакого злого умысла — просто на качественное лечение в бюджете нет денег.

Фото: «Новая газета»

Исключение составляют высокопоставленные чиновники и силовики, их оставляют в «периметре» качественной государственной медицины. Для этого в 2014 году в статью 42 ФЗ-323 «Особенности организации оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан» даже была введена особая часть 3. Она гласит, что «особенности организации оказания медицинской помощи лицам, занимающим государственные должности РФ, лицам, замещающим отдельные должности федеральной государственной гражданской службы, и иным лицам устанавливаются актами Президента РФ и актами Правительства РФ». То есть выделяется некий круг высших чиновников и «иных лиц», которых можно лечить совершенно по-особому и за другие деньги, видимо. Возможно, именно эта поправка будет обеспечивать механизм сохранения высокого финансирования ведомственных клиник из закрытых статей бюджета.

Тем, кто не имеет доступа в ведомственные клиники, все чаще приходится обращаться в частные.

Сориентироваться в частной медицине крайне непросто. Все дело в том, что обыватель может верно оценить качество автомобиля или телефона, но практически никогда — качество медицинской помощи. Это связано с тем, что проводящееся строго по канонам доказательной медицины лечение нередко бывает некомфортным для пациента (вызывает побочные эффекты, требует жесткого соблюдения режима и проч.), либо «не соответствует ожиданиям». Эти ожидания часто бывают нереалистичными и весьма специфическими (например, люди требуют, «раз уж платят большие деньги», за неделю «поставить на ноги бабушку»).

При этом для нашего человека особенно важно то, как врач поговорил с ним, улыбнулся ли он, проявил ли сострадание. То есть пациент воспринимает качество лечения «через призму» клиентского сервиса.

Конечно, правильная коммуникация с пациентом важна не меньше, чем лечение. Но это никак не противоречит тому факту, что клиентский сервис далеко не всегда отражает качество лечения.

Когда стоит идти в частную клинику

  • Примите как данность: в России нет ни одной клиники, куда можно просто прийти (не к доктору, не по знакомству, а именно в клинику), заплатить деньги и получить максимально качественное лечение.
  • Спрашивайте рекомендации у знакомых врачей. Даже если вы знакомы с условным косметологом, а у вас перитонит, то сначала звоните в скорую, а потом косметологу: весьма вероятно, он знает хорошего хирурга, который рекомендует правильную клинику.
  • Не экономьте, не пользуйтесь всякими «скидками на консультацию профессора», не идите в медцентр «рядом с домом». Сразу идите/госпитализируйтесь в хорошую многопрофильную клинику. О качестве говорит наличие круглосуточного стационара с отделением реанимации.
  • Если с финансами проблемы, сервис не столь важен, а проблема хотя бы умеренно серьезная (не «сопли»), не идите в частную клинику. Обращайтесь к заведующему профильного отделения государственного стационара. Отсидите в очереди 4 часа, выслушайте его укоры на тему «зачем пришли с такой чепухой?», но получите лучшее качество медицинской помощи. Порой это будет написанное на огрызке бумаги название лекарства, которое точно нужно принимать.

Под текст

Почему в России так мало хороших частных клиник?

Отсутствие культуры инвестирования в биомедицинские проекты и непрофессионализм медицинского руководства клиник — два глубинных ключевых фактора, снижающих качество лечения в частных клиниках.

Качество экспертизы бизнес-планов биомедицинских проектов крайне низкое. Ответственные инвесторы об этом хорошо знают, отчего редко вкладываются в российский биомедицинский сектор. Но если ты уже вложился, а прибыли спустя много лет все нет, то как же быть? Чаще всего инвестор либо выставляет неприбыльный медицинский бизнес на продажу (и попадает в руки к циничному «злодею»), либо решает переступить через этические принципы, начиная требовать с врачей не качество лечения, а «выполнение плана». Заполнить клинику пациентами отделу маркетинга обычно не под силу, поэтому приходится требовать от врачей «увеличить средний чек», что ведет к росту необоснованных назначений.

С непрофессионализмом главных врачей и медицинских директоров все еще проще — до сих пор в России обучение организации здравоохранения отсутствует как класс, учившихся за рубежом — единицы.

Руководители без медицинского образования склонны ставить коллективу заранее невыполнимые задачи или «ломать через колено» — то есть выстраивать медицинские бизнес-процессы без оглядки на мнение коллектива. Врачам нужно в этих условиях как-то работать, как правило, они игнорируют начальника-самодура и на своем уровне выстраивают удобные для них пути лечения (бизнес-процессы). Увы, часто они не лучше спускаемых сверху.

Высокому начальству докладывают не соответствующую действительности информацию, и такой «заговор врачей против финансистов» может быть не раскрыт довольно долго.

У руководителей клиники — свои «болезни». Плохо разбираясь в экономических аспектах, они хотят выбить из инвестора «самое лучшее» оборудование и прекрасные условия труда для коллектива, совершенно не задумываясь над тем, как потраченные на это деньги будут «возвращены» инвестору.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera