Интервью

Золото сайта

Сотрудники благотворительных фондов России отмечают небывалый рост сборов пожертвований

Фото: facebook Саши Бабкиной

Общество

Галина Мурсалиеваобозреватель «Новой»

1

Многие связывают этот взлет с проектом «Добро Mail.Ru» и его молодым организатором и руководителем Сашей Бабкиной (31 год). Например, вот пишет фонд «Орби»: «…Наш фонд очень часто работает со взрослыми людьми, перенесшими инсульт, а взрослым помогают значительно реже, чем детям. Но с возникновением «Добро Mail.Ru« ситуация в корне изменилась! Теперь мы собираем невероятные когда-то суммы в 300 тысяч рублей на реабилитацию наших подопечных. Огромное спасибо!»

Впервые о проекте «Добро Mail.Ru» широкая публика узнала в 2013 году, когда были опубликованы шокирующие факты: россияне готовы помогать, но — не всем. Если несчастье случилось с малышом, ему будут готовы помочь 83% пользователей интернета. Если с дедушкой-бабушкой — 53%. Логично предположить, что на третьем месте в «рейтинге предпочтений» были бы просто взрослые люди, но нет — после «малых и старых» шли кошки и собаки (43% пользователей интернета готовы были помогать животным). На четвертое место жертвователи ставили экологические проекты, и только на пятое — взрослых. Таковы были данные совместного исследования ВЦИОМа и проекта «Добро Mail.Ru».

За три года ситуация изменилась радикально. Люди словно поняли: случись что со взрослым членом семьи, пострадают все — плохо будет и детям, и старикам, потому что именно на взрослом все и держится. Но ему не помогут из-за бессмысленного стереотипа: должен выбираться из всех бед самостоятельно.

— Три года назад, когда мы начинали проект, самым гиблым делом было начать сбор средств взрослому человеку, например на жизненно необходимую операцию, — рассказывает руководитель проекта «Добро Mail.Ru» Саша Бабкина. — Это всегда был провал, мы не могли собрать и половины нужной суммы. Поэтому, когда мы впервые собрали первые 50 тысяч рублей, это было немыслимой победой! И она была связана с тем, что нам удалось связать взрослого с ребенком.

— То есть вы готовы помогать детям: вот вам ребенок, его папе плохо, помогите ему ради ребенка?

— Да, мы заигрывали с нашими пользователями как могли. Потом этот прием использовали многие фонды, и это срабатывало. Но не всегда, потому что не у всех взрослых есть маленькие дети и пожилые родители.

И тогда в начале 2016 года мы провели новое исследование, на этот раз — совместно с Фондом общественного мнения (ФОМ). Мы хотели получить ответы на больные вопросы: что с нами не так, что благотворителям мешает помогать всем нуждающимся независимо от возраста? И если с ВЦИОМом мы брали только интернет-аудиторию, то ФОМ исследовал офлайн-сообщество, и выяснилось, что меньше одного процента населения готовы выбрать среди прочих проектов помощь тяжелобольному взрослому человеку. Незнакомому ребенку они помогут охотнее, чем взрослому в беде, даже знакомому. Но ключевым вдруг оказалось понимание: случись лично с вами что-то, вам тоже никто не станет помогать. Никто!

— Я помню, в этом исследовании многие сомневались: слишком шокировали выводы.

— Да, говорили, что, может, методика была неправильная или вопросы сформулированы не так. Но в конечном итоге все приходили к выводу, что так оно и есть. Это стереотип: взрослый — сам выпутывайся. Изменить его можно только одним способом — начать самим помогать взрослым. Забегая вперед, скажу, что сегодня в нашем проекте уже более 2 тысяч человек, которые всегда помогают взрослым.

— Как это удалось?

— Прежде всего помогло то, что о наших исследованиях заговорили. А еще мы продолжали искать новые формы, чтобы как-то по-другому рассказывать о взрослых, попавших в беду. Многие фонды говорили о взрослых как о маленьких: он беспомощен, нужна поддержка. Никакой прямой речи самого человека. И мы начали со взрослыми, которым собирали помощь, знакомить благотворителей. С прямой речью, с подробностями. Для жертвователей крайне важно знать, что после того, как ты внес вклад, все прошло успешно. Мы всегда об этом рассказываем: вот, к примеру, Инна Бубнова, которой пользователи «Добра Mail.Ru» помогли собрать часть средств для оплаты поиска донора костного мозга в зарубежном регистре, вернулась домой к сынишке Егору, который так тосковал, что называл мамой всех — папу, бабушку, тетю… Инне, подопечной Фонда борьбы с лейкемией, помогли у нас, на «Добре», 847 человек.

Ситуация выровнялась. У нас некоторые месяцы вообще идут на равных проекты для детей и для взрослых. Это круто. Детские не проиграли нисколько, просто мы поменяли подход к теме взрослых, и поток благотворительных пожертвований вырос. Мы уже сейчас успешно завершили 72% проектов по помощи взрослым.

— Правильно ли я понимаю, что вы помогаете не напрямую людям, а именно подопечным разных фондов?

— Да, мы сотрудничаем со 110 благотворительными фондами из 24 регионов России. Это самые надежные, тщательно проверенные, честные фонды. Просто не у всех есть Чулпан Хаматова или Костя Хабенский. Мы помогаем нашим добрым людям видеть эти благотворительные организации в разных уголках страны. Видеть их подопечных. Понимаете, вокруг любого фонда с годами образуются прочные сообщества, и всякий раз, с каждым новым проектом, благотворители, по сути, обращаются к одним и тем же людям. Наш благотворитель молод: больше всего жертвуют деньги на «Добре» люди от 25 до 34 лет (36%) и от 35 до 44 (26%). Как только мы запустили мобильную версию сервиса, число пользователей, которые настроили автоматические списания в пользу фондов на «Добре», выросло в 10 раз с 2014 года. У нас теперь можно делать пожертвования, вообще не выходя из социальных сетей, потому что заработало приложение «Добра Mail.Ru» для сообществ в «ВКонтакте».

— Многие в социальных сетях пишут, что с появлением вашего проекта помогать людям стало буквально нормой.

— Это связано сразу с несколькими вещами. Мы стараемся убирать барьеры, стереотипы, много времени уделяем просветительским проектам, инфографике, конференциям. А еще очень бережно относимся к тому, какие письма о проектах наш пользователь получает. Тщательно подбираем. Если бы он получал рассылку сразу от нескольких фондов, он бы просто захлебнулся в потоке горя. А мы думаем о комфорте помогающего.

Письма от фондов мы часто переписываем, чтобы минимизировать ощущения беды и печали. Потому что это как раз то, на чем зарабатывают мошенники, — удар по сердцу. А мы думаем о том, чтобы у человека помогающего оно не разрывалось всякий раз. Мы стараемся находить те фотографии нуждающегося человека, на которых он здоров. Мы говорим, что можем все вместе вернуть его к такому же, прежнему. Понимаете, если мы заполним сайт фотографиями горя, наши пользователи станут жертвами эмоционального насилия. Это невозможно все время читать в таком количестве. Мы видим, как коллеги в фондах выгорают, да и мы тоже, постоянно видя эти исходники, бываем не в лучшем состоянии. Помогающий должен быть в порядке, тогда все получится… Ему должно быть легко и удобно помогать. На «Добре» это легко и удобно.

Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera