По данным «Коммерсанта», за год до президентских выборов, назначенных на 11 марта 2018 года, начнет работать неформальный предвыборный штаб Владимира Путина. «На думских выборах дали грубо 50% явки. Где еще взять людей? Если будет возможность работать с предприятиями госкорпораций, явка будет 70%», — говорит источник «Коммерсанта». Ранее СМИ сообщали, что с вице-губернаторами, ответственными за внутреннюю политику регионов, в Кремле отрабатывали тренинг при теоретической явке 70% и такой же поддержке основного кандидата. По словам политолога Леонида Давыдова, Владимир Путин может выдвинуться как самовыдвиженец, со сбором подписей, за который тоже будут отвечать госкорпорации.
Крупные государственные предприятия и раньше отвечали за мобилизацию своих сотрудников к выборам — «Новая» писала о таких случаях, в частности, на думских выборах 2016 года в Самарской области. По словам независимого политолога Дмитрия Орешкина, такая практика существует еще со времен Советского Союза: «Прислали тяжелой металлургии директиву привезти всех сотрудников на выборы, они как хотят, так с этим и справляются». На предыдущих выборах, например, прошедших выборах в Думу, это делалось средствами регионального самоуправления. «А теперь эту ответственность переложат на госкорпорации», — считает Дмитрий Орешкин.
Поучаствовать в мобилизации могут такие структуры как «Росатом», «Ростех», «Роснефть» и другие.
Политтехнолог Дмитрий Лобойко полагает, что сообщение о новой роли госкорпораций на выборах — прежде всего сигнал для функционеров «Единой России», региональных чиновников и менеджеров самих госкорпораций на местах. «Людям говорят: вот, смотрите, как вы можете выслужиться. А чиновникам дают понять, что если они хорошо не поработают на выборах, их место может занять кто-то другой», — говорит Лобойко.
Глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов считает, что быть серьезным ресурсом предвыборной мобилизации структуры типа «Росатома» и «Ростеха» не могут, хотя бы потому, что они присутствуют далеко не везде. Но сами корпорации заинтересованы в дополнительном политическом ресурсе, и в этом новое руководство АП может им помочь. Вместе с политическими функциями в госкорпорации могут прийти и финансовые вливания, ожидает Миронов.
«Скорее всего, это в первую очередь касается «Росатома» (нынешний замглавы АП Сергей Кириенко раньше руководил этой структурой — «Новая»), но предлагается модель, выгодная всем. Отношения с регионами у госкорпораций выстраиваются непросто и бывают конфликтными. Несмотря на то, что на федеральном уровне их главы выглядят мощно, на местах они не всегда обладают определяющим влиянием, и по всем вопросам им приходится договариваться с губернаторами. Если же представить госкорпорации как политических игроков, они получают политические ресурсы в регионах, которые позволят им реализовывать свои интересы (получение выгодных активов, подешевевших в кризис, условия для работы предприятий). Есть и аппаратный ход: появление нового политического контура в виде госкорпораций означает перераспределение ресурса:
«Единая Россия» становится слабее как игрок, а Администрация президента получает преимущество.
В итоге, скорее всего, будет найден компромисс, и в игре останутся все — это обеспечит и конкуренцию, и больший охват избирателей», — полагает Миронов.
Что касается самовыдвижения Владимира Путина, то, по мнению Дмитрия Орешкина, это вопрос решенный: «Зачем ему выдвигаться от какой-то партии, если он президент всех россиян? В патриархальном сознании большинства людей он и есть государство, и если он сам себя выдвигает, то это правильно. А если это делает какая-то часть государства, а особенно часть с такой репутацией… Зачем ему ассоциация с чем-то негативным, он выше этого, выше всех партий, он парит в небе и не нуждается в партийном выдвижении».
Политолог, директор «Центра политических технологий» Алексей Макаркин считает, что сообщение источников АП — это «вброс с целью прозондировать общественное мнение». «Основная причина, по которой самовыдвижение Путина будет иметь смысл — получение голосов тех избирателей, которые готовы голосовать за него, но «Единая Россия» является для них неприемлемой партией. То есть, фактически, это борьба с репутацией «ЕР», что, на мой взгляд, является довольно второстепенным вопросом, потому что
избиратели Путина мало будут обращать внимания на то, от какой партии заявлена его кандидатура в бюллетени».
Вопрос участия госкорпораций является достаточно формальным, считает политолог: в случае выдвижения Владимира Путина от «Единой России» на результат будет работать все госкомпании и крупный бизнес, как это было и в 2012 году, а в случае самовыдвижения к госкорпорациями перейдет еще и функция сбора подписей, без этого ресурса выборы не обойдутся в любом случае. Желательный процент голосов для Владимира Путина на этих выборах — 70, то есть выбор не между кандидатами, а между одобрением и неодобрением текущей политической ситуации, потому что можно будет голосовать за Путина, или против него, но за того кандидата, который заранее не может выиграть, считает Макаркин.