Комментарии

Святых внесли

РПЦ признала святого Патрика и некоторых других западных святых. Зачем?

Фото: ТАСС

Этот материал вышел в № 25 от 13 марта 2017
ЧитатьЧитать номер
Культура

Александр СолдатовНовая газета

3
 

Целых два года работала специальная комиссия Московской патриархии по упорядочиванию ее месяцеслова (официального календаря с днями памяти святых), которую возглавляет митрополит Климент — официальный оппонент патриарха Кирилла на патриарших выборах 2009 года. 9 марта на заседании Синода РПЦ МП в Свято-Даниловом монастыре комиссия представила первый список западных святых, которых отныне внесут во все календари Московского патриархата. Предполагается, что комиссия продолжит работу и дальше, и русский месяцеслов будет постоянно пополняться «вновь выявленными» именами западноевропейских подвижников христианского благочестия.

Оттенок сенсационности решению Синода придало наличие в утвержденном списке «святителя Патрикия, просветителя Ирландии (память 17/30 марта)». Да, в официальный календарь РПЦ МП теперь вошел знаменитый День святого Патрика, который отмечается во всем мире как раз 17 марта. Правда, дробь в дате означает, что Московская патриархия признает эту дату корректной по старому, юлианскому стилю, а по новому, григорианскому, введенному в России в 1918 году, она соответствует 30 марту. То есть благочестивым русским православным христианам предписывается праздновать День св. Патрика все-таки не с остальным христианским миром, а по-своему — на 13 дней позже, так же, как, например, Рождество.

Католическая церковь отмечает День св. Патрика сравнительно недавно, с XVII в., а в Ирландии он является национальным праздником. Поскольку национальным цветом Ирландии считается зеленый, то участники праздника стараются облачаться в зеленые одежды, а символом праздника служит трилистник — листок клевера, или Крест святого Патрика, знаменующий Святую Троицу. В разных городах мира, особенно в Нью-Йорке и Бостоне, где живет много этнических ирландцев, в этот день устраиваются красочные шествия. Но в современном мире это не столько ирландский праздник, сколько день «альтернативной» культуры, связанный с антикапиталистическим протестом. Ирландский народ, ведущий борьбу с «британскими угнетателями», воспринимается как символ освободительного движения, а древняя кельтская культура, духовно питающая эту борьбу, как «альтернативная» природная религия, по сути — новое язычество, переосмысленное в формах New Age. На празднике принято употреблять много пива, родиной которого празднующие считают Ирландию.

Понятно, что к собственно святому Патрику, который имел романское происхождение и был христианским аскетом, современная субкультура Дня св. Патрика, развившаяся в Америке, имеет довольно отдаленное отношение.

Но вернемся к решению Синода. Помимо Патрика в нем перечислено 15 святых — в основном французских (Пофин, Бландина, Понтик, Епиподий Лионские, Сатурнин Тулузский, Виктор Марсельский, Женевьева и Герман Парижские и др.). В список попал и один английский святой — Албан Британский. Все они либо мученики, пострадавшие в эпоху гонений от языческих императоров Рима (II—IV вв.), либо просветители народов Запада, или подвижники-монахи. Самый поздний по времени жизни святой в списке — преподобный Прокопий Сазавский — скончался в 1053 году, то есть за год до окончательного официального разделения христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). На современном экуменическом языке таких подвижников принято называть «святыми древней неразделенной церкви».

Безусловно, их внесение в русский православный месяцеслов будет с одобрением воспринято в Римско-католической церкви. В этом контексте решение Синода можно считать новым шагом на том пути, на котором год назад в Гаване была подписана совместная декларация папы Франциска и патриарха Кирилла.

Нынешний предстоятель РПЦ унаследовал от своего духовного отца — митрополита Никодима, скончавшегося на приеме у папы Римского, — искреннюю симпатию к католицизму и считает преодоление разделения христианского мира своей исторической миссией. Действовать более быстро и открыто ему мешают лишь консервативная настроенность основной части паствы и изоляционистский курс Кремля.

С другой стороны,

увеличение числа западных святых в календаре РПЦ отражает процесс увеличения числа приходов этой церкви в странах Запада

 Изоляционизм изоляционизмом, а масса отставных российских чиновников, завершивших «первоначальное накопление» бизнесменов или, по крайней мере, членов их семей предпочитает жить на Западе. Церковь же традиционно является местом притяжения диаспоры, своего рода культурным центром и клубом общения. Однако новые русские приходы на Западе возникают в уже сложившемся духовно-культурном ландшафте, с местными чтимыми святыми, к которым православная церковь должна как-то выразить свое отношение. И самым естественным отношением является их принятие как тех самых «святых древней неразделенной церкви», так сказать — каноническое освоение этих святых.

Начало работе по такому освоению положил великий святой Русской зарубежной церкви святитель Иоанн (Максимович), который еще в 1952 году сделал Архиерейскому синоду в Нью-Йорке доклад о забытых святых Запада. С тех пор в календарях Русской зарубежной церкви печаталось значительно больше непривычных для русского слуха имен, чем в календарях издания Московской патриархии. Теперь Русская зарубежная церковь в значительной мере поглощена Москвой, и миссия по «православному освоению» Запада переходит к ней.

Но почему особое внимание в нынешнем списке уделено Франции? Тут явно слышится отголосок недавнего визита в Париж патриарха Кирилла, который освятил в центре французской столицы новый грандиозный русский собор.

В Москве всерьез рассчитывают, что к власти во Франции идут ультраконсервативные силы, а значит, именно эта страна имеет шансы стать точкой опоры для усиления влияния Кремля на Западе. И почему бы не опереться в этом расчете на помощь древних западных святых?

Друзья!

Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть независимой, честной и смелой, станьте соучастником «Новой газеты».

«Новая газета» — одно из немногих СМИ России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Четыре журналиста «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

Мы хотим, чтобы нашу судьбу решали только вы, читатели «Новой газеты». Мы хотим работать только на вас и зависеть только от вас.
Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником
Рейтинг@Mail.ru

К сожалению, браузер, которым вы пользуйтесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google ChromeFirefoxOpera