СюжетыОбщество

Заказ очевиден, заказчик установлен не будет?

Что стало известно о покушении на калининградского журналиста и политика Игоря Рудникова

Этот материал вышел в номере № 28 от 20 марта 2017
Читать
Заказ очевиден, заказчик установлен не будет?
Игорь Рудников в суде над своим киллером

В Центральном районном суде Калининграда началось слушание дела о покушении на убийство депутата областной думы и главного редактора газеты «Новые колеса» Игоря Рудникова, которое было совершено ровно год назад, 17 марта 2016 года.

На скамье подсудимых — один из исполнителей преступления, хотя точно известен и второй соучастник, не считая тех, кто помогал в Калининграде «гастролерам» из Санкт-Петербурга, и по оставленным многочисленным следам их не так уж трудно было бы найти.

Рудников на первом же судебном заседании назвал (не в первый раз) еще и заказчика. Он предполагает, что это глава одного из районов Калининградской области: своими заметками в газете редактор мешал незаконному строительстве в курортной зоне Балтийского побережья.

Мы бы не решились повторить эту версию потерпевшего в «Новой», если бы не многочисленные странности при расследовании этого дела и передаче его в суд. Вообще такая скорость (сама по себе, конечно, похвальная) для наших следственных органов и прокуратуры совсем не типична, тем более, что расследование начиналось далеко не так активно и шустро…

Корреспондент «Новой» вылетел в Калининград уже через несколько дней, и подробный материал о покушении на Рудникова был опубликован еще до конца марта (№ 32 за прошлый год).

Напомним, что нападение произошло в центре города в середине дня у дверей популярного кафе. Двое (опознаны) следили за Рудниковым во время обеда, а на выходе на глазах у прохожих, а также водителя Рудникова один из преступников, обхватив его сзади за горло, нанес 5 ударов ножом, из них 3 «глубиной 10 и более см.».

Один из ударов повредил артерию, и если бы не официанта, зажимавшая его раны полотенцем до приезда «скорой», Рудников скончался бы от потери крови (и все равно потерял ее более 2-х литров).

Вряд ли благодаря чуду, скорее в результате такой организации работы полиции — нападавшим удалось скрыться на краденой машине, а дело, несмотря на дерзкий и даже демонстративный характер преступления, было возбуждено «о хулиганстве». Вероятно, оно так бы и осталось «висяком», как и большинство заказных убийств и нападений на журналистов, если бы правоохранительные органы Санкт-Петербурга через полтора месяца не задержали целую банду, в состав которой входило около 30 человек, в том числе несколько офицеров полиции.

капитан полиции Михаил Васюк
капитан полиции Михаил Васюк

При допросах выяснилось, что капитан полиции Михаил Васюк и бывший сержант ОМОНа, ветеран чеченской кампании Алексей Каширин только что летали в Калининград, где были опознаны как нападавшие на Рудникова.

Удары ножом наносил Каширин, а Васюк ранее в Петербурге сходным мучительным способом расправился с женщиной, умершей в больнице спустя несколько дней.

Только после этого Управление следственного комитета в Калининграде переквалифицировало дело как покушение на убийство при отягчающих обстоятельствах (совершенное группой лиц).

Алексей Каширин
Алексей Каширин

Но почему спустя год на скамье подсудимых в районном суде (и, кстати, почему в районном — убийство при отягчающих обстоятельствах подсудно областному суду?) оказался только Каширин, сразу заявивший, что давать показания не будет? А где Васюк, где те, кто помогал этим двоим в чужом для обоих городе, не говоря уже о заказчике? Доводы обвинения о том, что Васюк-де проходит в Санкт-Петербурге по целому ряду других дел об убийствах, а дело в отношении Каширина выделено из-за того, что истекают сроки следствия, увы, не выглядят убедительными. Следствие и суды имеют обыкновение месяц за месяцем и даже год за годом продлевать сроки, в том числе содержания под стражей, и по куда менее опасным хозяйственным делам.

Каширин в зале суда
Каширин в зале суда

«Заказной» характер покушения не оставляет сомнений, но все как бы делается для того, чтобы заказчика не называть: для чего бывшему сержанту болтать (если по питерской банде против него, и в самом деле, больше ничего нет)? В компании с другими соучастниками ему было бы, конечно, сложнее.

Между тем еще в публикации годичной давности мы настаивал на том, что наряду со ст. 105 УК РФ (убийство) это дело должно быть квалифицировано также по ст. 277 УК как «посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля», совершенное в целях ее прекращения или из мести за такую деятельность. Это был бы очень важный для всей российской журналистики прецедент, который позволил бы перевести и контроль за «делом Рудникова» на совсем иной уровень. Не раз в ходе следствия на этом настаивал и адвокат потерпевшего, но все, включая суд, отвечали, что для такого вывода в деле недостаточно доказательств. Так откуда же они возьмутся, если взять и разрезать дело вот так? — и круг пока замкнулся…

Значит, будем продолжать. Калининградский суд — не последняя инстанция. Рудников уточнил, что, кроме соответствующего ходатайства на первом судебном заседании, как депутат областной думы он проинформировал о странностях этого следствия и суда также администрацию области. Вот и мы тоже — информируем и будем информировать.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow